Э.РУСТАМОВА
Спасти гражданина Азербайджана, которого за рубежом приговорили к смертной казни, практически невозможно. Даже на государственном уровне повлиять на решение суда и спасти от высшей меры наказания нельзя. Об этом заявил в интервью Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
«Как правило, та страна, где отбывает наказание наш гражданин, соглашается передать для дальнейшего исполнения наказания азербайджанской стороне в том случае, если это наказание в законодательстве Азербайджана существует, и его могут исполнить. Смертный приговор — не тот случай,» — отметил Зейналов.
Напомним, 10 февраля 1998 года в Азербайджане была отменена смертная казнь. Парламент Азербайджана принял решение не лишать людей жизни, а заменить это наказание пожизненным заключением. Согласно статье 57 Уголовного кодекса АР, пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений против мира и безопасности человечества, военных преступлений, преступлений против личности и государственной власти.
«Самое суровое наказание у нас — это пожизненное заключение, поэтому иностранное государство на законных основаниях может отказать передать нам нашего гражданина. В этом случае на дипломатическом уровне проводятся переговоры. Например, случай с офицером Рамилем Сафаровым, который был осужден судом Будапешта на пожизненное заключение за убийство армянского офицера. Согласно местному законодательству, возможность пересмотра судебного решения установлена через 30 лет, а в Азербайджане — спустя 25 лет. Тем не менее обе стороны пришли к согласию, что от этого суть сильно не меняется. Поэтому венгры согласились передать нам Сафарова для отбывания пожизненного срока в Азербайджане. Дальнейший исход этого дела всем известен,» — обьяснил правозащитник.
«Совершенно другое дело, когда речь идет о смертном приговоре. Если гражданина Азербайджана, например, в Иране или во Вьетнаме приговорили к повешению, то повлиять на исход дела будет крайне сложно. Если удастся добиться замены смертной казни на пожизненное заключение, то только в этом случае можно говорить об экстрадиции,» — говорит Зейналов.
По его словам, правительство Азербайджана не может повлиять на решение иностранного суда.
«Да, согласно законодательству, Азербайджан обязан защищать права своих граждан, где бы они ни находились, и использовать для этого как правовые, так и политические средства. Но в таких ситуациях правительство бессильно. Максимум что может сделать государство для своих граждан — предоставить переводчиков и посодействовать в оказании юридической помощью (найти хорошего адвоката) и бороться за их права и интересы. Поэтому, прежде чем ехать в другую страну и совершать необдуманные действия, стоит внимательно изучить местное законодательство», — сказал Эльдар Зейналов.
Отметим, что, согласно Венской конвенции о консульских сношениях, при проведении суда над гражданином иного государства данное государство обязано информировать подсудимого о праве на защиту.
«Процедура выдачи заключенных иностранных граждан из Азербайджана отличается. Как правило, Азербайджан делает оговорку, что вопросы смягчения наказания должны согласовываться с азербайджанской стороной. Мы имеем на это право. У каждой страны свои требования. Например, в Европе пожизненные заключенные отбывают наказание по 12-15 лет, а потом их досрочно освобождают, что неприемлемо для нас», — сказал правозащитник.
Э.Зейналов также отметил, что на сегодняшний день граждане Азербайджана отбывают наказание преимущественно в России.
«По последним данным, в 2016 году в исправительных учреждениях России содержались 29 822 выходца из-за рубежа, из которых 2 350 человек — азербайджанцы. понятно, что если в РФ число наших граждан исчисляется тысячами, то в других странах сотнями и десятками. Помимо России, большое количество граждан АР отбывают наказание в Грузии, Иране, Беларуси, Украине», — сказал Эльдар Зейналов.
По словам эксперта, ещё безнадежней обстоит дело с помощью со стороны Азербайджана этническим азербайджанцам в других странах. Здесь у нашего правительства нет формальных рычагов влияния
Накануне стало известно, что Верховный суд Ирана утвердил смертный приговор суда первой инстанции в отношении ученого-азербайджанца Ахмеда Резы Джелали.
Как передает Vesti.Az, по информации информационного ресурса иранской диаспоры IranWire, мать осужденного ознакомилась с копией решения суда, которую ей представил адвокат. Отметим, что в октябре этого года суд первой инстанции обвинил Джелали в шпионаже на том основании, что он снабжал Моссад данными об иранских ученых-атомщиках.
По информации СМИ, истинной причиной судебного приговора стал отказ Джелали от негласного сотрудничества с секретными службами. По словам матери осужденного, он добивается открытого и гласного судебного процесса по его делу: «Если мой сын виновен, пусть об этом скажут принародно. Мы требуем лишь этого».
Отметим, что Джелали получил докторскую степень по исследованию стихийных бедствий в Стокгольмском университете, после чего занимался научными исследованиями в Швеции, Италии и Бельгии. Суд по его делу был проведен 24 сентября и продолжался 2 минуты. Приговор был оглашен 21 октября. Осужденный является гражданином ИРИ.