За рубежом

Новый поворот в расследовании «Рашенгейта»

НУРАНИ

Вмешательство России в выборы и референдумы в других странах продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых тем в российской политике. «Российский след» уже обнаружен в Великобритании — здесь Москва пыталась повлиять на результаты голосования по «Брекситу».

Российские хакеры «отметились» в ФРГ. Не обошелся без их участия кризис в Каталонии.

Тем не менее, по информации СМИ Украины, Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «с разницей в один голос» отказалось выносить на обсуждение постоянной комиссии ПАСЕ вмешательство хакеров в демократические процессы. Об этом в Facebook сообщил народный депутат от Блока Петра Порошенко, член делегации Украины в ПАСЕ Владимир Арьев.

«Я действительно в шоке от бюро ПАСЕ… Сбросили тему, которая сейчас среди топовых в мире. То есть возвращение россиян, шантажирующих ассамблею, оказалось важнее, чем проблема мирового масштаба — влияние на выборы в США, Франции и Германии, поддержка сепаратизма в Каталонии, стимулирование Brexit, взломы в Латвии, Дании и другое», — написал он. По словам нардепа, «особенно горько, что четыре коллеги по Европейской народной партии поддержали внутреннюю местечковую проблематику в ущерб обсуждению общемирового вызова», поэтому «осталось ощущение мелочности».

«Есть и позитив. Большинство коллег в частных разговорах не готовы принимать делегацию России без серьезных шагов со стороны РФ. Соответствующую декларацию уже подписали представители 16 стран, в том числе много председателей национальных делегаций. Текст документа будет обнародован в декабре. Поэтому завтрашнее обсуждение, если оно состоится, может повернуться не в ту сторону, которую ожидают сторонники безусловного возвращения делегации РФ», — заявил Арьев.

Россия была лишена права голоса в ПАСЕ в апреле 2014 года — сразу после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе, напоминают в Киеве. 28 января 2015 года ПАСЕ приняла резолюцию, в которой продлила санкции против России и лишила ее права голоса до апреля.

Но США — дело иное. Недавно Дмитрий Скоробутов, бывший редактор крупнейшей в России государственной медиакомпании, выступил на конференции по журналистике в Маастрихте. «Скоробутов открыл пакет с документами и пояснил, что это указания по планам (передач) из российских государственных СМИ, демонстрирующие, какое освещение президентских выборов 2016 года в США было желательным для Кремля», — пишет корреспондент The New Yorker Райан Лицца, на чью статью ссылается «ИноПресса».

Как указывает автор, Скоробутов наблюдал события в уникальном ракурсе: «Помимо Fox News, ни одна вещательная компания не приложила столько усилий, сколько «Россия», как называется российское государственное телевидение, для того чтобы усилить Дональда Трампа и очернить Хиллари Клинтон». Скоробутов показал «руководство по освещению событий 9 августа 2016 года, когда г-жа Клинтон оступилась, поднимаясь по лестнице. Кремль хотел устроить большой шум вокруг этой истории», говорится в статье.

Издание поясняет: во время избирательной кампании 2016 года в США Скоробутов был редактором ежедневной информационной программы «Вести».

«Он описал систему, которая держалась на сотрудниках новостных редакций, знающих, каких тем нужно избегать, а какие темы высвечивать; это не система, которая принимает все решения под диктовку», — пишет автор. «Любые мероприятия с участием Путина или российского премьер-министра «следовало выдавать в эфир», а такие события, как «теракты, авиакатастрофы, аресты политиков и чиновников», должен был визировать директор редакции новостей или его заместитель», — пересказывает он рассказ Скоробутова.

Скоробутов привел список табуированных тем: «критика государства, исходящая из России или из-за границы; всевозможные социальные протесты, забастовки, недовольство народа и тому подобное; политические протесты и лидеры оппозиции, особенно Алексей Навальный».

«Во время выборов 2016 года указания из Кремля были не такими завуалированными, как обычно», — пишет автор. Скоробутов сказал на конференции: «Мне и моим коллегам дали четкое указание: показывать Дональда Трампа в позитивном свете, а его соперницу Хиллари Клинтон — в негативном свете». Лицца пишет: «Позднее, в интервью, он пояснил мне, как передавались указания». «Иногда это был телефонный звонок, иногда — разговор, — сказал Скоробутов Лицце. — Если у Дональда Трампа проходит удачная пресс-конференция, мы, конечно, это транслируем. А если с Клинтон что-то не так, мы это подчеркиваем».

«Скоробутов, который теперь вернулся в Москву, сказал мне, что ушел из государственных медиа после того, как пьяный коллега избил его на работе, и, по его версии, контролируемая Кремлем телекомпания попыталась скрыть факт нападения», — пишет автор.

Но дело не ограничивается пресс-конференциями о внутиредакционных указаниях — расследование российского вмешательства в выборы ведется на уровне ФБР и сенатских расследований. И недавно в «Рашенгейте» произошел новый — и сенсационный — поворот.

