НУРАНИ
Мир уже постепенно начал забывать о кровавой балканской войне девяностых. Мир достигнут, политические соглашения подписаны, в регионе — к счастью! — больше не стреляют, так что самое время перевести дух и смотреть вперед. Но…не получается. О прошлом регулярно напоминает Международный трибунал по бывшей Югославии — МТБЮ.
В последние дни главной новостью на этом треке остается публичное самоубийство боснийского хорвата, генерала Слободана Праляка. Инцидент произошел во время заседания трибунала в Гааге, рассматривавшего апелляционные жалобы шестерых боснийских хорватов. Суд подтвердил обвинительные приговоры. Пятеро промолчали.
А генерал Праляк встал со своего места, заявил, что «не является военным преступником» и «с презрением отвергает» вердикт суда, и, пока судья готовился к оглашению приговора, выпил содержимое небольшой темной склянки. Адвокат Праляка заявил, что его подзащитный предпринял попытку самоубийства. Судья приказал остановить заседание, трансляция была прервана. Вскоре появились сообщения о смерти военного в больнице.
Премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович выразил скорбь в связи с самоубийством генерала Слободана Праляка в Гаагском суде после подтверждения ему Международным трибуналом по бывшей Югославии 20-летнего заключения за преступления в Боснии в 90-е годы.
«Прежде всего от имени правительства республики Хорватия желаю выразить глубочайшие соболезнования семье генерала Слободана Праляка. Его поступок, свидетелями которого мы все были сегодня, когда он во время оглашения решения Апелляционной палаты лишил себя жизни, больше всего говорит о глубокой моральной несправедливости по отношению к шестерым хорватам из БиГ и всему хорватскому народу», — цитирует политика РИА «Новости».
По его словам, «независимости БиГ не было бы без хорватов, которые создали основы для суверенной и самостоятельной БиГ».
Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович прервала визит в Исландию и вернулась в Загреб из-за приговора в МТБЮ. Ранее она также выступила в поддержку подсудимых. На презентации книги «Генерал Праляк» в Загребе 24 ноября глава государства назвала его и остальных «защитниками Хорватии от агрессии», а данное издание — выражением благодарности, напоминает «Газета.ру».
По ее же сведениям, на инцидент отреагировали и в Москве. «После этого ужасного случая он (МТБЮ — Ред.) уже теряет моральное право выносить какие-либо приговоры. Дело к этому шло в любом случае, если принять во внимание, что люди (а их имена известны), отдавшие в 1999 году преступный приказ о натовских бомбардировках Югославии, которые унесли жизни более 1 700 гражданских лиц, в том числе почти 400 детей, остались безнаказанными. Не должно быть выборочного правосудия», — написал в связи с этим в «Фейсбуке» первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич.
Намек вполне понятен: большую часть обвиняемых на МТБЮ составляют союзные Кремлю сербы. Неделей ранее МТБЮ приговорил бывшего командующего силами боснийских сербов генерала Ратко Младича к пожизненному заключению из-за военных преступлений в Боснии. Его признали виновным по десяти из одиннадцати пунктов обвинения.
В июле 1995 года, по данным МТБЮ, в ходе геноцида в Сребренице армия под руководством Младича убила от 7 до 8 тысяч мусульман мужского пола, однако точное число жертв не установлено до сих пор.
Впрочем, со своим заявлением Клинцевич немного опоздал. Как поясняет «Немецкая волна», приговоры, вынесенные Праляку и еще пятерым боснийским хорватам, стали последними в истории МТБЮ. Трибунал, созданный в 1993 году, в декабре прекратит работу.
Ратко Младич, по мнению многих, был последней «громкой» фигурой в списке подсудимых МТБЮ. Кое-кто в Сербии уже объявил этого военного преступника «национальным героем», а его портреты на митингах красуются рядом с фотографиями Владимира Путина. Это, конечно, примечательный факт, и прежде всего для тех, кто уже говорит о необходимости проведения такого же трибунала уже для расследования российских военных преступлений.
Но это пока что еще разговор о возможных векторах развития событий. А вот в подготовке государственного переворота в балканской Черногории Россию обвинили вполне официально. Более того, теперь в деле появилось имя Рамзана Кадырова. Обвиняемые в подготовке несостоявшегося путча в этой балканской стране оппозиционеры Андрей Мандич и Милан Кнежевич передали в посольство России письмо на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова, передает «Настоящее время».
В нем они просят Москву о поддержке и утверждают, что в обвинительных актах по делу о госперевороте с конца прошлой недели фигурирует имя Кадырова. Впервые об участии Рамзана Кадырова в той черногорской операции главная местная газета — «Победа» — написала в конце прошлого года. По ее сведениям, глава Чечни прошлой осенью безуспешно уговаривал главу исламского сообщества Черногории Рифата Фейзича повлиять на то, чтобы Бошняцкая партия присоединилась к оппозиционной коалиции.
