НУРАНИ
Выражение «полевые командиры» вошло в лексикон постсоветского пространства в «лихие девяностые», в те годы, когда на фоне многочисленных войн и конфликтов наиболее реальная власть оказывалась у «человека с ружьем», вернее, с автоматом Калашникова.
Затем, по мере совершенствования политической системы, от власти «людей с автоматами» постепенно отодвигали. Но, как оказалось, не везде. И если в Азербайджане век «полевых командиров» закончился еще во время первого президентского срока Гейдара Алиева, то в Армении «полевые командиры», отличившиеся во время грабежа азербайджанских сел в Карабахе, теперь все настойчивее заявляют о себе в политике.
И самое опасное и для Армении, и для ее соседей, что именно на подобные, с позволения сказать, фигуры здесь есть «политический заказ».
Так, один из них, некий Ваан Бадасян, в интервью ереванской «Лрагир» на редкость разоткровенничался: «Лавров заявил в Армении, что урегулирование будет не быстрым, и я однозначно воспринимаю это как признание долгосрочности сохранения статус-кво. Остается только использовать выигранное время в пользу Армении, в том числе «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), и армянского народа. У нас масса задач, вплоть до воссоединения «Арцаха» с Арменией в нынешних границах. У нас есть право на это. Следует рассматривать эти задачи в контексте столетней истории армянского народа, поскольку Азербайджан — это второе турецкое государство, а мы до сих пор не смогли добиться восстановления своих прав и компенсации со стороны Турции за «геноцид» начала прошлого века. Думаю, нам надо направить все усилия на международное признание «геноцида», чтобы Турция сполна расплатилась за содеянное. И с Азербайджаном нужно говорить на этой же ноте. У нас есть моральное право как угодно обращаться с Турцией и Азербайджаном, даже грозить им «геноцидом». Что касается международного права, то нам следует разобраться, где было это право все эти сто лет».
Оказывается, по логике Бадасяна, «нынешние границы в мире были сформированы в результате войн. Наши границы тоже очерчены кровью, и они не могут быть предметом торга».
Это, конечно, неплохая информация к размышлению, что на самом деле стоит за воплями о том, будто бы признание «геноцида армян» — это чисто «гуманитарный» шаг, необходимый для того, чтобы предотвратить подобное в будущем. Как показывают бредовые заявления Бадасяна, подобное, пардон, словоблудие в Армении с самого начала воспринималось как «отмашка» на вполне реальный геноцид азербайджанцев уже под флагом «мести за 1915 год».
И да, небольшая деталь: геноцид азербайджанцев сначала в Зангезуре, потом в Нагорном, а затем и в равнинном Карабахе Бадасян и ему подобные устроили, не дожидаясь «всеобщего признания» армянской версии событий 1915 года.
Синхронно с ним подал голос еще один «полевой командир» — командир-основатель разведывательно-диверсионного отряда Вова Вартанов, тот самый, который несколько месяцев назад призывал использовать против Азербайджана боевиков ИГИЛ. На сей раз он взялся комментировать недавний подрыв на мине в оккупированном Карабахе троих армянских солдат. И сделал вывод: оказывается, это «Азербайджан готовится к широкомасштабным действиям».
Сначала он вполне здраво заметил: «Бывают разные причины для гибели или ранения солдат: почти половина из них — их неосторожное поведение, что вытекает из их беспечности, то есть, когда ничего не случается, они начинают небрежно относится к собственной жизни: если длительное время противник не стреляет, наши начинают неприкрыто ходить мимо наблюдательных точек противника, или пересекать заминированное поля — по какому-то важному делу, становятся беспечными и так далее».
Затем проговорился: «Во время апрельского обострения противник беспрепятственно, большой группой пробрался к нам в тыл, и они осторожно прошли по прифронтовым заминированным полям, а потом во фронтовой части неприкрыто произошло нападение на наши позиции и почти никто из них не погиб на минных полях. Это свидетельствует о том, что были проведены инженерные работы, работы по разминированию. Подобные работы и мы проводим, и мы пытаемся разминировать эти заминированные территории и так далее. Одним словом, такие инциденты являются показателем того, что мы начали проявлять хоть какую-то активность».
