НУРАНИ
В австрийской Вене — очередной этап «большой карабахской дипломатии»: встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении, затем — форум министров иностранных дел стран ОБСЕ.
В Армении, однако, разворачивается пиар-кампания, которая менее всего похожа на подготовку общественного мнения к реальному урегулированию.
Во всяком случае, ереванская «168 жам» предоставила слово российскому политологу Александру Скакову, который вообще выразился в том духе, что на переговоры надеяться не стоит: «В Вене продолжатся переговоры ради переговоров, поскольку стороны и особенно Азербайджан не готов к уступкам. Министерские встречи ничего не решают, просто МГ и посредники пытаются убедиться, что их труды не напрасны, однако ситуация далека от обсуждений по урегулированию».
И вообще, по мнению Скакова, «односторонние уступки дадут возможность для начала войны, что не в интересах ни одной из сторон, так что это невозможно», — сказал он». Если учесть, что вывод войск с оккупированных азербайджанских земель в Армении как раз и именуют «односторонними уступками», то подтекст ясен.
И тут уже не кажется случайным, что все совпало с недавним провокационным вояжем Сержа Саргсяна в оккупированный Карабах. Еще накануне здесь подробно рассказали, что президент Армении, которого сопровождали и представители ереванского генералитета, и еще «президент Нагорного Карабаха» Бако Саакян со своей свитой, наблюдали за устроенными на захваченных азербайджанских землях учениями с отработкой наступательных действий.
Затем Серж Саргсян и Бако Саакян, передает ереванский сайт «Панорама», «посетили ряд воинских частей в центральной и восточной частях «республики» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), ознакомившись с ходом службы солдат».
Ранее Серж Саргсян в сопровождении Саакяна посетил учебный центр «Аспарез». Высоким гостям были представлены тактико-технические характеристики и назначение новой военной техники армянского производства, после чего Саргсян и Саакян с наблюдательской вышки проследили за ходом ее применения. Затем президент Армении вручил поощрительные подарки наиболее отличившимся в службе военнослужащим, затем поприсутствовал на церемониях открытия новых казарм и воинского клуба. Словом, «броня крепка, и танки наши быстры».
Другой вопрос — реальная боеспособность армянской армии.
Armenian Report сообщает об очередном громком судебном процессе: уроженец села Мхчян Араратской области Армении, 19-летний военнослужащий Ованес Худавердян признал себя виновным в убийстве 19-летнего сослуживца Ваагна Вирабяна и был приговорен к 9,9 года тюрьмы. Как поясняет портал, инцидент между Худавердяном и Вирабяном произошел 14 октября 2016 года в одной из военных частей на юге Нагорного Карабаха, что в очередной раз подтверждает: служат на передовой линии вовсе не «самоопределившиеся карабахцы», а призывники из Армении.
Как оказалось, ранее Худавердян «настучал» командиру, будто Вирабян спит на боевой позиции. Согласно показаниям обвиняемого, Вирабян сказал ему, что «хорошему парню» негоже докладывать об этом старшему, и после возвращения в воинскую часть его отношение изменится. Вдобавок Вирабян, по словам обвиняемого, «обругал его святыню», после чего Худавердян снял с предохранителя автомат и выпустил очередь в сослуживца.
По словам свидетелей, Худавердян объяснял, что Вирабян «ругается прямо в лицо, как я мог не убить?» «Ваагн обругал мои святыни, я выпустил в него весь магазин, любой бы так сделал», «пусть судят, я ругательств не проглочу» и т.д.
Это можно было бы, конечно, списать на «отдельный инцидент», сослаться на «горячие нравы» и т.д., но в те же дни Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи опубликовал пугающую статистику небоевых потерь в армянской армии. В январе-сентябре 2017 года в вооруженных силах Армении погибли 46 солдат. Из 46 военнослужащих 29 солдат-срочников, 17 — контрактников. 17 подобных случаев произошло в Армении, 29 — в оккупированном Карабахе.
