НУРАНИ
Разведчик, предупреждают эксперты, имеет ровно столько же прав на ошибку, что и сапер. И «мин замедленного действия» в его профессии великое множество. Можно слишком довериться «источнику», который окажется «наживкой» чужих спецслужб, можно не заметить признаков слежки…
А еще можно, разыгрывая хитрую оперативную комбинацию, слишком довериться своим талантам и пребывать в полной уверенности, что все ее участники, словно фигуры на шахматной доске в заранее расписанной партии, будут двигаться именно так, как им предназначено планом. Согласно популярной версии, именно так развивались события в ходе печально знаменитого «дела Профьюмо» в Лондоне, где советский разведчик Евгений Иванов попытался ни много ни мало совершить «вербовочный подход» к тогдашнему министру обороны Великобритании Джону Профьюмо.
Популярный, харизматичный, наделенный яркой внешностью министр был женат на красавице-кинозвезде Валери Робсон, но целомудрие к числу его достоинств не относилось. Задумка Иванова была весьма остроумной: «подставить» Профьюмо симпатичную дамочку с пониженной социальной ответственностью Кристин Килер, заполучить доказательства этой «связи», а затем, раскрыв карты и сообщив, что одновременно Килер спит еще и с советским разведчиком Ивановым (что тоже было правдой), выставить свою «цену молчания». Словом, классическая «медовая ловушка».
И все вроде бы шло по плану, но оказалось, что параллельно у Кристин Килер был еще и роман с неким Лакки Гордоном, потом она закрутила любовь с Джонни Эджкомбом, по некоторым данным, наркоторговцем, который в конце концов подрался в одном из клубов с Гордоном, заявил, что Килер должна нанять ему адвоката, а когда та отказалась, явился на квартиру к великосветскому художнику и мануальному терапевту Стивену Уарду, который и познакомил Килер с Ивановым и Профьюмо, и начал палить по двери. В дело вмешалась полиция. Килер разоткровенничалась.
Дело закончилось падением правительства… Иванов, по мнению многих, просто не учел, что он контролирует Килер далеко не в той степени, что и «девочек», которых подставляли (вернее, пардон, подкладывали) для «медовых ловушек» интересующим спецслужбы персонам в СССР.
В истории переговоров президентов России, Турции и Ирана в Сочи не было ни «медовых ловушек», ни шантажа, ни «вербовочных подходов».
Но Путин, судя по всему, совершил ту же ошибку, что и в свое время Иванов, излишне доверившись своей интуиции. И оказался совершенно не готов к неожиданному дипломатическому маневру Турции и США.
Напомним: вскоре после переговоров в Сочи президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с президентом США Дональдом Трампом. А затем сообщил о достижении договоренности о совместной борьбе с террористами: по его словам, Вашингтон готов присоединиться к борьбе Турции против Рабочей партии Курдистана.
В пресс-службе турецкого президента сообщили, что Эрдоган и Трамп договорились о совместной борьбе с Рабочей партией Курдистана, «Исламским государством» и структурами оппозиционного мусульманского проповедника Фетхуллаха Гюлена.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, комментируя разговор, также сообщил журналистам, что Трамп пообещал Эрдогану прекратить поставки оружия курдской организации YPG, сражающейся в Сирии, передает агентство Anadolu. Ее в Турции считают военизированным крылом РКК. «Трамп дал четкое указание генералам, что отныне поставки оружия YPG осуществляться не будут. Глава Белого дома четко высказался по вопросу прекращения этого сумасшествия», — заявил Чавушоглу.
В свою очередь премьер Турции Бинали Йылдырым заявил: Анкара ожидает, что Вашингтон прекратит военную помощь силам самообороны сирийских курдов (YPG) и восстановит сотрудничество со своими истинными партнерами в регионе.
«С самого начала мы говорили, что США совершают ошибку, сотрудничая с родственными PПK YPG в борьбе с террористической группировкой ИГ. Наш друг и союзник каждый раз говорил нам, что это необходимость, других вариантов нет. Теперь, когда ИГ ликвидирован, эта необходимость исчезла. Рассчитываем, что США прекратят поставки оружия YPG и восстановят связи с реальными союзниками и партнерами в регионе», — заявил Йылдырым на пресс-конференции перед вылетом с визитом в Великобританию, комментируя заявление Трампа об отказе Вашингтона от дальнейших поставок оружия YPG.
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Именно поставки оружия курдским группировкам в Сирии были самой острой причиной разногласий между Анкарой и Вашингтоном. Кроме того, здесь ждали более четкого содействия со стороны США в отношении сторонников Гюлена. И если теперь Вашингтон и Анкара, по словам Эрдогана, договорились здесь о совместных действиях, это может означать серьезный прорыв в двусторонних отношениях.
Есть сведения, что обсуждали два лидера еще и поставки оружия. И тут тоже есть впечатляющий «бэкграунд»: США отказали Турции в поставках технологий для ЗРК Patriot, в ответ в Анкаре начали переговоры с Россией о поставках ЗРК С-400 «Триумф», что не на шутку обеспокоило США. Ни для кого не секрет, что в Москве делали и делают серьезную ставку на раскол между Турцией и ее союзниками по НАТО.
