НУРАНИ
В Армении продолжают обсуждать очередную оплеуху, полученную в ЮНЕСКО: несмотря на все старания и даже попытку заявить протест, долму признали азербайджанским блюдом.
Сайт Shame.am по этому поводу откликнулся весьма показательным комментарием: «Разумеется, ЮНЕСКО — не высшая инстанция, и ее решения носят символический характер. Но если мы являемся членом этой организации, значит, для нас существенна ее политика, и если там делают шаги, противоречащие нашим интересам, мы должны также знать пути противодействия. Еще несколько месяцев назад пресса сообщила, что «Азербайджан желает присвоить толму, кочари и кяманчу».
Это была не только тревога, но и сигнал к тому, чтобы соответствующие структуры предприняли меры для того, чтобы не проиграть в этом поле. Но, как видим, ничего сделано не было. А сегодня те же бездельники с грустными лицами заявляют, что якобы ЮНЕСКО подвергает нас культурной аннексии».
После чего обрисовывает весь масштаб постигшей Армению катастрофы: «Завтра на наших столах толмы меньше не станет. Во все последующие годы также в различных областях Армении будут проводиться фестивали толмы, пригласят на эти празднества туристов. Но кое-что, тем не менее, будет не так. Получится, что, согласно критериям ЮНЕСКО, мы отныне будем отмечать фестиваль турецкого блюда и вкушать пищу вражеской страны. А это, между нами говоря, неприятное ощущение. А самое неприятное ощущение возникает от того, что мы позволяем Ара Абрамяну и похожим на него пустоголовым особям выступать от нашего имени в ЮНЕСКО и «базарить» с азербайджанцами, и этого мало, так еще и проигрывать. Может ли кто-нибудь положить конец этому позору?».
Ответ вообще-то прост. Достаточно просто не красть у соседей рецепты национальных блюд, музыку, а тем более не объявлять своими земли соседних стран. Но в Армении такое говорить вслух не принято.
Понятно, впрочем, и другое. Проигрывать всегда обидно, так еще провал в ЮНЕСКО случился на редкость не ко времени. В Армении оживленно обсуждают контуры будущей «конфигурации власти», и согласно многим версиям, пост президента, пусть и с урезанными полномочиями, в 2018 году займет Эдвард Налбандян. Но вот сбудутся ли его прогнозы после того, как Армения упустила права на сворованную у соседей- азербайджанцев долму? А значит, под вопросом оказываются результаты долгих кулуары «перетрясок».
Но самое главное, Армения в очередной раз убедилась, что она не располагает на мировой арене таким уж сногсшибательным лобби, как в этом были уверены в Ереване еще вначале. Во всяком случае, доктор политологии Айк А. Мартиросян в интервью «Первому информационному» высказался на этот счет весьма резко.
«Забудьте о армянских «лоббистских» организациях. Это миф, в который не верят даже турки. Что это за лоббистские организации? Несколько жалких структур, от которых остались осколки? Это «мощное» армянское «лобби», которое собирает едва более десятка миллионов долларов в результате после годового марафона по сбору средств Всеармянского фонда «Айастан»? Евреи собирают такие деньги на одну синагогу, за один день. В Соединенных Штатах такие деньги могут собирать всего несколько десятков краутсорсинговых кампаний, чтобы помочь оказавшимся в соцсетях и попавшимся на глаза бездомным или ветеранам. Нет лобби, пришло время прекратить верить в абсурдные сказки. В конце концов, в результате мы только обманываем самих себя. Лобби есть у Турции, Азербайджана. У этих двух есть мощные, серьезные и высококачественные лобби, и они более усиливают их. Армянская диаспора, как система, превратилась в провинциальную сеть, что трагедия, конечно же, но факт».
