НУРАНИ
6 декабря в Украине отмечается День Вооруженных сил. Этот национальный праздник всех украинских военнослужащих отмечается ежегодно. Он появился в календаре праздников в 1993 году, почти сразу после распада Советского Союза — после соответствующего постановления Верховной рады Украины. Дата была приурочена ко дню принятия Закона Украины «О Вооруженных силах Украины» 6 декабря 1991 года.
А днем ранее в Одессе состоялась церемония присвоения названий четырем построенным для Военно-Морских Сил Украины малым бронированным артиллерийским катерам, сообщили в пресс-центре командования ВМС.
Новые катера для украинских ВМС получили имена «Вышгород», «Кременчуг», «Лубны» и «Никополь». «Государственные испытания катеров вышли на завершающий этап и уже в ближайшее время они пополнят боевой состав отечественного флота», — заявил командующий ВМС вице-адмирал Игорь Воронченко.
Как напоминают в Киеве, уже в ближайшее время в боевом составе ВМС Украины будет 6 малых бронированных артиллерийских катеров. На трех построенных боевых единицах командирами являются лейтенанты — выпускники Института ВМС Национального университета «Одесская морская академия».
Но это не единственная новость. В тот же день Военно-морские силы Вооруженных сил Украины провели в Черном море тактическое учение. «К учению привлекались шесть малых бронированных артиллерийских катеров, в том числе четыре построенных для флота текущего года, а также два вертолета морской авиации. За действиями в море с борта фрегата «Гетман Сагайдачный», а также с борта одного из летательных аппаратов, который в том числе осуществлял посадку на фрегат, наблюдал командующий ВМС ВС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко», — говорится в сообщении Минобороны.
По данным ведомства, катера в ходе учения отрабатывали задачи по охране и обороне прибрежной зоны, портов и коммуникаций, в составе тактической группы, в ходе обучения применялись средства поражения и средства маскировки. Сообщается, что принявшие участие в учении четыре новых катера по завершении государственных испытаний будут введены в боевой состав ВМС.
Очевидно, что в Украине приступили к практической реализации концепции того самого «москитного флота». Еще в середине октября появились сообщения, что командование ВМС Украины внедряет особую тактику противостояния российскому флоту в Черном море под названием «волчья стая». Это способ преследования, при котором большие катера противника блокируются группой более легких и маневренных судов, пояснял «симоньяновский» канал Russia Today. Уже тогда было известно, что для этих целей Киев строит так называемый «москитный флот» — серию быстроходных и маневренных бронированных катеров, способных нести на борту не только артиллерийское, но и ракетное оружие.
О том, что в случае агрессии со стороны Москвы ВМС Украины планируют применять в отношении Черноморского флота России тактику «волчья стая», выпуская много легких кораблей против одного мощного, говорилось в сюжете украинского канала ТСН. «»Волчья стая» означает, что мы можем вшестером броситься на большой корабль противника. Одновременно он не в состоянии вести много целей и вести по ним огонь», — заявил в интервью телеканалу командир одного из бронекатеров Александр Регула.
В Черном море необходимо постоянное присутствие кораблей ВМС Украины с ракетным вооружением, подчеркивал в сюжете канала ТСН руководитель отдела управления боевой подготовки Юрий Федаш. «Наш сосед комфортно себя чувствует в северо-западной части Черного моря. Нужно уменьшать эти комфортные условия», — предупредил он. Также военнослужащие ВМС Украины заявили каналу ТСН о готовности с помощью тактики «волчья стая» предпринять попытку восстановить контроль над газовыми вышками в Черном море. Моряки напомнили: российские радары не видят «волчью стаю».
В Москве тогда заявили, что эта тактика, мол, обречена на провал. И сегодня в РФ повторяют те же «мантры». Военный историк, главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым», подполковник Сергей Ченнык в эфире радио Sputnik старательно лил бальзам на душу и на уши российских «державников»: «В основу создания «москитного флота» положили проект бронекатеров «Гюрза», которые в свое время были разработаны для Узбекистана, для выполнения службы на реках. Понятно, что Украина этот проект модернизировала, чтобы он мог выполнять задачи в море. Но если почитать отзывы тех, кто эксплуатирует такой катер, то окажется, что эти отзывы не самые радостные. Потому что судно даже в готовом исполнении можно считать относительно боеготовым. Все, что они могут — это разгонять рыбаков в прибрежных водах. На что-то большее — на противодействие современному флоту, о чем мечтает Украина: мол, навешаем ракет, и сможем сделать, все, что угодно — они не годятся. Они могут служить только камикадзе», — уверял Сергей Ченнык. По его словам, ВМФ Украины не стоит рассчитывать на проведение серьезных боевых операций.
