НУРАНИ
Москва — далеко не самая благополучная страна с точки зрения прав человека, то есть сегодняшняя РФ — это, конечно, не Северная Корея, но аресты и подозрительные убийства оппозиционеров, угрозы журналистам, оголтелая кампания ненависти ко всему и вся в эфире федеральных каналов — все это дает изрядное количество информации к размышлению. Но…реакция международного правозащитного сообщества не то чтобы совсем на нуле, но вот явно «не в масштабе».
Но самое примечательное, что новостные ленты раз за разом приносят доказательства, что РФ весьма умело использует мировое правозащитное сообщество в качестве инструмента своей политики, точнее, в качестве «дубинки», которой можно от души «жахнуть» неугодных.
Использование «правозащитников» для организации политических кампаний против Азербайджана как раз в то время, когда в Баку готовились к подписанию важных соглашений в нефтегазовой сфере, — пример классический. Неожиданные маневры Совета Европы и его генсека Турбьерна Ягланда — тем более.
Но теперь «флирт» России с мировым «левозащитным» сообществом перешел в новую фазу. Его слезливо-крикливый потенциал открыто мобилизован на защиту имиджа РФ.
Правозащитная организация FreedomWatch в понедельник подала иск в суд федерального округа Колумбия (город Вашингтон) с просьбой отправить в отставку спецпрокурора по расследованию «вмешательства России в выборы в США» Роберта Мюллера, говорится в заявлении, опубликованном на ее сайте.
Организация требует «расследовать предполагаемые преступные утечки информации…, которые последовательно исходили из канцелярии спецпрокурора, а также очевидные конфликты интересов внутри ее персонала». Требования истца заключаются в том, чтобы «Мюллер был отстранен от должности спецпрокурора из-за грубых нарушений». «Эти утечки о деятельности большого жюри — уголовное преступление», — резюмируется в сообщении.
Можно, конечно, представить себе, что правозащитников взволновала чистота юридической процедуры. Но…дней десять назад в другой правозащитной организации -Defending Rights & Dissent — заявили, что действия Минюста США в отношении телеканала RT America, который был вынужден зарегистрироваться в качестве иностранного агента, вызывают у них ну самую серьезную обеспокоенность.»Требование Министерства юстиции США к RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента вызывает серьезную обеспокоенность Первой поправкой», — возмущались правозащитники.
По их словам, «обеспокоенность российской дезинформацией быстро превратилась в атаку на выражение несогласия, в том числе на мнения, которые вообще не имеют ничего общего с Россией».
«RT America получает финансирование от российского правительства, однако и BBC финансируется британским правительством, а CBC — канадским, Al-Jazeera — правительством Катара. Ни одно из этих СМИ не подвергалось давлению для регистрации в качестве иноагентов», — отметили там, добавив, что независимо от того, что говорят об RT America, телеканал является представителем СМИ.
«Разрешить правительству решать, что является пропагандой, а что нет, — это опасный шаг», — заключили члены движения. Еще раньше назвал «плохой идеей» требование американских властей к телеканалу RT о регистрации в качестве иноагента Международный комитет по защите журналистов (CPJ).
«Требование к RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента — плохая идея», — сказала координатор северо-американского отделения CPJ Александра Эллербэк.
Она также отметила, что в организации недовольны тем, что «правительства решают, что является журналистикой, а что — пропагандой».
Можно, конечно, поверить: господа американские правозащитники так наивны и чисты душой, так очарованы идеей «права человека для всех, сейчас и немедленно», что действительно не в состоянии понять, где закончилось инакомыслие и началось вранье, и всерьез верят, что без вранья Маргариты Симоньян американское информационное пространство станет ну до ужаса «недемократичным». Только вот в эту сладенькую версию не верится.
В особенности на фоне длиннющего списка прецедентов, когда эту самую «правозащитную дубинку» использовали против Азербайджана, и из-под белых хитонов правозащитников торчали уши российских спецслужб.
А теперь отличился генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд. Он, как сообщила на днях газета Financial Times, допустил отмену антироссийских санкций, заявив, что выход Москвы из Совета Европы стал бы негативным шагом, так как членство страны в организации важно для россиян.
