НУРАНИ
Кризис в испанской Каталонии разрешился без большой крови, и одно только это уже можно считать серьезным достижением европейской демократии, особенно на фоне кровавых конфликтов в бывшем СССР и бывшей Югославии.
Сегодня в Каталонии восстановлена законная власть, бывший лидер сепаратистов Карлес Пучдемон в бегах, а испанские власти ведут расследование, натыкаясь порой на неожиданные свидетельства.
«Европа находится в состоянии войны. И это во многом та же борьба, что имела место в США: противостояние атаке, нацеленной на то, чтобы сеять недоверие, усиливать линии разделения и подрывать признанные демократические процессы», — пишет испанский журналист Итсу Диас в американском издании The Daily Beast.
«Вот пугающий факт: на пике сепаратистского кризиса в Каталонии анализ более чем 5 млн сообщений о Каталонии, опубликованных в социальных сетях с 29 сентября по 5 октября, показывает, что лишь 3% исходят от реальных профилей за пределами российских и венесуэльских киберсетей, — передает автор, на которого ссылается «ИноПресса». — Такие выводы содержатся в докладе, подготовленном Хавьером Лесакой, приглашенным исследователем Школы медиа и государственных вопросов Университета Джорджа Вашингтона».
И это не все, продолжает журналист: 32% исследованных сообщений исходят из Венесуэлы — с аккаунтов, связанных с режимом Николаса Мадуры, последователя Чавеса. «30% зародились на анонимных аккаунтах, исключительно посвященных контенту российских государственных СМИ RT и Sputnik; 25% исходили от ботов и 10% поступали с официальных аккаунтов двух упомянутых российских СМИ», — говорится в статье.
«Манипуляторская манера RT привела к поистине истеричному заголовку 28 октября: «Танки на улицах Барселоны: Испания и Каталония на грани жестокого исхода», — передает Диас. — Ни на одной улице Барселоны не было танков, как и какого бы то ни было жестокого исхода».
Согласно источникам в испанской контрразведке, с которыми проконсультировался сайт расследований El Confidencial Digital, детальный анализ информации об Испании и Каталонии, опубликованной на платформах российских СМИ в последние месяцы, показывает, что российская дезинформация «бесстыдна». Газета добавляет, что «в моменты самой интенсивной активности» до 50 ложных или предвзятых статей о каталонской смене взглядов появлялись каждый день.
«…Эксперт из Королевского института Элькано Мира Милошевич-Хуаристи выступила в испанском парламенте, чтобы проанализировать результаты расследований по поводу российского вмешательства в испанские дела», — сообщает журналист. Исследовательница полагает, что «сложность и использованные технологическое средства» исключают возможность того, что сообщения могут исходить «от отдельного лица, отдельного патриота»: она склонна видеть «запланированную стратегию», которая «поддерживается ведомствами, близкими к (российскому) правительству». Чем обусловлено российское желание вмешиваться в испанские территориальные проблемы? — задается вопросом автор.
Милошевич-Хуаристи заключила, что целью России была не независимость Каталонии как таковая. Скорее, Кремль увидел в деле индепендентистов возможность ослабить ЕС и дискредитировать европейские демократии.
Другой вопрос — участие, вернее, соучастие в этой провокации Венесуэлы. Эта страна сегодня превратилась в важного союзника, вернее, сателлита Москвы, в Каракасе пошли даже на признание независимости Абхазии и Южной Осетии. И, возможно, рассчитывали получить взамен содействие от Москвы, а заодно «поддразнить» этой дружбой США. Сегодня на первом плане другая задача — экономическое содействие.
Здесь необходимо пояснение. Большинство экспертов и аналитиков уверены: наличие в стране больших запасов нефти — это прямой путь к богатству и процветанию, а приток в страну нефтедолларов позволяет безболезненно решить все мыслимые и немыслимые проблемы.
Однако Венесуэла — это слишком яркий пример, что нефть без умелого менеджмента еще не гарантирует благополучия. Обладая крупнейшими в мире запасами нефти, Венесуэла сегодня находится в состояни социальной и экономической катастрофы. С Москвой удалось договориться о реструктуризации долга в 4 миллиарда «зеленых» и о поставках пшеницы, но на фоне всех своих бед брать на себя еще и содержание режима Николаса Мадуро в РФ не намерены.
Оказавшись перед необходимостью выбираться самостоятельно, президент Венесуэлы решил заняться главной отраслью венесуэльской экономики — нефтью. И еще несколько дней назад назначил министром нефтяной промышленности Венесуэлы и главой компании PDVSA генерал-майора Национальной гвардии Мануэля Кеведо. По мысли президента именно военный должен очистить отрасль от коррупции.
