А.ШАКУР
Надежда, согласно известной поговорке, умирает последней. Сегодня уже как-то не с руки вспоминать, что после объявления о победе на выборах президента США Дональда Трампа в Москве едва ли не как о решенном деле говорили о грядущем «потеплении» в отношениях с США. Сегодня об этих планах неудобно даже вспоминать: «симоньяновская» RT в США объявлена рупором чужой пропаганды и иностранным агентом, у Москвы изъята дипломатическая собственность…
Некоторые московские эксперты, впрочем, уверены: Трампу не дает «развернуться» то самое расследование вмешательства в выборы со стороны России, которое ведется сегодня в США.
Как напоминает ТАСС, ранее спецпрокурор Роберт Мюллер, который и ведет расследование, выдвинул обвинения по 12 пунктам в адрес экс-главы предвыборного штаба Трампа — Пола Манафорта — и делового партнера последнего — Рика Гейтса, а также сообщил, что один из членов команды внешнеполитических советников Трампа в период его предвыборной кампании Джордж Пападопулос признал свою вину в даче ложных показаний сотрудникам ФБР.
В настоящее время в связи с утверждениями о вмешательстве РФ в американские выборы расследования кроме Мюллера проводят ФБР и спецкомитеты по разведке Сената и Палаты представителей Конгресса США. ТАСС особо подчеркивает: «Трамп и его ключевые помощники неоднократно отвергали подозрения в каких-либо неправомерных контактах с российскими официальными лицами в период предвыборной кампании. Москва также множество раз опровергала утверждения о попытках повлиять на ход президентских выборов в США».
Кроме того, в своем ближнем кругу глава Белого дома демонстрирует уверенность и оптимизм. Президент США Дональд Трамп в беседе со своими друзьями выразил уверенность в том, что разбирательство, которое ведется спецпрокурором Робертом Мюллером по поводу приписываемых Москве попыток повлиять на ход прошлогодней предвыборной кампании в США и предполагаемого сговора России и республиканца, завершится в нынешнем году, сообщила газета The Washington Post (WP) со ссылкой на свои источники в близком кругу американского лидера.
«Это расследование довольно скоро завершится», — цитирует издание главу государства. Он добавил, что в этом его убедили адвокаты. При этом один из внештатных советников Трампа рассказал изданию, что президент «выйдет из себя», если к концу года Мюллер не опубликует заявление о его невиновности и непричастности к сговору. А адвокат американского лидера Тай Кобб заявлял в начале месяца, что, по его мнению, итоги разбирательства будут подведены в начале января 2018 года.
Но в реальности на скорое окончание расследования, да еще в стиле «обвинения не подтвердились, приносим извинения», мало что указывает. Скорее наоборот. Мишель Голдберг на страницах The New York Times отмечает: «Есть вероятность того, что Россия контролирует Трампа». «Три месяца назад газета Washington Post писала, что Дональд Трамп даже во время своей президентской гонки планировал построить Башню Трампа в Москве.
На следующий день газета New York Times опубликовала выдержки из электронной переписки между Феликсом Сатером, преступником, имеющим связи с российским криминальным миром, и Майклом Коэном, одним из юристов Дональда Трампа и другом детства Сатера. В этих выдержках содержалась информация о строительном проекте. Сатер, очевидно, был посредником между Трампом и Россией, а в электронном письме Коэну от 3 ноября 2015 года он странно обмолвился, что успешная сделка приведет Трампа на президентское кресло.
Похваставшись, что он достаточно близок к Владимиру Путину, чтобы Иванка Трамп (Ivanka Trump) заседала в кресле российского президента, Сатер написал: «Я подключу Путина к этой программе, и мы добьемся избрания Дональда Трампа»». По словам Голдберг, «эти истории в тот момент грянули, словно гром среди ясного неба. Как минимум они продемонстрировали, что Трамп лгал, когда неоднократно рассказывал о том, что «не имеет ничего общего с Россией». Далее, исходя из странности логики Сатера — что участие Путина в сделке с недвижимостью приведет к избранию Трампа — можно догадываться, что какая-то часть предложенной сделки не была озвучена. Но три трамповских месяца кажутся тремя годами, и я почти совсем забыла об этих репортажах, пока не прочитала новую книгу Люка Хардинга «Тайный сговор: секретные встречи, грязные деньги: как Россия помогла Дональду Трампу одержать победу»».
