А.ШАКУР
Во время апрельских боев прошлого года у многих азербайджанских наблюдателей в памяти осталась скандальная фальсификация журналистов телеканала Life. Журналисты вели репортаж из одного из прифронтовых районов Азербайджана. Сначала заявили, будто бы «люди на этой автостоянке живут в машинах», чтобы в случае чего быстрее уехать. Затем появился, как говорят журналисты, «синхрон».
Но… человек, с которым беседовали журналисты, рассказывал о том, что сейчас они возвращаются с поминальной церемонии по шехиду, погибшему во время боев. А журналисты «переводили» что-то совершенно иное.
Многие тогда вспомнили почти забытые ляпсусы советских журналистов еще во время советского вторжения в Афганистан. Где тоже уважаемые корреспонденты говорили с белобородым старцем на одной из площадей Кабула. Старец пояснял: он писарь, помогает — за плату, естественно! — составить прошение в государственные органы. А журналисты «переводили»: «Этот афганец благодарит советских солдат за то, что они защитили его родной кишлак!» А в редакцию сыпались возмущенные письма, и не только от граждан, скажем, Таджикистана, которые понимают афганцев без перевода: возмущались и бывшие советские военнослужащие, прошедшие Афганистан.
Теперь уроки афганской войны, в том числе и по части «перевода с телевизионного на реальный», вновь актуальны.
Российские СМИ, ссылаясь на официальные источники, продолжают публиковать армейские победные реляции. Дальние бомбардировщики Ту-22М3 нанесли удар по объектам террористов «Исламского государства» в сирийской провинции Дейр-эз-Зор, сообщили в Минобороны. Шесть Ту-22М3 вылетели с аэродрома в России. В небе над Сирией их прикрывали истребители Су-30СМ с авиабазы Хмеймим. Целью ударов стали опорные пункты и техника террористов. В военном ведомстве подтвердили успешное поражение всех целей. За последнюю неделю российская авиация совершила около 420 боевых вылетов, уничтожив более 900 объектов боевиков, рапортуют в Минобороны.
РИА «Новости» тут же напоминает: «Как отмечал президент России Владимир Путин, сирийские правительственные силы контролируют уже 98% территории страны, а «оставшиеся очаги террористов быстро тают под ударами наших военно-космических сил и сирийских союзников». В Минобороны также заявляли о скором завершении операции по разгрому террористов — в ближайшее время от них полностью освободят западный берег Евфрата».
Увы, при ближайшем рассмотрении ситуация для РФ становится не столь уж лестной.
Прежде всего, не секрет: операция в Сирии задумывалась с «турецким», вернее, «антитурецким», прицелом. Информацию к размышлению дают и неоднократные «информационные наскоки» на Анкару с самого начала операции ВКС в Сирии, и «залеты» самолетов этих самых ВКС в турецкое воздушное пространство, и бомбовые удары по тем силам, которые не имели ни малейшего отношения с ИГ, но пользовались поддержкой Анкары…
Дальнейшие события тоже известны: один из самолетов ВКС России был сбит, между Москвой и Анкарой разразился острейший кризис, и на этом фоне РФ… неожиданно выводит из Сирии значительную часть своей группировки. Просто к этому моменту стало понятно, что союзники по НАТО готовы поддержать Анкару, и Москве волей-неволей пришлось от каких-то планов отказываться.
Операция в Сирии просто не могла привести к тому финалу, ради которого она задумывалась. Можно было в качестве утешительного приза удержать на своих штыках Башара Асада. Но эксперты с самого начала предупреждали: военный разгром ИГ (если, конечно, забыть, что Россия в Сирии воевала не столько с ИГ, сколько с сирийской умеренной оппозицией) ни в коей мере не отменяет тех причин, которые и привели к гражданской войне в Сирии. А значит, нужен политический диалог.
Казалось бы, на переговорах в Сочи — сначала между Владимиром Путиным и Башаром Асадом, затем — в ходе трехсторонней встречи Путина, Роухани и Эрдогана — как раз и был дан старт этому самому диалогу.