Смысл переговоров был прост — Бошняцкая партия, за которую голосует исламское меньшинство страны, состоит в союзе с правящими социалистами. По версии газеты, Кадыров просил разорвать соглашение и примкнуть к пророссийскому «Демократическому фронту». Дело удалось довести до внутрипартийного голосования, но оно с треском провалилось.
Въезд в Черногорию власти этой балканской страны запретили Рамзану Кадырову еще в июне. Тогда он попал в список из 149 граждан России, ставших там персонами нон грата, официально — за участие в агрессии в Украине. Но некоторые фигуранты списка скорее поплатились именно за попытку госпереворота, и Кадыров в том числе — наряду с вице-премьером Дмитрием Рогозиным и главой Совбеза Николаем Патрушевым, полагают эксперты «Настоящего времени».
А сама попытка несостоявшегося переворота заслуживает внимания. По версии следствия, в день парламентских выборов в Черногории в октябре прошлого года заговорщики из числа местных пророссийских сил планировали захватить парламент и убить премьера страны Мило Джукановича. Черногория готовилась к вступлению в НАТО, и Москва всеми силами хотела этот шаг предотвратить. План включал в себя и теракты, и убийство лидера страны Мило Джукановича, и захват правительственных офисов.
Как считает прокуратура Черногории, переворот готовили российские и сербские националисты. Командовать захватом правительственных зданий и парламента должен был бывший руководитель сербской жандармерии, глава пророссийского «Патриотического фронта Сербии» Братислав Дикич. Путч, как известно, провалился, Черногория вступила в НАТО, а российские эксперты регулярно «проезжаются» по поводу того, что эта небольшая страна вряд ли представляет для НАТО большую ценность.
Однако ясно другое. Черногория перекрывает для Сербии выход к морю, а Сербия — традиционный и испытанный союзник России на Балканах.
Но теперь и здесь разворачивается нешуточная конкуренция за влияние. Москва еще недавно была уверена: уж здесь-то ее влияние точно вряд ли кто-то сможет пошатнуть. Но…еще 16 ноября российский «Коммерсантъ» констатировал: президент Сербии Александр Вучич встретился в Брюсселе с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.
По информации западных дипломатических источников «Ъ», основными темами вчерашних переговоров Александра Вучича и Йенса Столтенберга были «взаимодействие Сербии и НАТО, ситуация в регионе и отношения Белграда и Москвы».
Хотя руководство Сербии официально провозгласило политику военного нейтралитета и уверяет, что страна не намерена вступать в НАТО, ее отношения с альянсом достигли достаточно высокого уровня, продолжает газета. Белград не только предоставил военным НАТО дипломатический статус на своей территории и право практически свободного перемещения, но и регулярно проводит с натовцами военные учения. Эксперты подсчитали, что за последние шесть лет Сербия участвовала в 50 учениях с военнослужащими натовских стран — в пять раз больше, чем с российскими военными. А Йенс Столтенберг рассказал, что «партнерство альянса с Сербией включает в себя более 100 мероприятий в год».
В свою очередь, российская парламентская делегация во главе с членом комитета Госдумы РФ по международным делам Сергеем Железняком, являющимся российским сопредседателем Комитета парламентского сотрудничества с Европарламентом, в которую также вошли Андрей Климов, сенатор Оксана Белоконь, а также вице-спикер Госдумы Петр Толстой, побывали с визитом в Сербии.
И в ходе этой поездки заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов на днях тоном профессионального доносчика поведал: оказывается, члены комитета по обороне и внутренним делам Скупщины (парламента) Сербии сообщили российским коллегам о беспрецедентном давлении на Белград со стороны НАТО с целью склонить его к вступлению в Североатлантический альянс.
«На сербов сейчас оказывается беспрецедентное давление, сегодня в разговоре с членами их комитета по обороне и внутренним делам они уверяли, что идет очень мощный нажим, дабы подвигнуть их вступать в НАТО. Это противоречит тем официальным заявлениям, которые мы всегда слышим от натовских структур о том, что мы, мол, никого не заставляем к нам идти, а люди сами идут, и мы не можем им отказать», — цитировало Климова РИА «Новости».
Сенатор отметил, что это не первый раз, когда выясняется, что партнеров России «буквально пытаются впихнуть в эту военную организацию». А это значит, что российское влияние «размывается» и в Белграде, где, по всей видимости, все больше тех, кто осознает: те силы, на которые делает ставку Москва, уже однажды довели страну до статуса изгоя и натовских бомбардировок. Рисковать второй раз в Белграде многие просто не хотят.
Другой вопрос, какими методами Россия будет пытаться удержать Сербию под своим контролем.