При этом только 21 солдат погиб от пули противника в результате «нарушения режима прекращения огня». 6 были убиты (5 нарушений правил обращения с оружием, 1 — умышленное убийство), 6 несчастных случаев (4 несчастных случая, 1 отравление и 1 — небрежное отношение к службе, которое по неосторожности привело к смерти), 9 — самоубийство или доведение до самоубийства, еще 4 — по причине здоровья. И если к этим 46 инцидентам прибавить октябрьских и ноябрьских жертв, то число случаев переходит порог 56.
Маргарита Хачатрян, председатель председателя координационного совета «Солдат», занимающегося вопросами армии, заявила «Первому информационному»: «Любой случай вызывает беспокойство, потеря каждого сына болезненна, но мы находимся в состоянии войны. Я сожалею, что за 11 месяцев у нас 56 потерь, но, поскольку проблема Карабаха не решена, у нас появятся новые потери. У меня есть чувство страха, что число жертв будет увеличиваться».
По словам правозащитницы Жанны Алексанян, статистика случаев смерти в армии в последние годы только повышается, и никаких мер по их сокращению не предпринимается. «Если при бывшем главе армии было возможно поднимать эти вопросы, обсуждать их, довести до него проблему, то при новом министре все проходит под покровом темноты. Он никогда не упоминал скандальные дела, смертельные случаи, случаи нарушения права на жизнь. В этом случае я полностью ставлю под сомнение, что в целом что-то делается для снижения смертности», — сказала правозащитник.
По ее словам, новое руководство армии не только не предпринимает шагов в этом направлении, но также демонстрирует абсолютное безразличие к делам. «Когда такие случаи происходят, первая реакция заключается в том, что родитель приходит в МО, чтобы попросить раскрыть дело и наказать виновных. Но я знаю случаи, когда их не принимают, выгоняют за двери и посылают в Следственный комитет, то есть они только убивают и не имеют никакой другой функции. Они даже не пытаются изменить преступную атмосферу в воинских частях, устранить безнаказанность».
А это значит, что реальная боеспособность армянской армии продолжает падать, несмотря на все бодрые реляции Сержа Саргсяна и его приближенных. Другое дело, что здесь уверены: воевать за Армению ну просто обязана Россия.
Бывший министр обороны Армении, генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян в беседе с Tert.am банально проговорился, что нынешний взлет напряженности как раз на фоне переговоров министров иностранных дел в Вене «срежиссирован» Москвой. Прямо он об этом, конечно, не говорил, но зато рассуждал, что, являясь членом ОДКБ, Армения усиливает политическое давление на Азербайджан, развивает национальную армию, что является самой важной гарантией невозобновления войны, в случае же возобновления войны — гарантией победы.
Арутюнян напоминал, что тысячи офицеров Армении, которые обеспечивают боеспособность нашей армии, дисциплину, получают бесплатное образование в России, Беларуси и Казахстане. С другой стороны, по его словам, Армения приобретает оружие и боеприпасы по внутренним ценам, которые не идут ни в какое сравнение с международными ценами.
Прокомментировал и недавнее заявление ОДКБ по Карабаху: «Только этот факт сам по себе свидетельствует о том, что ОДКБ содействует мирному урегулированию карабахского конфликта. В заявлении ОДКБ зафиксированы те принципы урегулирования вопроса — неприменение силы или угроз о применении силы, реализация права народа на самоопределение, которые исходят из интересов армянской стороны. Нам известно, что Азербайджан отрицает эти принципы, подчеркивая важность территориальной целостности. ОДКБ же признает права народа на самоопределение или неприменение силы или угроз о применении силы», — рассуждал Арутюнян.
Хотя и признал, что Карабах лежит за пределами зоны ответственности ОДКБ. Впрочем, как показывает пример и Южной Осетии, и Абхазии, и Крыма, государственные границы Россию не останавливают.
Другой вопрос — возможная международная реакция после «крымнаша» на возможный новый взлом чужих границ. Так что желанное «заграница нам поможет» может последовать далеко не в той степени, как на это надеются в Ереване.