НУРАНИ
Есть такое циничное, хотя и верное, правило: острота проблемы не всегда пропорциональна степени внимания к ней мировых СМИ. Кризис в Йемене — наглядное тому подтверждение. Условий для нормальной работы журналистов здесь нет, получить достойную «картинку» и даже четкую информацию, что здесь происходит, не всегда возможно.
Но теперь новости из Йемена вновь на первых полосах — ситуация в стране сорвалась в штопор. Бывший президент Йемена Али Абдалла Салех погиб от выстрела в голову — его убили хуситы в населенном пункте Сунхан недалеко от Саны, передает РИА «Новости».
Обычно, рассказывая о йеменском конфликте, аналитики отмечают, что в 2014 году здесь вспыхнул конфликт между сторонниками Салеха и проиранскими хуситами, с одной стороны, и войсками, верными действующему президенту страны Мансуру Хади, с другой. Но не все так просто.
Йемен — страна бедная и слаборазвитая. Более того, ее уже не один десяток лет раздирают межклановые и межплеменные противоречия. Пока Йемен был небольшим, пустынным и бедным государством на юге Аравийского полуострова, обстановка здесь интересовала разве что ценителей и импортеров великолепного местного кофе, который в арабских странах поэтично именуют «Бинт аль-Йаман» — «дочь Йемена».
Но теперь, когда Ближний Восток превратился в «горячую точку», ситуация переменилась коренным образом: межплеменные распри получили подпитку в виде геополитических интересов внешних игроков.
Как напоминает, в частности, «Лента.ру», Йемен очень долго оставался разделенным. На севере находилось Йеменское Муттаваккилийское королевство, где правили мусульмане-зейдиты (умеренные шииты). Юг контролировала Великобритания, и в 1967 году он получил независимость. «Северянин» Салех уже в 1962 году, едва получив звание лейтенанта, принял участие в военном перевороте, вдохновленном идеями арабского национализма.
В стране началась гражданская война: на протяжении восьми лет республиканцы сражались с монархистами и в итоге одержали победу. Монархистов активно поддерживали Саудовская Аравия и Великобритания, республиканцев — Египет и СССР. К 1963-му в северном Йемене было уже более 500 советских военных советников.
Затем стал военным губернатором провинции Таиз. Через год, после убийства президента Йемена, был назначен одним из четырех членов управляющего страной временного совета. А 17 июля 1978-го уже сам занял президентский пост. Правил Салех методами, от демократии весьма далекими: расставлял на важные посты своих людей, «железной рукой» подавлял заговоры.
Как теперь признают историки, в 1972 году началась война Северного и Южного Йемена, который к этому моменту превратился в Народную Демократическую Республику Йемен. Но уже через месяц появилось Каирское соглашение, которое предусматривало перспективу объединения страны. В 1979-м случился еще один скоротечный конфликт.
Затем в дело вмешалась нефть. В начале 1980-х на общей границе двух стран обнаружили залежи «черного золота». Взаимный экономический интерес и снижение напряженности позволили в ноябре 1989 года двум лидерам заключить соглашение о демилитаризации границы и возможности ее пересечения при предъявлении лишь внутреннего паспорта, а уже 22 мая 1990 года два государства объединились в одно. Салех стал главой государства, а президент Южного Йемена Али Салем аль-Бейд — премьер-министром.
Приняли относительно прогрессивную Конституцию, провели выборы, но полученный расклад власти не устроил «южан», которых к тому же раздражало и желание выходцев с севера разрабатывать местные нефтяные ресурсы. Затем правительство объединенного Йемена не согласилось поддерживать американскую антииракскую коалицию, и в ответ Саудовская Аравия отправила по домам 800 тысяч йеменцев, работавших в стране.
Население Йемена одним махом выросло на семь процентов, вернувшихся пришлось расселять по временным лагерям, и самое главное, поток денег, высылаемых ими на родину, полностью иссяк. Экономические трудности подогрели межплеменную рознь. В мае 1994 года началась гражданская война между Севером и Югом, которая закончилась победой северян.
Но к этому моменту на севере уже заявляли о себе проиранские группировки шиитов, возглавляемые религиозным лидером Хусейном аль-Хуси — те самые «хуситы». Свой главный лозунг они сформулировали вполне по-тегерански: «Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие иудеям, победа за исламом». А в 2004 году решил свергнуть светского лидера Салеха. Но восстание было подавлено.