Куда меньше известно другое: именно с «турецким», вернее, антитурецким прицелом Россия вела и свою военную операцию в Сирии, где мишенями российских ВКС главным образом становилась не ИГ, а умеренная оппозиция, имеющая тесные связи с Турцией. Вывод значительной доли российского контингента из Сирии после того, как НАТО продемонстрировало солидарность с Анкарой в ответ на «залеты» российских бомбардировщиков в ее воздушное пространство, и один их них был сбит, тоже говорит о многом.
Но на сей раз договоренности США и Турции появились на весьма неожиданном фоне. Впрочем, расскажем по порядку. Российские, и не только российские, СМИ с удовольствием цитируют комментарии СМИ и экспертов с Запада, которые подтверждают московскую «установку»: Россия на «сирийском поле» переиграла США вчистую, и теперь именно она будет «рулить» дальнейшим процессом примирения. В самом деле, в последние дни в Сочи имел место впечатляющий дипломатический марафон.
The National Interest излагает события в своем стиле: «…Сирийский руководитель Башар Аль Асад в начале этой (минувшей — Ред.) недели нанес Путину неожиданный визит и поблагодарил его за российскую помощь, а также пообещал полное содействие усилиям России по урегулированию в Сирии. При этом Асад прекрасно понимал, что его отставка не входит в число предварительных условий. Затем Путин позвонил королю Саудовской Аравии Сальману, чтобы проинформировать его о ходе этих дискуссий, а также узнать о саудовских усилиях по внесению изменений в состав руководства сирийской оппозиции, которые предпринимаются, чтобы устранить, или, по крайней мере, отодвинуть на вторые роли самых яростных противников компромиссов с Асадом. И наконец, в Сочи прибыли президенты Ирана и Турции, чтобы провести трехстороннюю встречу с Путиным и обсудить переходный процесс в Сирии. Да, Путин позвонил Трампу и проинформировал Белый дом о состоявшихся переговорах. Однако смысл этого звонка можно было распознать безошибочно: Москва информировала Вашингтон в качестве жеста доброй воли, но при этом не искала американских указаний и разрешений, и даже не хотела, чтобы американцы участвовали в данном процессе».
Свою «подборку» комментариев приводят и «Вести недели». «Не думаю, что у нас есть какая-то стратегия. Не думаю, что она была и у администрации Обамы. И мне кажется, что и советники Трампа не предложили ему ничего нового», — приводит программа слова Джона Болтоан, бывшего постпреда США в ООН. «Россия, Турция и Иран согласуют свои планы относительно будущего Сирии, тогда как Соединенные Штаты, которые не были приглашены в Сочи, уже сейчас считаются проигравшими» — на полосах западных газет и в эфире телеканалов — чуть ли не единогласное признание: Россия, несомненно, преуспела.
«Несомненно, Владимиру Путину, наконец, удалось с успехом предстать в роли важнейшего игрока на Ближнем Востоке. Он оказался фигурой, без которой невозможно обойтись, которая может сдвинуть ситуацию с мертвой точки, навести мосты, ускорить процесс политического урегулирования сирийского кризиса», — отмечает телеканал France 24, — указывают «Вести недели». — «Русские, что самое важное, продемонстрировали: они верны своим союзникам, а также они — сила, с которой нельзя не считаться как на Ближнем Востоке, так и за его пределами», — говорит в своем эфире телеканал CNN.
Такие комментарии на американском телевидении выглядят тем более символично, учитывая, как складываются отношения США со своими вроде бы союзниками». Наконец, «турецкие газеты отмечают, что США просто ревнуют Турцию к России и их совместным успехам вокруг Сирии. «Это стол, за который США не пускают. И теперь этот стол стали накрывать очень часто», — пишут турецкие СМИ.
В Кремле, конечно, понимали: в Анкаре, возможно, не забыли «залетов» российских самолетов на свою территорию. Да, формально страны объявили о том, что отношения восстановлены, но прежнего доверия между двумя столицами уже нет. И вряд ли будет. «Отношения действительно восстановлены, но на прежний уровень доверия страны в полной мере так и не вышли», — заявил «Газете.ру» старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.
Есть мнение, что в политическом плане российско-турецкие отношения пострадали, возможно, даже в большей степени, чем в экономическом. По словам научного сотрудника Института Востоковедения РАН Ильшата Саетова, экономические показатели скорее всего будут восстановлены в прежних объемах и, возможно, даже превышены. «Однако в плане политического сотрудничества такой уверенности быть не может», — рассуждает эксперт.
Здесь, конечно, нелишне напомнить: о новой программе примирения в Сирии только договорились, но вот претворять ее в жизнь даже не начали просто физически. Более того, в Турции, напомним еще раз, прекрасно помнят, как еще в самом начале сирийской драмы Башар Асад обещал на переговорах реформы и выборы, а в реальности приказывал стрелять по туркманским кварталам Латакии из корабельной артиллерии. Но до последнего времени в Москве были уверены: Анкаре просто некуда деваться. И били в литавры и праздновали дипломатическую победу.
Комментаторы рассуждали о том, что, создав такой «трехсторонний формат», в Москве и не скрывали, что сколотили его «на вырост», что одной Сирией цели «тройки» не ограничиваются. Но как раз на этом фоне США и Турция сделали неожиданный маневр, разблокировав в своих отношениях наиболее болезненный для сторон вопрос. Что явно представляет собой плохую новость для Кремля.