По словам автора статьи, «происшествия, которые в любой нормальной администрации привели бы к крупному скандалу, — достаточно просто связи Трампа с Сатером — в этом сюжете становятся незначительными ответвлениями повествования. Именно поэтому так важна книга «Тайный сговор», именно поэтому я хочу, чтобы все, кто скептически относится к мнению о том, что у России есть рычаги воздействия на Трампа, обязательно прочитали ее. Наша страна — по крайней мере, те ее части, которые не целиком попали под волну пропаганды правого крыла — должна разобраться с существенными доказательствами, указывающими, что президент оказался рабом иностранной державы».
А расследователи тем временем подбираются уже не только к ближнему кругу, но и к членам семьи Трампа. Зять президента США и его старший советник Джаред Кушнер еще в начале ноября встречался со спецпрокурором Робертом Мюллером, расследующим предполагаемое вмешательство России в президентские выборы Соединенных Штатов, сообщает телеканал CNN со ссылкой на два источника. Как рассказали собеседники телеканала, команда спецпрокурора опрашивала Кушнера в течение 90 минут. Преимущественно следователи интересовались сведениями об экс- советнике президента по национальной безопасности Майкле Флинне — ключевой фигуре расследования, указывает РБК.
«Команда Мюллера пыталась прояснить некоторые моменты из показаний для сената и из сообщений СМИ, — сообщил один из источников, присутствовавших на встрече. — Смысл в этой беседе мог заключаться в желании следствия убедиться, что Кушнер не обладает сведениями, оправдывающими Флинна». Как пояснил CNN адвокат Кушнера Абб Лоуэлл, советник намерен продолжать сотрудничать со следствием.
Кушнер, напоминают эксперты, фигура ключевая. Он не только родственник и доверенное лицо. Еще в конце мая The Washington Post со ссылкой на источники сообщала о том, что Кушнер предлагал послу России в США Сергею Кисляку установить «секретные каналы связи» с Москвой через дипломатические средства связи. По данным издания, на этой встрече присутствовал и экс-советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн, ушедший в отставку 14 февраля. Сам Кушнер опроверг наличие дополнительных контактов с Москвой, но беседа с Мюллером — явное свидетельство, что поверили этим заявлениям не все.
Плюс ко всему, сообщает телеканал CNN, выступить в комитете по разведке палаты представителей в рамках расследования о вмешательстве РФ в выборы в США в 2016 году согласился старший сын президента США Дональд Трамп-младший. Как напоминает РИА «Новости», ранее стало известно о встрече в июне 2016 года Дональда Трампа-младшего, бывшего руководителя предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта и зятя президента Джареда Кушнера с российским адвокатом Натальей Весельницкой, у которой якобы были «связи в Кремле» и которая обещала передать ему компромат на кандидата в президенты США Хиллари Клинтон.
Сообщалось, что всего в июньской встрече принимали участие восемь человек. Помимо Весельницкой, Трампа-младшего, Манафорта и Кушнера на встрече присутствовали лоббист Ринат Ахметшин, переводчик Анатолий Самохорнов, а также бизнесмен Ике Кавеладзе. По данным телеканала CNN, который ссылается на свои источники, Трамп- младший даст показания 6 декабря в закрытом режиме. Ранее такие показания дали некоторые другие участники встречи.
Сам Трамп-младший ранее заявлял, что никакой значимой информации у Весельницкой не было. По его словам, на встрече обсуждалась проблема усыновления детей, что и было целью беседы, а информация о наличии компромата была использовано лишь как предлог для встречи. Весельницкая со своей стороны сообщила, что никогда не работала на российское правительство.
Она также опровергла информацию, что предлагала какой-либо компромат на Клинтон. Но, по всей видимости, у Мюллера есть о чем побеседовать с членами семьи Трампа. И это как минимум повод занервничать и для Белого дома, и для Кремля.