НУРАНИ
В Армении в очередной раз реанимируют территориальные притязания к Турции. Как сообщает ереванская «Лрагир», пресловутый «арбитраж Вудро Вильсона», согласно которому, из шести восточно-анатолийских вилайетов выкраивалась «Западная Армения», был подписан именно 22 ноября 1920 года.
И теперь в беседе с газетой Ара Папян, руководитель центра «Модус Вивенди», старательно повторяет мантры: «Арбитраж Вудро Вильсона имеет юридическую силу, и, согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 гг., этот документ не имеет срока давности и обязателен для выполнения», «границы Армении с Турцией определяются не по административно-территориальным рубежам советской Армении, тем более, что по границам советской Армении нет правовых документов, а согласно Арбитражу Вудро Вильсона.
А границы с Азербайджаном и Грузией определены по докладу-предложению Лиги наций от 24 февраля 1920 года. Это важнейший документ, которым закрепляются границы нашей республики и ее титул» и т.д. и т.п. Да вот беда — власти Армении тут не очень активны.
«Пока в Армении в этом направлении ничего не предпринимается, за исключением январской Декларации к 100-летию геноцида в 2015 году, в которой один абзац посвящен Арбитражу Вильсона. Но на том все и закончилось», — отметил он.
Заметим: эта декларация — вполне государственный документ, подтверждающий, что Армения не отказывается от притязаний на земли Турции.
Здесь, конечно, надо бы напомнить: после того, как и республиканская Турция, и нынешняя Армения были признаны мировым сообществом в своих нынешних границах, никакие ссылки на «Арбитраж Вудро Вильсона», «Севрский договор» и т.д. не помогут. Тем более не будут иметь юридической силы столь любимые в Армении ссылки на свою принадлежность к «древней христианской цивилизации».
И вот уже «Голос Армении» перепечатывает (!) статью из оппозиционной вроде бы «Лрагир», автор которой, перечислив, кто и когда из мировых политиков говорил о христианстве в Армении и ее древней истории, восклицает: «Все эти ссылки были бы невозможны без геополитического фона и выстраивания нового миропорядка, который в какой-то мере может стать возвращением к истокам. Христианские корни и автохтонность армян могут стать важными факторами в этом миропорядке».
После чего делает вывод: «Настала пора возвращать армянам долги». Словом, здесь убеждены, что весь мир несет перед Арменией некие особые обязательства, но реальные новости с «дипломатического фронта» радуют не очень.
Конечно, самые интригующие детали переговоров и достигнутых договоренностей чаще всего остаются за закрытыми дверями — это, к сожалению, аксиома. А официальные заявления дают информацию к размышлению, но…
Так, ситуацию в Карабахе обсуждали в ходе переговоров президента Азербайджана Ильхама Алиева и генсека НАТО Йенса Столтенберга. НАТО формально в процесс урегулирования не вовлечен.
Как заявил глава Североатлантического альянса, «сегодня мы обсудили региональную безопасность на Южном Кавказе. Нерешенный конфликт в Нагорном Карабахе вызывает у нас обеспокоенность. Очевидно, что здесь нет военного решения, и НАТО не играет непосредственной роли (в его решении)». Как заверил Столтенберг, Североатлантический альянс «поддерживает работу Минской группы ОБСЕ».
В свою очередь президент Ильхам Алиев подчеркнул: «Мы обсуждали вопросы, связанные с региональной безопасностью, и самая большая угроза региональной безопасности — это неурегулированный конфликт между Арменией и Азербайджаном».
Как отметил глава государства, «проводится политика этнических чисток против азербайджанского народа и ситуация, к сожалению, не меняется. Армения хочет сохранить статус-кво как можно дольше, несмотря на заявления, которые поступают от сопредседателей МГ ОБСЕ о том, что статус-кво неприемлем и его нужно менять». Как напомнил президент, Совбез ООН принял четыре резолюции, которые требуют безусловного и немедленного вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана. «В течение более 20 лет Армения не подчиняется этим резолюциям. Урегулирование конфликта должно основываться на соответствующих резолюциях Совбеза ООН и также на соблюдении принципа территориальной целостности Азербайджана. Территориальную целостность Азербайджана признает весь мир», — сказал президент Ильхам Алиев.
При этом в Ереване не могут не понимать: если НАТО не вовлечено сегодня, это не значит, что оно не будет вовлечено завтра. А это обещает Армении мало хорошего — при ее имидже «форпоста России», членстве в Альянсе Турции и т.д.
Но по-настоящему Ереван, по всей видимости, напугали переговоры Эрдогана и Путина в Сочи. На этой встрече, напомним, Эрдоган обещал поднять вопрос Карабаха. Журналисты по окончании переговоров цитировали в основном «сирийские» заявления Путина, Эрдогана и Роухани. Как передает РИА «Новости», Путин подчеркнул особую роль Ирана и Турции в разрешении конфликта в Сирии и отметил, что позиция Эрдогана и Роухани позволила прекратить боевые действия и создать зоны деэскалации.
Кроме того, по словам Путина, благодаря усилиям России, Ирана и Турции удалось предотвратить распад Сирии, не допустить ее захвата международными террористами, избежать гуманитарной катастрофы.
Президент Ирана Хасан Роухани, в свою очередь, заявил, что эти трехсторонние переговоры открывают новую перспективу для завершения сирийского кризиса. В своей речи иранский лидер уделил внимание борьбе с терроризмом. В частности Роухани заявил о разрушении главной основы ИГ и ослаблении других террористических организаций. Он также отметил, что базы ИГИЛ на территории Сирии и Ирака уничтожены.
Однако он призвал не прекращать борьбу с терроризмом и призвал искоренить последние ячейки боевиков в Сирии. Роухани также отметил готовность Ирана оказать помощь другим государствам в борьбе с терроризмом. Он посетовал, что некоторые державы используют терроризм для достижения своих «недальновидных» целей. В частности он отметил, что сирийский конфликт с самого начала сопровождался иностранным вмешательством и поддержкой боевиков извне, что мешало урегулированию кризиса в стране. Резюмируя, иранский лидер назвал встречу с президентами России и Турции очень полезной.
Наконец, Реджеп Тайип Эрдоган выразил надежду, что итоги сочинской встречи позволят принять «критическое решение» по Сирии. Он также заявил, что трехсторонние переговоры направлены на то, чтобы остановить кровопролитие в САР. Кроме того, президент Турции отметил вклад астанинского переговорного процесса, который, по его мнению, пошел на пользу всему миру. Эрдоган подчеркнул, что России, Турции и Ирану необходимо оказать поддержку масштабному и свободному политическому процессу в Сирии.
Но в Армении осознают: это еще не значит, что Эрдоган не обсуждал Карабах с Путиным. И что между Россией и Турцией не были заключены какие-то договоренности, ситуацию в Карабахе в той или иной степени затрагивающие. Тем более что Москве и Анкаре есть о чем торговаться, прежде всего, на сирийском поле. А это уже заставляет вспомнить, что радужные надежды первой четверти ХХ века закончились для Армении по сути дела ничем — как убеждены в Ереване, только лишь потому, что «большевики сговорились с кемалистами».
И уже шевелится в душах червячок страха: а что, если и теперь Россия и Турция о чем-то договорятся по Сирии, а Москва взамен что-то уступит в Карабахе? Пока на готовность Москвы к таким уступкам ничего не указывает, но…
А пока что армянские оккупанты устраивают на захваченных азербайджанских землях очередные учения. Что очень похоже на репетицию срыва достигнутых договоренностей. Другое дело, что на такое в Ереване вряд ли решились бы без отмашки со стороны РФ.