Проще говоря, эта далеко не святая троица, судя по всему, пыталась перейти линию фронта, и вряд ли для того, чтобы собрать цветы — речь, скорее всего, шла о попытке совершить диверсию уже в Азербайджане.
А Вова Вартанов тем временем взялся комментировать уже азербайджанские военные учения. И заявил: «Это говорит о том, что они готовятся к широкомасштабным действиям, причем, не только для того, чтобы отнять у нас «Арцах», но и для того, чтобы на поле боя при помощи военной силы уничтожить Армению».
Можно, конечно, поинтересоваться, чего в словах Вовы Вартанова больше: цинизма, откровенного «передергивания» фактов, кто у кого пытается военной силой отнять земли, или страха, что в регионе вполне возможна новая война, и она уже может не ограничиться оккупированными азербайджанскими землями.
Но куда важнее другое. Очередной сеанс бряцания языками начался в Армении как раз после успешных переговоров президента Ильхама Алиева с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом и «Недели НАТО» в Баку.
И вот что примечательно. И Ваан Бадасян, и Вова Вартанов беседовали с корреспондентами изданий вроде бы оппозиционных — «Лрагир» и «Первый информационный». Но синхронно с этим вполне приближенный к властям «Голос Армении» вдруг взялся перепечатывать комментарий Станислава Тарасова на сайте агентства «Регнум».
«Президент Азербайджана Ильхам Алиев в Брюсселе принял участие в заседании Североатлантического совета НАТО. Состоялась также его встреча с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, на которой они обсудили ситуацию в регионе в целом и в частности нагорно-карабахскую проблему, хотя альянс и не участвует в переговорах по линии ОБСЕ по урегулированию конфликта между Баку и Ереваном. Алиев пригласил Столтенберга посетить с визитом Азербайджан, а по частоте контактов между Баку и Брюсселем складывается ощущение, что Азербайджан всё же интегрируется в НАТО».
К вящему ужасу Тарасова (и не только Тарасова), «Баку относит себя к разряду неприсоединившихся стран, но тем не менее сотрудничает с Североатлантическим альянсом по ряду специализированных программ. В то же время Азербайджан имеет с Турцией, членом НАТО, военные соглашения, обязывающие стороны оказывать друг другу взаимную помощь в случае агрессии «внешних сил». По мнению некоторых хорошо осведомленных турецких экспертов, именно Альянс уполномочил Анкару заключить с Баку военно-политический союз, предусматривающий конкретные обязательства стран в случае «внешней агрессии»».
А на сайте ереванского «Спутника» штатный колумнист этого агентства Арман Ванескегян в своем опусе под заголовком «Натовский междусобойчик в Баку: без Карабаха не обошлось» хоть и не совсем разобрался, где закончились переговоры президента Азербайджана и генсека НАТО, а начались события «Недели НАТО» в Азербайджане, но зато верно почувствовал тренд: в Баку, по его словам, прошло «серьезное мероприятие, во время которого высшему и среднему офицерскому составу азербайджанской армии были прочитаны лекции «Сотрудничество Азербайджан-НАТО», «Глобальное кибер-развитие и реакция НАТО» и прочее.
Например, была прочитана лекция по теме «Морские силы НАТО». Видимо, Североатлантический альянс все-таки имеет серьезные виды на Каспийское море». Но самое страшное, «как ни старались натовцы, проводя свое мероприятие в Баку, направленное на сотрудничество Североатлантического альянса с азербайджанской армией, им все равно обойти вопрос карабахского урегулирования не удалось». И это, по его словам, «был один из редких случаев в практике натовцев, когда они заговорили о Карабахе».
А такое сближение Азербайджана с Североатлантическим альянсом, судя по всему, не на шутку беспокоит Россию. Где уже пытаются этому «активно противодействовать», и прежде всего руками, вернее, от имени своего любимого «форпоста» — Армении.
Где пока что персоны вроде Бадасяна и Вартанова готовят общественное мнение, старательно не акцентируя внимания, чем подобные игры закончились в апреле 2016 года.