«Было бы действительно очень, очень плохо, если бы Россия вышла… потому что конвенция и суд так важны для граждан России. Это станет негативным событием для Европы, так как мы получим Европу без России. Это стало бы большим шагом назад для Европы», — сокрушался Ягланд в интервью изданию.
О такой мелочи, как аннексия Крыма и война на Донбассе, господин Ягланд, похоже, переживает далеко не в той степени, как об отсутствии российской делегации и российских взносов.
И это уже не первый такого рода прецедент. Украинские аналитики напоминают: такое с генсеком происходит уже не в первый раз. Еще в 2015 году Ягланд призвал Украину закрепить «особый статус» Донбасса в Конституции. 15 мая нынешнего года президент Петр Порошенко подписал новый указ о санкциях против ряда юрлиц, в том числе Яндекса, ВКонтакте и Одноклассников. Вскоре на сайте Совета Европы появилось заявление Ягланда: блокировка российских соцсетей «противоречит принципу пропорциональности».
В ответ на это глава украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев обвинил Ягланда в дружбе с Владимиром Путиным, напомнив, что глава СЕ отреагировал на запрет соцсетей гораздо быстрей, чем на нарушения прав татар в аннексированном Россией Крыму. В октябре, когда в отставку подал президент ПАСЕ Педро Аграмунт, Арьев сообщил, что страна-агрессор фактически поставила ультиматум руководству Совета Европы: либо ее делегацию возвращают в ПАСЕ, либо Москва не станет платить членские взносы в эту организацию.
Ягланд тогда неуверенно объяснял: вопрос не в финансах — просто, когда страна не платит взносы, она членом быть не может. А решение о присутствии России в ПАСЕ было бы важным из-за необходимости голосования за руководящие должности Совета Европы, за генерального секретаря организации, за комиссара Совета Европы по правам человека, а также судей ЕСПЧ.
Наконец, подобные метаморфозы случаются с генсеком СЕ не только на украинском и азербайджанском треке. В 2016 году норвежская Dagbladet распространила сенсационную без преувеличения новость: Турбьерн Ягланд начал этакую «политическую войну» против…Йенса Столтенберга.
«Было ли со стороны Йенса Столтенберга в бытность его премьер-министром Норвегии так же неправильно бомбить Ливию, как со стороны бывшего британского премьер-министра Тони Блэра начинать войну в Ираке? Это генеральный секретарь Европейского Совета Турбьерн Ягланд сравнивает в Facebook войны в Ираке и Ливии, — сообщала газета. — «Если война в Ираке была незаконна, как говорит Кофи Аннан, то чем были тогда бомбардировки Ливии, которые продолжались дольше, чем это предусматривал мандат ООН», — пишет Ягланд, забывая про вопросительный знак».
Как продолжает газета, «Турбьерн Ягланд и Йенс Столтенберг, в прошлом оба лидеры Рабочей партии и премьер-министры Норвегии, в начале 2000-х годов вели жесткую борьбу за власть на норвежской политической арене. Сейчас может показаться, что начинается повторная игра, но на этот раз на международной арене, между генеральными секретарями Евросовета и НАТО.
Но Ягланд не ограничивается войной в Ливии. Он клеймит также и норвежскую прессу, и недавний саммит НАТО. «Ни единой попытки рассмотреть вопросы в перспективе под прикрытием саммита НАТО. В норвежской прессе только пропаганда, почти такая же скверная, как антизападная пропаганда в российской прессе. Самое время одуматься, как говорит Михаил Горбачев»».
И все это происходило как раз в то время, когда в Москве окончательно потеряли надежды на «потепление» с НАТО. Об этом сегодня не принято вспоминать, но в Кремле были уверены: когда Йенс Столтенберг возглавлял правительство Норвегии, у Осло и Москвы были вполне конструктивные отношения, а значит, и на посту генсека НАТО он будет добиваться «потепления».
Не вышло: как оказалось, первопричина не в персоналиях, а в аннексии Крыма, то есть в поведении самой РФ. А уж если появилась возможность использовать против Столтенберга такого политика, как Турбьерн Ягланд, то…почему бы и нет? Во всяком случае, в то, что у генсека СЕ проснулись старые обиды, верится с трудом.
Другой вопрос, где таятся причины столь нежной дружбы с Москвой самого Турбьерна Ягланда. Но вряд ли правозащитники и «борцы с коррупцией» станут это расследовать.