НУРАНИ
Изучая историю человечества, небезынтересно проследить, как менялись используемые энергоносители. Кое-где еще и сегодня используют в качестве топлива для огня дрова, уголь и даже кизяки. Первые паровозы и паровые машины тоже без зазрения совести использовали в качестве топлива дрова. Промышленная революция XIX-XX веков совершалась за счет энергии каменного угля. Сегодня на пике популярности — нефть и природный газ. Они по своей эффективности и «теплопродуктивности» многократно превосходят каменный уголь, а тем более дрова.
Другое дело, что работа с ними требует и создания солидной инфраструктуры, и серьезного отношения к нормам безопасности. Трубопроводы, газоперекачивающие станции, распределители — все это по возможности строится с соблюдением строжайших требований безопасности и подальше от жилья. А о том, что может произойти, если этими нормами пренебрегать, напоминает, к примеру, железнодорожная катастрофа 4 июня 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР на перегоне Аша — Улу-Теляк.
В этом месте трасса знаменитой Транссибирской магистрали проходит рядом с трубопроводом «Сибирь — Урал — Поволжье». Перекачивали по нему газобензиновую смесь. Часа за три до аварии давление начало падать. Но операторы просто увеличили подачу. Как потом выяснилось, в трубопроводе образовалась щель длиной более полутора метров, из которой начал просачиваться в воздух огнеопасный газ. Зловещее облако собралось в низине, прямо над железной дорогой. По жестокому стечению обстоятельств, газ взорвался в ту секунду, когда через облако проезжали два пассажирских поезда — «Новосибирск — Адлер» и»Адлер — Новосибирск». Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, ранения получили более 600.
Жителям австрийского городка Баумгартен, где накануне произошел взрыв на газовом хабе, еще повезло. В результате аварии один человек погиб, 18 получили ранения. Здание разрушено на 23%, оплавлены корпуса автомобилей на парковке. Государственное управление уголовного розыска Австрии начинает расследование. Чуть позже полиция Австрии назвала предварительную причину взрыва. По данным правоохранительных органов страны, взрыв на газовой станции в Баумгартене произошел по причине технической неисправности.
Впрочем, куда больше аналитики и журналисты обсуждают другое. Как напоминает российский сайт neftegaz.ru, центрально-европейский газовый хаб, расположенный в австрийском местечке Баумгартен на границе со Словакией, — это международная площадка для торговли газом, входит в 3 крупнейших газораспределительных центра в Европе. Через Баумгартен прокачивается около 1/3 всех поставок российского газа в Западную Европу: Италию, части Австрии, Словению и Хорватию. Для «Газпрома» этот хаб — стратегически важный объект, через который в настоящее время проходит российский газ. Кроме того, компания надеется именно через данный хаб сделать продолжение магистрального газопровода «Турецкий поток» в страны ЕС.
К тому же взрыв произошел на редкость невовремя: как раз на фоне зимних холодов. Выпуски теленовостей в последнее время заполнены репортажами о небывалом снегопаде в Европе. Уже очень скоро — рождественские и новогодние праздники. А значит, рост потребления газа. Но в результате аварии, передавали по горячим следам «Вести», транзит топлива через юг и юго-восток Австрии временно приостановлен. Без топлива остались Венгрия, Словакия, Словения и Хорватия.
А затем «Вести» озвучили главное: «По мнению экспертов, сегодняшнее происшествие еще раз доказывает — всегда нужен запасной вариант. И другие реализуемые проекты «Газпрома» — могли бы выручить в этой ситуации. Российские проекты «Северный поток -2», «Турецкий поток» — очень важны для Европы. Например, для Италии. Если бы, например, был реализован проект «Южный поток» со строительством трубы через Грецию, то очевидно, что можно было бы повысить пропуск газа по данной магистрали. А сама Италия была бы не столь зависима от украинского транзита, ведь он идет в страну исключительно через Баумгартен».
К тому же нельзя не заметить: взрыв в Баумгартене грянул как раз в то время, когда США активно противодействуют этим самым российским проектам, не без оснований полагая, что статус монополиста на газовом рынке Европы Москва без колебаний «конвертирует» в политическое давление. Вашингтон работает со своими европейскими союзниками по вопросу противодействия созданию трубопровода «Северный поток — 2», заявил на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл.
«Наш подход заключается в том, чтобы говорить конкретно с теми странами, которые солидарны с нами и не хотят, чтобы этот процесс продолжался. На уровне ЕС мы продолжаем призывать использовать инструменты… И я думаю, есть широкий политический консенсус в ЕС и в ряде институтов насчет противодействия «Северному потоку — 2», — сказал он. Митчелл отметил, что, по мнению Госдепартамента, «Северный поток — 2» — это «неразумный проект».