Связан он с Майклом Флинном, проработавшим на посту советника президента по национальной безопасности рекордно короткий срок и вынужденным подать в отставку, когда стали известны подробности его встреч с послом РФ в США Кисляком. Теперь, по информации ТАСС, аппарат спецпрокурора США Роберта Мюллера проводит проверки в отношении бывшего партнера по бизнесу Майкла Флинна.

По сведениям его источников, речь идет об американском предпринимателе иранского происхождения по имени Бижан Киан. Он ранее являлся одним из партнеров консультационной компании Флинна Flynn Intel Group. Данная структура осуществляла лоббистскую деятельность в интересах Турции. Как сообщали СМИ, Флинн в течение некоторого времени не оповещал власти США о том, что проводил эту работу.

Мюллер, в частности, рассчитывает узнать, связан ли как-то Киан с тем, что Флинн не раскрывал информацию о деятельности в интересах турецкого правительства. Подчиненные спецпрокурора, в частности, собираются опросить на этот счет ряд свидетелей. Кроме того, следователи намерены выяснить, какую роль сыграл Киан во взаимодействии между Flynn Intel Group и зарегистрированной в Нидерландах фирмой Inovo, принадлежащей турецкому бизнесмену Экиму Алптекину.

Мюллер проводит расследование по широкому кругу вопросов, в первую очередь по поводу приписываемых Москве попыток вмешательства в ход прошлогодней президентской гонки в США. Тонкости взаимоотношений Флинна с властями Турции в его сферу как бы не входят, но если Флинн на турецком треке нарушил закон, это уже создает поле для торга.

И это не только предположения. Адвокаты Майкла Флинна, бывшего советника Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности, заявили команде юристов президента США, что они больше не смогут обсуждать с ними ход расследования, которое ведет специальный прокурор Роберт Мюллер, указывает «Голос Америки».

Таким образом они намекнули адвокатам президента Трампа, что уволенный экс-советник, возможно, уже начал сотрудничать со следствием, цель которого — выявление фактов возможного сговора самого Трампа или членов его команды с Россией в ходе избирательной кампании в прошлом году, сообщило издание New York Times.

Агентство Reuters попыталось подтвердить эту информацию, однако адвокат Флинна и пресс-секретарь спецпрокурора Роберта Мюллера не ответили на запросы о комментариях. Представитель команды юристов Трампа также никак не прокомментировал сообщение в New York Times. Но это лишь усиливает интригу.

Здесь нужно учитывать и еще кое-какие обстоятельства. Как указывал, в частности, Владимир Козловский в своей статье для New Times, «58-летний Майкл Томас Флинн — один из первых и самых ярых сторонников Дональда Трампа. Во время прошлогодней избирательной кампании он запомнился тем, как скандировал с трибуны предвыборного съезда Республиканской партии призыв посадить в тюрьму Хиллари Клинтон.

Трамп уважает вояк и ценит такую лояльность. Неудивительно, что он подумывал назначить отставного генерала, воевавшего на Гренаде, в Ираке и Афганистане, своим вице-президентом. В конечном итоге 45-й президент остановил выбор на Майке Пенсе, а Флинна сделал своим помощником по национальной безопасности со штатом подчиненных из 400 с лишним человек». Но, увы и ах, в этой должности Флинн продержался всего 24 дня, с 20 января до 13 февраля этого года: он ушел в отставку за то, что лгал вице-президенту Пенсу о содержании своей беседы с послом РФ в США Сергеем Кисляком.

Понятно и другое. Многие эксперты уже тогда предупреждали: Трамп, конечно, пришел в политику с нулевым опытом, но он, во всяком случае, не наивен, И не мог не знать, какой длинный хвост пророссийских контактов тянется за Флинном. Во всяком случае, еще в январе 2017-го врио министра юстиции Салли Йейтс дважды предупреждала сотрудников Белого дома, что у России есть компромат на Флинна, связанный с его разговорами с Кисляком.

Трамп этому предостережению не внял, к совету своего предшественника Барака Обамы держаться от генерала подальше тем более не прислушался. Между тем, как напоминает Козловский, «выйдя в 2014 году на пенсию (около 150 тыс. долларов в год), Майкл Флинн основал консультационную компанию Flynn Intel Group, которая стала оказывать лоббистские услуги иностранным правительствам и другим респектабельным клиентами.

Время от времени глава Flynn Intel Group выступал на российском телеканале RT (Russia Today). На это в Америке как-то не обращали внимания, но вот участие Флинна в московских торжествах по случаю десятилетия RT в декабре 2015 года не осталось незамеченным. Американские специалисты по России просто закатили глаза, увидев кадры с банкета в Москве, на которых отставной генерал-консультант сидит по правую руку от Владимира Путина.

Пикантности добавил тот факт, что Флинн получил деньги за произнесенную в Москве речь». Словом, Флинн был как раз тем человеком, который теоретически — и не только теоретически — мог быть как раз тем человеком, которому поручают «решение деликатных вопросов» в Москве. И ему точно будет что рассказать следствию.