НУРАНИ
До Второй мировой войны санкции в международной политике негласно считались скорее «выразительным жестом», чем реальной мерой давления. Ну, быть может, за вычетом ситуаций, когда накладывалось эмбарго на поставки нефти. Сегодня, когда мир стал по-настоящему глобальным, уязвимость стран для внешнего давления многократно возросла. И в результате санкции превращаются в меру весьма действенную и болезненную.
И хотя политики могут, конечно, «выстреливать» заявления в стиле «мы траву есть будем, но Крым Украине не вернем!», но на деле продуманные санкционные меры, направленные на ключевые фигуры из «ближнего круга» лидера или ведущие фирмы военно-промышленного комплекса, делают свое дело.
Вот и сегодня в США, по сообщению ряда источников, готовятся ввести новые санкции против РФ. Как удрученно сообщают «Вести», газета Politico со ссылкой на источник сообщила, что за нарушение Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) администрация президента США Дональда Трампа введет новые санкции в отношении России. Ограничительные меры будут введены Министерством торговли в отношении российских компаний, которые, по мнению властей США, оказывали технологическое содействие в разработке запрещенных договором крылатых ракет, передает ТАСС. Этими ограничениями американская администрация намерена «изменить экономические планы» российского руководства.
Строго говоря, тема эта поднимается уже достаточно давно — США впервые обвинили Россию в нарушении ДРСМД еще в июле 2014 года и затем неоднократно повторяли эти обвинения. В Москве, естественно, все отрицали, но теперь дело дошло до санкций.
Здесь, пожалуй, нелишне напомнить предысторию вопроса. Договор о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) был подписан еще в 1987 году генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом. И считалось, что его условия полностью выполнены. Соглашение было действительно масштабным: оно, напоминает, в частности, «Коммерсантъ», впервые в истории позволило ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1-5,5 тыс. км) и меньшей (от 500 до 1 тыс. км) дальности, а также не иметь таких ракет в будущем.
Но теперь этот договор под большим вопросом. И, конечно же, в России во всем винят США. Месяц назад в своих «Вестях недели» Дмитрий Киселев рассуждал: «Оружие — это, надо сказать, наверное, самое опасное. Почему? А потому, что средняя дальность по военной классификации — от полутора тысяч километров до пяти тысяч, а малая — от 500 до полутора. Таким образом, речь идет о ракетах с дальностью от 500 до пяти тысяч километров, о ракетах, что важно, наземного базирования, способных нести ядерные боеголовки, о ракетах, чье подлетное время — минуты. Значит, и времени на принятие решения об ответном ударе еще меньше. В этом и опасность».
Как напоминал тогда ведущий и по совместительству глава МИА «Россия сегодня», «в середине 80-х в Европе сложилась ситуация сродни Карибскому кризису, когда советские СС-20 и американские «Першинги» в упор смотрели друг на друга. Пуск, 20 минут полета — и все. Понятно, что нервишки тогда у всех не выдержали — решили от такой конструкции безопасности отказаться. Теперь Соединенные Штаты хотят выйти из Договора по РСМД с Россией и вернуть прежнюю ситуацию. Точнее они хотят — совершенно в ковбойской манере — успеть первым приставить пистолет к виску врага. Другое дело, что и сами получат к своему виску ствол, но хотят рискнуть, словно жизнь и ломаного цента не стоит».
Только вот хронология событий не оставляет сомнений: в реальности за пистолет, то есть за ракеты малой дальности, первыми схватились в России.
В 2007 году Путин выступает со своей знаменитой речью на Мюнхенской конференции, объявив, что «Россия встала с колен». И уже в 2008-2011 годах российские военные в нарушение договора испытали на полигоне Капустин Яр крылатую ракету наземного базирования на дальность более 500 км. Теперь, указывает «Ъ», американские СМИ со ссылкой на источники в госструктурах США сообщили: запрещенная ракета уже развернута. А 29 ноября спецпомощник президента США Кристофер Форд не только подтвердил подозрения, но и уточнил, что речь идет о 9М729.
Теперь на повестке дня новое нарушение. Еще в феврале нынешнего года «Ведомости» цитировали статью из The New York Times: Россия «тайно» развернула крылатую ракету наземного базирования большой дальности, которая нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). По мнению газеты, это большое препятствие на пути заявленного президентом США Дональдом Трампом улучшения отношений с российским коллегой Владимиром Путиным, особенно учитывая, что договор о РСМД был одной из основ окончания «холодной войны». По данным NYT, два ракетных дивизиона (по четыре боевых машины каждый), вооруженных этой ракетой, уже развернуты: причем один из них — не в районе полигона Капустин Яр.