Но турецкая Milliyet в этой связи отмечает: «С проведением этой встречи предпринимаются первые шаги в направлении долгожданного перехода к «процессу политического урегулирования» после семи лет безжалостной войны в Сирии. Принципиальное решение трех лидеров по этому вопросу предполагает защиту территориальной целостности и национального единства Сирии, подготовку новой конституции и проведение свободных выборов… Еще один важный элемент сочинского соглашения — принятие за основу резолюции Совета безопасности ООН 2254, предусматривающей участие разных этнических и религиозных групп сирийского общества в переговорах, которые будут проведены в этот новый период…».
Но затем указывает: «Несомненно, сейчас, после достижения в Сочи этих принципиальных договоренностей, важно то, как этот «процесс политического урегулирования» будет реализован на практике. Дьявол кроется в деталях, и весьма вероятно, что во время реализации шагов в этом процессе существующие между сторонами разногласия могут создать серьезные сложности и даже препятствия. Первое испытание произойдет уже в ходе подготовительных работ в начале заявленного процесса. Вопрос о том, как будет проходить Конгресс национального диалога Сирии, инициированный Путиным, кто будет (или не будет) в него включен, уже сейчас представляется крупным яблоком раздора.
В принципе речь идет об участии в этом Конгрессе (и в женевской конференции, проведение которой запланировано на конец текущего месяца при более широком участии) представителей режима и оппозиции. Но кто оппозиция? Как будут отделены террористы от оппозиции? Как быть с оппозицией, которая не желает находиться за одним столом с администрацией Асада? Это только одно из препятствий, которые возникнут уже в самом начале процесса, но, пожалуй, самое важное… По крайней мере с точки зрения Турции…»
Напомнила газета и о другом: «На совместной пресс-конференции в Сочи президент Эрдоган открыто повторил: «Турция не сядет за один стол с террористической организацией Партия «Демократический союз» (PYD), чьи руки по локоть в крови». Становится понятно, что на саммите в Сочи по этому вопросу не был достигнут консенсус. А точнее говоря, Эрдоган, видимо, не смог уговорить Путина — и Роухани — продемонстрировать единую позицию относительно того, что PYD/Отряды народной самообороны (YPG) не должны быть включены в политический процесс».
Теперь эти не самые оптимистичные оценки получили новое подтверждение. Российское «Федеральное агентство новостей» бодрым тоном рапортует: «Отряды народной самообороны» (YPG) поблагодарили российскую сторону и международную коалицию за помощь в освобождении восточных пригородов сирийского Дейр-эз-Зора от боевиков так называемого «Исламского государства».
«Восточные пригороды города были полностью освобождены от «Исламского государства»… Мы благодарим возглавляемую США международную коалицию и Россию, которые предоставили авиационную поддержку, материально-техническое обеспечение и консультации… Мы рассчитываем на то, что они и впредь будут поддерживать SDF («Демократические силы Сирии») и укреплять воздушную оборону», — указано в заявлении. Явное свидетельство той поддержки, которую получает эта группировка из Москвы.
Еще меньше оптимизма по линии «Асад — оппозиция». Еще 23 ноября, по горячим следам сочинских переговоров, лидеры сирийской оппозиции, которые в преддверии женевской встречи собрались в Эр-Рияде по приглашению властей Саудовской Аравии для формирования общей позиции для переговоров со стороной Асада под эгидой ООН в Женеве, заявили, что президент Сирии Башар Асад должен уйти в отставку до начала переходного периода в стране.
А 28 ноября в Женеве, уже на переговорах, глава единой делегации сирийской оппозиции в Женеве Наср Харири, передает Reuters, заявил, что Россия должна оказать давление на президента Башара Асада для выработки политического решения по урегулированию конфликта в Сирии в течение шести месяцев. По словам Харири, только под давлением России и других стран режим Асада будет участвовать в переговорном процессе.
Заявление как минимум показательное. В сирийской оппозиции не забыли, что еще до появления на авансцене ИГ и включения в конфликт России уже предпринимались попытки диалога, и Башар Асад уже обещал реформы, выборы и прочие приятные вещи. Но в реальности продолжал делать ставку на силовое подавление недовольства в своей стране.
И если это произойдет и сегодня, то Сирия просто окажется ввергнутой в новый виток гражданской войны, на сей раз с явным террористическим «прицелом». Если в Афганистане США удерживали афганских моджахедов от террора, то в Сирии такой гарантии уже нет и быть не может.
Словом, России явно нечего праздновать на сирийском поле.