А.ШАКУР
В 1982 году на советские экраны вышел очередной фильм в жанре «экшн» в его советской интерпретации — «Случай в квадрате 36-80». Для многих зрителей он стал откровением: многие впервые видели на экране работу советской военной авиации, маневры самолетов-разведчиков и заправщиков, а еще узнавали, что даже без войны и без приказа открыть огонь может возникнуть сколько угодно опасных ситуаций, когда мир буквально висит на волоске.
В фильме пилоты советского и американского военных самолетов общаются вполне мирно и даже дружелюбно. Но в жизни так бывает далеко не всегда. Российский истребитель Су-30 в минувшую субботу осуществил «небезопасный» перехват разведывательного самолета P-8A Poseidon ВВС США над Черным морем, сообщил телеканал CNN со ссылкой на представителя Пентагона.
«Американский самолет выполнял задачу в международном воздушном пространстве и не допускал действий, которые могли бы спровоцировать такое поведение российской стороны», — заявила представитель Пентагона Мишель Балданза, которую цитирует «Интерфакс». По ее словам, действия российского истребителя квалифицированы как небезопасные в связи с тем, что он пересек курс американского самолета справа налево, в результате Poseidon попал в форсажную струю российского самолета.
Американский самолет вынужден был сойти с курса «с 15-градусным креном при мощной турбулентности». Балданза добавила, что истребитель прошел от американского самолета на расстоянии около 15 метров. По сведениям ВМС США, перехват длился 24 минуты.
Вскоре тот же «Интерфакс» распространил и ответ пресс-службы Южного военного округа. Согласно ему, российский истребитель поднимался для перехвата американского самолёта-разведчика, который после обнаружения изменил траекторию полета и стал удаляться от российской границы.
«25 ноября около 13:00 по московскому времени российскими средствами контроля воздушного пространства над нейтральными водами Черного моря была обнаружена воздушная цель, приближающаяся на большой скорости к государственной границе РФ. Для перехвата цели в воздух был поднят истребитель Су-30 из состава дежурных средств ПВО Южного военного округа, — цитирует сообщение ИФ. — Сблизившись, российский истребитель облетел воздушный объект и визуально идентифицировал его как американский самолет-разведчик Р8А «Посейдон». После своего обнаружения российским истребителем американский самолет-разведчик Р8А «Посейдон» изменил свою траекторию на удаление от воздушного пространства России».
Согласно тому же источнику, выполнив задачу, российский истребитель благополучно вернулся на аэродром базирования.
Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Конечно, военная авиация и воздушное патрулирование для того и созданы, чтобы идентифицировать и, если надо, перехватывать. Но в мире военной авиации уже давно отработано и отточено, как именно это следует делать. И еще вдумчиво и ответственные командиры знают: любой инцидент с военной авиацией может привести к гибели самолета и летчиков и серьезному конфликту. А значит, все надо делать аккуратно и по возможности не демонстрировать «удаль молодецкую». Цена вопроса слишком высока.
Известно и другое. Об «опасных сближениях» и «небезопасных перехватах» в годы «холодной войны» по понятным причинам сегодня можно прочитать разве что в мемуарах. После падения Берлинской стены о такой реальности, как «воздушная война нервов», мир сал потихоньку забывать. Но, как оказалось, напрасно.
После «крымнаша» уже вполне официально заговорили не только о том, что российская военная авиация резко усилила интенсивность своей работы — самолеты нередко летают с выключенными транспондерами, пересекают гражданские — и весьма оживленные — авиатрассы, наконец, устраивают опасные сближения с натовскими коллегами. Возможно, психологическим рубежом стал декабрь 2014 года, когда в Интернете широко разошелся видеоролик, запечатлевший опасные маневры российского Миг-31 вблизи норвежского F-16.
Но над Черным морем произошло нечто большее, чем просто очередной эпизод «воздушной войны нервов». На следующий день в акваторию Черного моря вошел американский ракетный эсминец «Джеймс Уильямс» (USS James Williams DDG95), который направляется в украинский порт Одессы. Об этом сообщил сайт Военно-морского института Соединенных Штатов, ссылаясь на представителя ВМС США. В августе текущего года эсминец «Джеймс Уильямс» побывал в Балтийском море. Американский корабль, в частности, заходил в Ригу.
Как сообщалось, 19 ноября в акваторию Черного моря также вошел ракетный фрегат-«невидимка» ВМС Франции класса «Лафайет» (La Fayette) «Гепратт» (Guepratte). Это уже не первый заход французского боевого корабля в Черное море.
Последний раз он побывал там в марте текущего года. В ходе пребывания французский фрегат посетил румынский порт Констанца, а также принял участие в совместных с румынскими кораблями учениях. В марте 2015 года он посещал Одессу.
Здесь нужно пояснение. Разговоры о «приближении НАТО к границам России» успели уже набить мозоли на ушах, и самое главное, у российских политиков до сих пор не получается уяснить для себя, что это не НАТО двигалось на восток, а Восток, по выражению нынешнего генсека альянса Столтенберга, двинулся в НАТО. Тем не менее еще в годы «холодной войны» было несколько точек, где страны, входящие в НАТО, непосредственно граничили с СССР.