В связи с этим американское обозначение опытного комплекса — SSC-X-8 — заменено на постоянное — SSC-8. Открытой информации о комплексе нет, но, вероятно, речь идет о ракете 9M729, которая предположительно является наземным вариантом авиационной стратегической крылатой ракеты Х- 101 с дальностью полета до 5500 км с обычной или ядерной боеголовкой.
Бывший командующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав неоднократно называл российские наземные крылатые ракеты «угрозой, требующей ответа». Он также указывал, что их боевые машины унифицированы с обычными ПУ ракет «Искандер», не подпадающих под действие РСМД, поэтому надежно идентифицировать их «крайне сложно». Обеспокоенность тем, что новая российская разработка нарушает РСМД, выражала еще администрация Барака Обамы после испытаний российской ракеты в 2014 году. А «Искандеры», напомним, Россия разместила и в оккупированном украинском Крыму, и в Армении, и в Калининградской области.
Москва, разумеется, выдвигает ответные обвинения. С точки зрения России, указывает «Ъ», США нарушают Договор о РСМД сразу тремя способами: размещая в Европе пусковые установки противоракет (Мк 41), которые гипотетически могут быть использованы для размещения крылатых ракет; используя ракеты-мишени, сходные по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования; и наращивая производство и применение ударных беспилотников (!).
Так или иначе, по данным того же «Коммерсанта», в середине следующей недели в Женеве должно состояться заседание специальной контрольной комиссии по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), с участием делегаций России, США, Беларуси, Казахстана и Украины. Но теперь российский МИД дал понять, что никаких переговоров не будет, если Вашингтон введет в отношении Москвы дополнительные санкции, однако вероятность новых санкций достаточно высока.
Более того, как напоминает ТАСС, Трамп еще 2 августа подписал закон об ужесточении санкционного режима в отношении России, Ирана и КНДР, закрепив тем самым ограничительные меры в отношении Москвы, принятые предыдущей администрацией США во главе с президентом Бараком Обамой на основании его исполнительных указов. Речь идет о рестрикциях, связанных с агрессией против Украины, а также с российскими кибератаками на американские политические организации.
Помимо этого, санкции могут быть введены против третьих лиц, сотрудничающих с компаниями российского оборонного сектора. Их перечень ранее уже опубликовал Госдепартамент. В законе также содержится положение, согласно которому политика США должна в том числе заключаться в противодействии строительству газопровода «Северный поток-2». Лица, инвестирующие в энергетический сектор России, также могут попасть в черные списки. А как напоминает, в частности, «Московский комсомолец», уже через месяц минфин США представит доклад с новым пакетом антироссийских санкций.
«Их гвоздем, скорее всего, станет запрет на инвестиции в российские гособлигации, что может вызвать резкое падение рубля и новые проблемы с финансированием дефицита бюджета», — указывает «МК». — Но пока весь ответ — это заявления руководителей ЦБ, смысл которых: «Нам не страшен серый волк!» Любопытно не только это, в центре внимания оказывается обсуждение финансовых мер, облегчающих вывод из США капиталов тех россиян, которые могут пополнить персональные санкционные списки.
Агентство Reuters сообщает, что именно ради этого готовятся выпуски облигаций государственного валютного займа с доходностью, заметно превышающей проценты по валютным депозитам. Одним из преимуществ такого инструмента является его анонимность. Правда, заявленная цель не вполне соответствует предложенному средству, хотя бы потому, что покинувшие Россию капиталы, несмотря на санкции, могут вовсе не испытать приступов непреодолимой ностальгии, а просто сменить ареал своего распространения, оставаясь за рубежом».
Другой вопрос, помогут ли новые жесткие меры в адрес РФ самому Дональду Трампу избавиться от имиджа слишком большого друга России. Тем более, что его администрацию уже и так обвиняют в затягивании вопроса с введением новых санкций против РФ. А постоянный представитель США при ООН Никки Хейли в эфире телекомпании CNN уже сетует, что ряд американских СМИ безосновательно полагает, будто администрация США и, в частности, Госдепартамент откладывают претворение в жизнь закона об ужесточении антироссийских санкций, подписанного президентом Дональдом Трампом.
Отвечая на вопрос, почему администрация Трампа так долго откладывает введение против Москвы санкций на основании закона, одобренного Конгрессом США минувшим летом и подписанного главой государства, Хейли заверила: «На основании того, что мне было сказано, Госдепартамент продвинулся вперед с санкциями против России. Я не знаю, что вы имеете в виду, но Госдепартамент заявил, что полностью ввел их». Только вот вряд ли эти заявления Никки Хейли помогут Дональду Трампу сбить волну внимания к «рашагейту» в самих США. И вполне возможно, что это расследование знаменует собой смену поколений в американской политике, где на смену «голубям» уже приходят «ястребы».