Команда госсекретаря Рекса Тиллерсона, возможно, нашла дипломатический способ заблокировать строительство газопровода «Северный поток-2», сообщает, в свою очередь, журналист The Washington Examiner Джоэл Герке, чью статью цитирует ИноПресса. «Американские дипломаты работают с европейскими союзниками, особенно с Данией, чтобы предотвратить строительство «Северного потока-2″, крупного проекта российской государственной энергокомпании, предназначенного для поставок природного газа в Германию. Проект газопровода вызвал тревогу повсюду в Европе и США, поскольку официальные лица обеспокоены зависимостью Европы от российских энергоресурсов. Но сделку поддерживает Германия, что осложняет попытки Запада заблокировать проект. И вот тут появляется Дания», — пишет Герке.
Как напоминает журналист, вышеупомянутый помощник госсекретаря по делам Евразии и Европы Уэсс Митчелл на слушаниях в подкомиссии сенатского комитета по иностранным делам заявил: «Как я понимаю, поскольку «Северный поток-2″ проходит через датские воды, это потенциально существенное политическое и правовое препятствие, способное реально замедлить прогресс в строительстве газопровода».
По его словам, в Европе «существует довольно широкий политический консенсус» по поводу того, что газопровод не должен быть построен. «Это проект, который сконцентрирует 75% российского газа для Европы в одном трубопроводе. Поэтому он не в интересах Европы и не в наших», — сказал Митчелл.
В статье отмечается, что Митчел усматривает также «политическую возможность» изменить точку зрения немецкого правительства на фоне попыток Ангелы Меркель сформировать правящую коалицию. Он предложил, в частности, настоятельно призвать Германию не игнорировать обеспокоенность других стран ЕС, выступающих против строительства газопровода.
И вот на этом фоне в результате взрыва на газовом хабе в Австрии Европа остается без российского газа — в разгар зимних холодов и аномальных снегопадов.
Случайность? Совпадение? Возможно. Но…зимой 2005-2006 годов Россия резко повысила цены на газ для «непокорных» стран постсоветского пространства, причем сделала это до истечения уже подписанных контрактов. В числе тех, кого таким образом наказывали, была и Грузия. В Тбилиси в ответ не запаниковали и не стали умолять Россию вернуть старые цены, обещая взамен забыть о вступлении в НАТО. И вот в январе 2006 года «неизвестные террористы» попросту взорвали трубопровод, причем обе его «нитки» — и основную, и резервную. А заодно подорвали и магистральную ЛЭП.
Тогда энергетического коллапса не случилось — Грузию выручили поставки из Азербайджана. Но эта история как минимум позволяет представить, какими инструментами пользуется РФ в своих «газовых играх».
Правда, относительно взрыва в 2006 году с самого начала не было сомнений, что это теракт. Аварию на хабе в Баумгартене считают технической неисправностью.
Но…технической неисправностью первоначально считали и взрыв на нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан в августе 2008 года, точнее, на его турецком участке. Однако в декабре 2014 года агентство Bloomberg сообщило: взрыв нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на турецком участке, произошедший в августе 2008 года, был осуществлен с помощью компьютерного вируса. Как указывало агентство в статье под названием «Таинственный взрыв на трубопроводе в Турции открыл новую эру кибервойн», за этой террористической атакой могла стоять российская сторона.
А данные, полученные от источников в американской разведке, указывают на то, что курдские сепаратисты не имеют отношения к этому террористическому акту, хотя именно эта версия была названа в качестве основной, а сами курдские сепаратисты поспешили взять на себя ответственность за происшествие. Дело не только в том, что через несколько дней после подрыва трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан истребители ВВС этой страны сбросили бомбы вблизи трубопровода на территории Грузии. Трубопровод был оснащен датчиками и камерами, чтобы контролировать каждый метр из 1099 километров от Каспийского до Средиземного морей.
Однако взрыв, который вывел его из строя, не вызвал ни одного сигнала бедствия. Bloomberg, ссылаясь на сотрудников американских спецслужб, утверждает, что 60 часов видеонаблюдения были стерты хакерами, но камеры засняли за день до взрыва вблизи нефтепровода двух лиц с портативными компьютерами. Мужчины носили черную униформу военного образца без знаков различия, похожую на одежду, которую носит спецназ. О «вежливых людях» в камуфляжной форме без знаков различия мир заговорил только через шесть лет, после аннексии Крыма.
Это, конечно, еще не доказательство, что взрыв на хабе в Баумгартене стоит в том же ряду. Но по меньшей мере информация к размышлению, так ли уж различаются методы, при помощи которых Россия пытается принудить к послушанию страны постсоветского пространства и государства «старой Европы». Особенно если в Москве по каким-то причинам уверены, что молодой канцлер Австрии Себастьян Курц, озабоченный соблюдением прав человека в Азербайджане и готовый миловаться с неонацистами, не станет особенно усердствовать в расследовании этой аварии.