Следующий акт йеменской драмы наступил в 2011 году, когда уже набирала силу «арабская весна». Как напоминает «Лента.ру», был свергнут тунисский президент Зин аль-Абидин Бен Али, и йеменская оппозиция попробовала провернуть похожий трюк в своей стране. Салеха обвиняли в авторитарности, отсутствии демократических реформ и коррупции. Пользуясь хаосом, силу набрала террористическая группировка «Аль-Гаэда» на Аравийском полуострове» — именно из Йемена происходят корни семьи бен Ладенов. ООН предложила дорожную карту: Салех в обмен на иммунитет от судебного преследования передал власть выходцу с юга Абд-Раббо Мансуру Хади.
Но тогда никто не мог предусмотреть, что Мансур Хади попросту не удержит контроля над страной, и что главной проблемой Йемена является не «авторитаризм» Салеха, а межплеменная рознь, на которой было слишком много желающих погреть руки.
Наконец, Хади добивался кредитного транша от МВФ, но банкиры поставили ему жесткое условие: отказаться от сверхльготных цен на бензин, субсидируемых государством. Хади согласился, что взвинтило градус недовольства. Использовав его, хуситы, действовавшие уже в союзе с Салехом, двинулись на столицу, Сану, и практически бескровно заняли ее 21 сентября. Хади бежал сначала в южный город Аден, а затем в Саудовскую Аравию. Весь север страны был под контролем хуситов и их союзника Салеха.
А это уже напугало Саудовскую Аравию, где прекрасно понимали: Йемен — лучший для Ирана «ключ» к шиитской общине самого королевства. Под эгидой Саудовской Аравии в страну в рамках операции «Буря решимости» вторглись 9 государств (собственно Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Катар, Иордания, Марокко, Египет и Судан). Они пришли на йеменскую землю по просьбе Хади. Коалицию поддержали США с Великобританией, указывает «Лента.ру». Но добиться окончательной победы не смогли.
На этом фоне Салех решил выступить против хуситов.29 ноября 2017 года Салех заявил о разрыве союза Всеобщего национального конгресса. Тогда же Салех обвинил своих бывших союзников-хуситов в преступлениях против йеменского народа. «Йеменские граждане пытались вытерпеть безрассудство хуситов в течение двух с половиной лет, но я уже не могу. Я призываю братьев в соседних странах прекратить агрессию, снять блокаду. Давайте перевернем эту страницу», — заявил он в телевизионном обращении в субботу, 2 декабря. Сразу после этого лояльные ему армейские части дали хуситам бой.
Эскалация насилия между хуситами и сторонниками Салеха идет быстрыми темпами. Первые вооруженные столкновения начались в районе крупнейшей в Сане мечети, названной именем Салеха, но вскоре конфликт перекинулся и на другие районы города. Бои продолжаются до сих пор — по данным телеканала Sky News Arabia, в результате столкновений в столице Йемена погибли уже 245 человек, указывает «Газета.ру».
Но теперь Салех убит. О его смерти изначально сообщил официальный представитель движения хуситов, объединенных в движение «Ансар Аллах». По этим данным, экс-глава Йемена был убит при попытке сбежать из Саны в мухафазу Мариб. Агентство Al Arabiya сообщает, что бывший президент Йемена был убит снайпером — ему метко выстрелили в голову.
Вскоре информацию о гибели Салеха официально подтвердили в Министерстве внутренних дел Йемена. Министерство также контролируется хуситами. МВД также сообщило о неких «конфиденциальных документах», с которыми Салех пытался бежать из йеменской столицы. В Министерстве также признали, что, кроме Салеха, погибнуть могли его заместитель Ареф Зока и генсек Партии национального конгресса Ясир аль-Авази. О местонахождении Халида — сына Али Абдаллы Салеха — пока не известно. Вероятно, тот захвачен в плен.
Сегодня эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, как дальше будут развиваться события в Йемене. На местном политическом поле после убийства Салеха просто не осталось по-настоящему ярких и авторитетных лидеров, способных взять под контроль ситуацию в этой стране. Ее будущее остается туманным, и «йеменская бомба» по- прежнему угрожает всему региону.