Между островами Ратманова и Крузенштерна в Беринговом проливе проходила граница между СССР и США. На Кольском полуострове, в районе полуострова Рыбачий — между СССР и Норвегией. Третьей «точкой» был Южный Кавказ и Черное море, где СССР граничил с входящей в НАТО Турцией.
Сегодня ни в Беринговом проливе, ни на полуострове Рыбачий география не изменилась. Бывшая административная по сути граница РСФСР и Эстонской ССР сегодня — государственная граница между РФ и входящей в НАТО и ЕС Эстонец. Калининградская область РФ с суши граничит с входящими в НАТО и ЕС Польшей и Литвой.
Наконец, кардинально изменилась и ситуация на Черном море. В прежние годы СССР контролировал значительную часть его побережья, включая Крым. К Черному морю выходила Болгария, входившая в Организацию Варшавского договора. Причерноморская Румыния официально считалась нейтральной, но в реальности СССР мог без труда рассчитывать на поддержку Бухареста. Из всех стран, входивших в те годы в НАТО, выход в Черное море имела разве что Турция.
Теперь ситуация принципиально иная. Болгария и Румыния уже входят в НАТО. Грузия и Украина — на пороге. Более того, здесь, на Черном море, наличествует два не то чтобы сильно «замороженных» конфликта — Крым, который Россия захватила военной силой у Украины, а затем аннексировала, и оккупированная той же Россией грузинская Абхазия. Наконец, военные аналитики не могут не понимать: столь впечатляющая, подберем самый мягкий эвфемизм, силовая активность РФ именно на Черном море слишком уж явно «сопрягается» с главной российской «державной мечтой» о проливах Босфор и Дарданеллы. А это уже прямая угроза НАТО.
Понятно и другое. Конечно, РФ слагает с себя всю ответственность. Как напоминает тот же «Интерфакс», бывший командующий Черноморским флотом РФ адмирал Владимир Комоедов еще раньше с раздражением бросил, что самолеты-разведчики США, оказывается, сами провоцируют российских военных, подлетая над Черным морем близко к госгранице РФ. «Нечего вообще делать американцам над Черным морем. Их туда никто не звал. Они вообще не должны там летать», — сказал он.
Здесь, конечно, самое время уточнить, имел ли в виду отставной генерал все Черное море или только российские территориальные воды и небо над ними, и если российские, то те, что признаны за РФ международным правом или с включением украинского Крыма. Но важно другое. РФ по сути направляет США этакий «месседж»: не хотите неприятностей — позвольте нам превратить Черное море в «российское озеро», взяв под контроль и Украину, и Грузию, и Болгарию с Румынией, и Турцию заодно.
Можно отмахнуться: дескать, у генерала, наверное, «язык поскользнулся». Но вот уже военный эксперт Владимир Козин в эфире радио Sputnik, комментируя «ситуацию с перехватами самолетов НАТО у границ России», изрекает: «По данным наших компетентных военных органов, разведывательная деятельность США около наших рубежей увеличилась в последние годы в 10 раз. Никаких опасных перехватов не было и не будет: летчики — люди ответственные, они понимают, что любой опасный перехват может закончиться плачевно для обеих сторон. Поэтому вместо того, чтобы поднимать этот шум, американские военные должны просто отказаться от провокационных полетов около нашей территории.»
«Такие разведывательные самолеты могут интерпретироваться нашими военными как возможное приготовление к военным действиям. Потому что военная авиация просто так не летает. Это не гражданский беспилотник, который следит за дорожным движением или состоянием урожая. Раньше таких безобразий со стороны США не было, не было и перехватов. Так что нечего американцам пенять на свое неудачное лицо, коли оно не удалось».
О том, что американские летчики не пересекают границ России и находятся в международном воздушном пространстве, естественно, умолчал.
А это уже показывает, что над Черным морем разворачивается очередной этап «войны нервов». Где Россия сделала ставку на «игру на обострение» — с тем, что «высокая степень риска» заставит США вообще уйти из этого региона.
Но не рассчитали, что в Вашингтоне ответственно относятся к своим союзническим обязательствам. Во всяком случае, как констатирует «регнум», накануне генеральный инспектор Пентагона выпустил доклад, согласно которому одной из главных задач США в 2018 году станет противодействие России, которая обладает «серьезным ядерным потенциалом» и «нарастила свою военную мощь».
В американском министерстве обороны посоветовали и другим странам — членам НАТО быть готовыми к ответу на «потенциальную агрессию Москвы». В докладе отмечается, что Россия не только развила свои обычные и иные виды вооружений и нарастила мощь своих сухопутных, военно-морских и военно- воздушных стратегических и оперативных сил, но и создала потенциал для ведения асимметричных и нетрадиционных боевых действий. А это значит, что выиграть «войну нервов» этаким «наскоком» Москве не удалось и вряд ли удастся.