Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Очень значимое понятие для молодого независимого государства, но как часто мы с вами задумываемся о нашем индивидуальном гражданском долге? И вовсе, какой процент населения задавался этим вопросом? А что, собственно говоря, входит в это понятие?
Увы, но отсутствие вероятности несения уголовной ответственности за неисполнение индивидуального гражданского долга как раз и стало причиной того, что «гражданский долг» превратился в социокультурный дефицит современного нам общества.
Это понятие скорее входит в теоретико-философскую категорию моральных величин, и отчасти поэтому мы все реже встречаемся с практическими проявлениями гражданского долга. А когда все же приходится сталкиваться с редкими проявлениями этого долга, мы переживаем эмоциональные чувства восхищения и восторга.
Тогда как гражданский долг должен стать культурной, социальной и морально-правовой основой современного общественного сознания. Более того, такие понятия как индивид и гражданский долг должны быть взаимообусловленными компонентами современного гражданского общества.
Да, соглашусь и с тем, что чувства гражданского долга посредством различных социально-политических и культурных технологий должны инициироваться непосредственно самим государством.
Мягко говоря, трудно ждать инициативности в данном направлении непосредственно от самого общества, а тем более, в период экономических потрясений. Эти качества посредством различных мер должны планомерно стимулироваться и воспитываться.
Подобная политика служит завтрашнему дню, а после того как гражданский долг станет обязательной характеристикой современного общества, это качество может превратиться в естественный фактор обеспечения стабильного развития и формирования социальной ответственности, чего так сильно порою нам не хватает.
Искренне радует то обстоятельство, что в процесс формирования активной гражданской позиции исполнения своего индивидуального долга в контексте информационной войны вовлечены также и представители сферы культуры. Ведь именно культура может придать массовый характер, каким-либо конкретным тенденциям.
А ведь учреждения культуры как раз и являются тем самым инструментарием, способствующим тиражированию в общественном сознании необходимых социальных качеств. Считаю, что именно за этой способностью и скрывается необъятный политический потенциал культуры и культурных механизмов.
Так, например, на минувшей неделе в Билясуварском районе по инициативе регионального управления Министерства культуры и туризма, а также Научного центра этого министерства было организовано мероприятие, посвященное именно популяризации индивидуальных инициатив в области пропаганды национальной культуры в глобальной паутине интернета.
На данном мероприятии, где, подчеркну, участвовали не только сотрудники системы культуры, но также глава исполнительной власти, видные представители местной общественности и интеллигенции, обсуждались методы и способы активного индивидуального участия в процессе пропаганды национальной культуры.
Были продемонстрированы различные виды информационных технологий доведения до внимания международной общественности объективной информации об Азербайджане. Сам факт того, что в данный процесс уже активно вовлечены сотрудники самой системы культуры, уже не просто достоин внимания, но это также говорит и о том, что сегодня происходит функциональная переориентация системы культуры.
Иными словами, «культура» постепенно перестает быть красивой атрибутикой и всего лишь сферой организации праздничных мероприятий. Эта сфера примиряет к себе функции социально-политического формата.
Переосмысление роли культуры в политической системе управления страны, как раз и есть превращение «культуры» в действенный механизм обеспечения устойчивого развития государства и нации. Тем самым культура становится неотъемлемым фактором обеспечения социально-политической стабильности. Согласитесь, подобный подход выступает не только гарантом неиссякаемой актуальности культуры, но и фактором обособления политической значимости данной сферы в жизни нашей страны.
Развивая данный контекст и возвращаясь непосредственно к названию «Точка зрения», можно предложить также и иную гипотезу. А именно то, что уровень развития культуры следует воспринимать в качестве индикатора состояния гражданского долга и социальной ответственности у граждан страны.
Учреждения культуры — это те самые места, где и должен идти активный процесс формирования чувства гражданского долга. А культурные мероприятия, начиная от спектаклей и кинофильмов, заканчивая концертами и творческими вечерами — это действенные механизмы стимулирования необходимых социокультурных качеств у граждан страны. Посредством этих самых механизмов и происходит постепенная модернизация общественного сознания.
Для полноты понимания всей значимости такого рода инициатив считаю необходимым отметить также и контекст самого мероприятия. Так во время мероприятия сотрудники сферы культуры обсуждали конкретные методы и механизмы разоблачения армянских фальсификаций, которые в массовом порядке имеют место на страничках различных интернет-ресурсов.
Более того, было выдвинуто предложение об инициировании совместного проекта: «Один сотрудник — одна информация», в рамках которого каждый сотрудник системы культуры должен будет на страничках различных социальных сетей распространить одну информацию об одном конкретном элементе культурного наследия азербайджанского народа.
Позволю себе сказать, что это и есть реализация активной гражданской позиции посредством применения конкретных культурных механизмов.
Более того, это еще и свидетельство реализации стратегической установки главы государства, которая заключается в применении агрессивной наступательной политики в продолжающейся информационной войне.