А ведь на это лобби возлагались и возлагаются серьезные надежды, особенно в вопросе «приармянивания» чужих территорий. К тому же именно в эти дни в Армении принялись оживленно обсуждать заявление Эрдогана касательно Лозаннских соглашений. Как отметил президент Турции перед визитом в Грецию, все мировые соглашения со временем нуждаются в обновлении, и в том числе востребованы изменения в Лозаннские соглашения. «Внесение изменений в Лозаннские соглашения послужит не только интересам Турции, но и принесет пользу Греции. Турция готова обсудить детали Лозанских соглашений с Грецией в случае согласия на внесение таких изменений», — сказал Эрдоган.
В Армении немедленно встрепенулись. И решили, что вот настал удобный момент вернуться к Севрскому договору и арбитражному решению Вудро Вильсона, предусматривающих выкраивание «Западной Армении» из шести восточно-анатолийских вилайетов. Здесь никому не пришло в голову, что Турция обратилась к этому вопросу именно потому, что ситуация сдвинулась в ее пользу, что иначе в Анкаре просто не стали бы заговаривать о судьбе Лозаннских соглашений. И, конечно же, делают ставку на лоббистскую деятельность. Но, увы и ах, такая задача лоббистам явно не по силам.
И за всем этим шумом на заданную тему как-то незаметно на второй план отходят куда более важные для Армении проблемы — социально- экономические. «Все бегут из Армении — армяне, бизнес, инвестиции» — констатирует Armenia Report.
А ереванская «Жаманак», в свою очередь, констатирует: «Национальная статистическая служба (НСС) вчера опубликовала показатель бедности в Армении, который по данным за 2016 год составил 30 процентов. То есть, НСС подтвердила, что беден почти каждый третий житель Армении, если учесть, что численность постоянного населения Армении уже ниже, так сказать, психологической отметки в 3 миллиона человек. Во всем этом самым тревожным является то, что опубликованный показатель бедности никого не удивил — ни общество, ни оппозицию, ни власть. Армения повально свыклась с нынешним показателем бедности, что, пожалуй, самое проблематичное в этой неутешительной картине. То есть, 30-процентная бедность для Армении стала «психологической нормой».
В противном случае сейчас Армения должна была просто взорваться от шума — каждый третий гражданин государства с населением меньше 3 миллионов живет в условиях бедности. Но шума нет, потому что сделали свое дело годы и смена правительств. Правительства в Армении, по сути, сменялись не с целью или перспективой борьбы против бедности, ликвидации бедности, а для адаптации общества, общественной мысли, сознания и подсознания к 30-процентной бедности». Понятно, что для решения этой проблемы нужна, прежде всего, нормализация отношений с соседями, экономическая реинтеграция страны, но на это у Еревана банально не хватает политической воли.
А упомянутый выше Айк Мартиросян стращает слабонервную публику: «Эти протоколы (о нормализации армяно-турецких отношений — Ред.) являются наихудшим и самым опасным документом, подписанным армянской стороной с 1920 года. Никогда Ереван не делал что-то более опасного».
Что же касается заявления Эрдогана о «закрытых дверях», то, по мнению Мартиросяна, «на самом деле, к сожалению, именно из-за турецкой стороны Ереван стоит перед закрытыми дверями. Эти двери не Турция должна была закрывать перед Арменией, а сама Армения должна была забетонировать этот вход, чтобы даже речи не шло о том, чтобы открыть границы. В тот день, когда Турция через призму своих интересов поймет свою ошибку — держать закрытой границу с Арменией, — и откроет ее и начнет внешне нормальные отношения с Ереваном, армянский вопрос будет окончательно решен. Экономическое и политическое поглощение Армении отныне станет вопросом нескольких лет». И вообще, «пока в Москве, а затем в Ереване в эти дни активно обсуждают, кто является чьей верной или неверной женой, влезая на турецкую постель, Армения точно не может оказаться в статусе «мачо»».
А это значит, что прежняя политика руководства Армении, по всей видимости, продолжится. И бегство их страны «армян, бизнеса, инвестиций», понятное дело, тоже.