Но куда больше российских экспертов обеспокоило другое. На следующий день украинский Генштаб сообщил: «В Черном море ВМС Украины совместно с эсминцем ВМС США «Джеймс Уильямс» провели тренировку типа PASSEX. От украинских ВМС к мероприятиям привлекались 2 вертолета Ка-27. Цель мероприятия заключалась в отработке взаимодействия с кораблями стран-партнеров в соответствии со стандартами НАТО, повышении уровня взаимосовместимости и углублении сотрудничества».
Во время учений вертолеты морской авиации ВМС ВС Украины в непростых метеорологических условиях отработали, в частности, элементы посадки на палубу американского корабля. Кроме того, участники тренировки провели учения по противовоздушной обороне согласно стандартам НАТО.
В Москве тут же сменили тон: вдруг оказалось, что иметь дело придется не только с бронекатерами «Гюрза». Франц Клинцевич, первый зампред оборонного комитета Совета Федерации, раздраженно заявил РИА «Новости»: «Мы выступаем категорически против. Это провокация, которую Россия воспринимает как недружественный шаг со стороны США».
Оказывается, эти учения нарушают «все мыслимые и немыслимые» договоренности с США. Такие «игры» будут иметь очень серьезные последствия, цитирует Клинцевича РИА Новости. О каких именно договоренностях идет речь, где и когда США обязались не проводить учений с другими причерноморскими странами в их территориальных водах, правда, не уточнил. Что неудивительно.
Другое дело, что повод для беспокойства у РФ есть, и весьма серьезный. Еще в середине ноября СМИ РФ оживленно комментировали доклад о противостоянии России в черноморском регионе, который подготовили сотрудники Оборонного колледжа НАТО. Как отмечали натовские эксперты, Москва не смирилась с утратой влияния над странами Черноморского бассейна — Украиной, Грузией, Болгарией, Румынией — и хочет «переиграть» итоги холодной войны.
На этом фоне аналитики предложили дополнить военно-морскую стратегию альянса от 2011 г. положениями о создании объединенных сил реагирования с приоритетом на противостояние России в Черном море. Авторы доклада также выступили с инициативой создания Черноморского командования НАТО, в которое могли бы войти помимо стран альянса в регионе (Турция, Румыния и Болгария) также силы Украины и Грузии.
На следующем этапе перевести часть своих ВМС из Средиземного моря в Черное должна Анкара. В том же «пакете» США предлагается пообещать Турции комплексы ПВО Patriot и заодно убедить Анкару отказаться от «сумасбродной идеи» приобрести комплексы С-400 у России. В Москве рассчитывают на то, что поставки С-400 вписаны в широкий круг согласованных между Турцией и Россией вопросов по сирийскому урегулированию, но здесь многое будет зависеть от поведения Башара Асада. Который пока что не проявил себя как политик, способный выполнять взятые на себя обязательства.
Наконец, есть предложение и усилить ВМС Болгарии и Румынии за счет передачи им кораблей других стран НАТО. Руководство НАТО еще в начале года заявляло о том, что рассматривает планы по усилению присутствия в черноморском регионе. Процесс формирования мультинациональной механизированной бригады из контингентов Болгарии, Румынии и Турции уже запущен. Наконец, к явному неудовольствию РФ, генсек НАТО Йенс Столтенберг пообещал, что НАТО на министерской встрече обсудит с Грузией укрепление сотрудничества по ситуации с безопасностью в Черном море.
«Мы рассмотрим области, в которых мы можем сотрудничать еще теснее, в том числе по безопасности на Черном море», — сказал Столтенберг журналистам, представляя повестку предстоящего заседания министериала и комиссии Грузия-НАТО.
Словом, у России немного шансов превратить Черное море в собственное «озеро».