«Настало время для новой нефтяной революции», — объяснил свою позицию Мадуро в телевизионном обращении.
Как указал президент, Кеведо должен улучшить работу нефтеперерабатывающих заводов, увеличить производство бензина и нарастить добычу нефти, указывает ОБК.
Reuters отмечает, что Кеведо, который сам себя именовал солдатом народа, поклонником Уго Чавеса и сторонником Николаса Мадуро, ранее не проявлял себя ни как политик, ни как специалист в нефтяной отрасли.
Наоборот, его предшественник на посту главы PDVSA Нельсон Мартинес является дипломированным химиком, а экс-министр нефтяной промышленности Эулохио Дель Пино — инженер, учившийся в Стэнфорде. Эулохио Дель Пино был одним из инициаторов сокращения добычи на 400-500 тыс. барр./сутки для производителей нефти, которые не входят в ОПЕК. С таким предложением он приезжал в Москву еще в октябре 2016 года.
Назначению Кеведо предшествовали громкие аресты в руководстве PDVSA. Так, 22 ноября были арестованы шесть представителей высшего руководства компании Citgo Petroleum Corp — дочерней структуры венесуэльской нефтяной госкорпорации PDVSA в США. Среди фигурантов дела оказался и президент компании Хосе Перейра.
14 ноября под стражу были взяты девять сотрудников компании, а также заместитель министра планирования Венесуэлы Луис Мендоса (бывший топ-менеджер PDVSA). Они были обвинены в подтасовке производственных показателей добычи сырой нефти.
2 ноября Reuters со ссылкой на два собственных источника сообщил, что в Венесуэле в рамках расследования о взятках в ОПЕК был арестован глава службы закупок «дочки» PDVSA компании Bariven Франсиско Хименес. Вместе с ним, по информации собеседников агентства, задержан другой исполнительный директор компании, — Хоакин Торрес.
Расследование хищения на контрактах PDVSA в Венесуэле началось в сентябре. Дело касалось исчезновения $200 млн при заключении в 2010-2016 годах контрактов на разработку месторождений в бассейне реки Ориноко, напоминает РБК. По данным местной прокуратуры, хищения средств могли произойти при заключении 12 контрактов с десятью добывающими компаниями.
Сегодня аресты продолжаются. Саботаж и коррупция на нефтедобывающем предприятии Petrozamora привели к потере более 15 млн баррелей нефти с 2015 по 2017 годы, сообщил генеральный прокурор Венесуэлы Тарек Вильям Сааб.
По подозрению в причастности к этим преступлениям ранее, в четверг были задержаны экс-глава государственной нефтегазовой компании PDVSA («Петролеос де Венесуэла») и экс-министр нефтяной промышленности Эулохио дель Пино. Petrozamora — это совместное предприятие DVSA и «Газпромбанка», находящееся в штате Сулия. «Мы говорим о том, что с этими махинациями в Petrozamora ежедневные потери составляли 15,7 тыс. баррелей, что за период с 2015 по 2017 год в совокупности дает более 15 млн баррелей и примерный объем ущерба, эквивалентный более чем $500 млн», — сказал Сааб.
Кроме дель Пино, в четверг был задержан бывший руководитель PDVSA и министерства нефтяной промышленности Нельсон Мартинес. По данным Генеральной прокуратуры, в ходе расследования коррупции в нефтедобывающей отрасли страны к настоящему времени были задержаны 65 руководящих сотрудников, в том числе 16 топ-менеджеров.
Эксперты, впрочем, весьма уклончиво отвечают на вопрос, на самом ли деле последние события в нефтяной отрасли Венесуэлы — это борьба с коррупцией. Скорее Николасу Мадуро надо хоть на кого-то переложить ответственность за бедственное экономическое положение страны. Коррупция — универсальный громоотвод. Заодно в попытке «подмять под себя» нефтяную отрасль Венесуэлы обвинили американцев. Но, как рассказал Reuters специалист по энергетической политике Латинской Америки в Институте Бейкера в Хьюстоне Франсиско Моналди, назначение Кеведо означает, что военным удалось взять PDVSA под контроль. По его мнению, ситуация в отрасли после этого лишь ухудшится
Но на этом фоне РБК напоминает: в августе стало известно, что российская нефтедобывающая компания «Роснефть» выдала PDVSA авансы на $6 млрд по контрактам на закупку нефти. Полного их погашения в «Роснефти» ожидают до конца 2019 года. Теперь, однако, перспектива возврата долга становится весьма туманной. Сохранения власти Мадуро, ради чего имело бы смысл так рисковать, — тем более. Но РФ, похоже, выбирать уже не приходится.