НУРАНИ
Какие сферы бизнеса могут оказаться привлекательными для мафии? В Италии мафиози делают деньги не только на грабежах или торговле наркотиками, но и на строительных подрядах. Контрабанда сигарет, браконьерский вылов ценных пород рыбы, «грабители могил» и подпольная торговля древностями, наконец, наркобизнес и подпольный оборот оружия — это «классика жанра». Но вот в Армении местная мафия не на шутку заинтересовалась…дровами.
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Азербайджан с самых разных трибун уже не первый год заявляет о развязанном на оккупированных Арменией землях грабеже природных ресурсов и «экологическом терроре». Напомним: на оккупированных азербайджанских землях, в числе прочего, находилось несколько заповедников и заказников: Бешитчайский государственный заповедник в Зангеланском районе, Гарагельский государственный заповедник в Лачинском районе, Лачинский и Губадлинский государственные заказники…
В числе прочего, на этих землях произрастали ценнейшие породы деревьев, включая чинары (платан), орех, самый ценный в мире красный дуб… После оккупации этих районов Арменией деревья самым хищническим образом вырубаются, часть продается в Иран, часть отправляется на спешно созданные здесь же мебельные цеха.
Но теперь своя «лесная мафия» заявляет о себе и в Армении. Причем здесь речь не идет ни о красном дубе, ни о грецком орехе — все куда прозаичнее Леса, включая и местные заповедники, вырубаются просто на дрова, чтобы топить печи зимой.
Как сообщает «Голос Армении», «за последние два года в Национальном парке «Дилижан» в результате незаконных вырубок леса нанесенный государству ущерб составил более 1,1 млн долл.». Как грустно констатирует издание, «с наступлением холодов в прилесных районах Армении звук бензопилы не умолкает. Это при том, что Министерство охраны природы усилило меры контроля. Однако запрет фактически игнорируется «лесной мафией».
Ее действия наносят многомиллиардный ущерб государству. Нарушители закона еще и выступают с акциями протестов, закрывая трассы межгосударственного значения, нападают на сотрудников охраны, избивают их, а в иных случаях сжигают даже времянки лесничих». К понятному ужасу издания, «в августе и сентябре 2017 года трасса Ереван — Дилижан — Иджеван перекрывалась несколько раз. Жители села Агарцин Тавушской области и прилегающих населенных пунктов таким образом выражали свой протест по поводу запрета рубить деревья на территории парка «Дилижан».
Здесь, конечно, самое время вспомнить, как в середине августа того же 2017 года вспыхнул пожар в другом армянском заповеднике — Хосровском. Армянские спасатели своими силами с огнем не справились, пришлось просить о помощи МЧС России и ее противопожарную авиацию. Уже тогда эксперты отмечали: все происшедшее слишком уж похоже на поджог. И напоминали: именно так, поджигая вырубки, пытаются скрыть следы грабежа армянские оккупанты на захваченных азербайджанских землях. Теперь эти «технологии лесного грабежа» перенесены в Армению, что было, в общем-то, закономерно.
Но даже не это главное. Как напоминает тот же «Голос Армении», «между тем правительство для каждой семьи предусматривает талоны на 8 кубометров сбора валежника, в том числе бурелома, по цене от 4800 до 5400 драмов. Но местные говорят, что этого недостаточно и им требуется на отопление как минимум 15 кубометров дров. Кроме того, жители утверждают, что итоговая цена на дрова им обходится в 15-20 тысяч драмов, поскольку приходится платить за наем машины, топливо и пильщику за его труд.
Ради справедливости надо отметить, что сухие ветки разрешается собирать бесплатно, однако этот продукт не очень интересует граждан. Они говорят, что полусгнившие сучья сложно собирать на труднодоступных склонах и они не дают жару в печи, то есть много не соберешь и жги не жги — в доме тепло не станет. Многие из протестующих требуют у правительства пересмотреть тарифы на газ и снизить цены на 30-40%, что позволит перейти на газ и отказаться от дров».
А вот это уже куда интереснее. В Армении любят щеголять цифрами «газификации» своей территории, только вот, как выяснилось, эти цифры еще не означают, что в регионах Армении действительно могут пользоваться газом. Тарифы «кусаются».
Понятно и другое. Цена на газ — это для Еревана вопрос во многом политический. В отличие от нефти, волокна кокосовой пальмы или, скажем, кофе, на газ нет мировой цены. Стоимость «голубого топлива», конечно, коррелируется с ценой нефти, но при этом цена на газ все же в значительной степени определяется взаимными договоренностями продавца и покупателя, на которые уже влияет многое — от географии до степени политического сотрудничества.
Армения, находясь рядом с нефтеносным Азербайджаном и контролируя в силу географии самый удобный путь для транзита нефти и газа к Средиземному морю, в результате своей «мудрой» политики оказалась отрезанной от энергоресурсов Каспия. И не только энергоресурсов. Эту страну старательно обходят и трубопроводы, и железные дороги, и инвестиции, разумеется. Со всеми прогнозируемыми последствиями.
Экономика Армении продолжает медленно разрушаться. Газета «Жаманак» пишет, что уже длительное время, как в Армении снова продаются импортированные из-за рубежа яйца. Как отмечает издание, явным доказательством этого является маркировка на этих яйцах. «По нашим сведениям, яйца экспортирует птицефабрика «Аракс». Примечательно, что импортированные яйца продаются по цене в два раза дороже», — пишет газета.
Откуда именно в Армению прибыли яйца, не указывается. Впрочем, кандидатов хватает. Яйца — это не авокадо, не рамбутаны и не копченые крокодильчики, их производством можно заниматься в любом климате. Нужна самая малость: инвестиции и рабочие руки. Но с этим в Армении известная «напряженка». Денег нет, причем давно и безнадежно, к тому же в результате миграции армянский агросектор находится в таком упадке, что подобная «яичная экономика» уже никого не удивляет и не шокирует.
И что же — в Ереване просто не подумали, что у войны с Азербайджаном могут быть и экономические последствия? Здесь просто не приняли во внимание экономический потенциал — и свой, и азербайджанский. Вряд ли в Армении не знали, что у Азербайджана есть нефть и газ. Скорее тут пребывали в полной уверенности, что армянский «лоббистский потенциал», подкрепленный армянским же коньяком, — это лучшая гарантия, что Армения при любом развитии событий будет «в шоколаде», причем, скорее всего, российском. Иначе просто не могло быть. Да и с Россией удавалось договориться о поставках нефти и газа по ценам «для своих». Только вот оказалось, что в условиях ереванской бедности даже эти тарифы для большинства семей непосильны.
Здесь, конечно, самое время вспомнить, что президент Ильхам Алиев в одном из своих выступлений отметил: «Армения, можно сказать, развалилась, ее экономика развалилась. Криминальный диктаторский режим в Армении настолько подавил свой народ, что люди уже не выдерживают. Должен также отметить, что армянская хунта обогащается за счет народа. Возможно, многие этого не знают. Но Армения — это страна, которая получает из-за рубежа газ, возможно, по самым низким ценам в мире. А продает его своему населению втридорога. Так же, как и электроэнергию, топливо, то есть этот криминальный режим пьет кровь народа. Народ, естественно, не может вынести этого».
Ставка на «коньячный лоббизм» не оправдала себя. Другое дело, что, как оказалось, этим самым «армянским коньяком» в лоббистском переложении тоже можно, пардон, «упиться в дрова».