За рубежом

Кто разворовал «армейский общак» в Армении?

НУРАНИ

За оккупацию чужих земель в современном мире приходится дорого платить, и цена эта включает в себя не только экономические потери, но и жизни собственных солдат, погибающих на чужой территории — это аксиома.

Другое дело, что, планируя захват чужих территорий, об этом в высоких кабинетах вспоминают далеко не всегда. Чтобы потом постигать «цену вопроса» уже на практике. Вот и теперь в Армении обсуждают очередной минорный релиз «министерства обороны Нагорного Карабаха» — здесь в результате взрыва мины погибли трое военнослужащих: Тегам Закарян, Саргис Абраамян и Саргис Меликян. Еще один — Нарек Овеян — ранен. Обстоятельства выясняются.

А эксперты тем временем предупреждают: сообщения о гибели солдат на линии фронта поступили на редкость не вовремя. Вопрос боеспособности собственной армии для Армении весьма болезненный. Тем более после апрельских боев, когда уже не осталось сомнений, что нынешний расклад сил на линии фронта мало напоминает начало девяностых.

К тому же недавно в Нахчыване Азербайджан провел крупномасштабные учения с командно-штабными играми, боевыми стрельбами, отработкой штурма и захвата высот, что не на шутку перепугало армянских аналитиков. Как сообщали из Баку, согласно плану командно-штабных военных игр, соединения и воинские части, привлеченные к практическим действиям, выведены в районы сосредоточения для приведения в различные степени боевой готовности.

В назначенных пунктах и районах были развернуты пункты управления войсками и отработана передача управления из одного пункта к другому. Мобилизационные мероприятия по комплектованию соединений и воинских частей были частично выполнены. В ходе комплектования был практически проведен призыв некоторых военнообязанных, имеющих редкие специальности.

При этом в Ереване понимают: географическое положение в регионе таково, что из Нахчывана можно «достать» практически любую цель в глубине армянской территории — на тот случай, если Ереван решит пустить в ход, ну, скажем, подаренные Россией «Искандеры».

А вот с этой самой боеспособностью своей армии по ту сторону линии фронта серьезные сомнения. Добиться перевеса в «матчасти» не удается, несмотря даже на неоднократные российские оружейные подарки. Более того, уже не так убедительно выглядят и излюбленные ссылки на «боевой дух».

В Армении продолжается нешуточная политическая пикировка вокруг отмены отсрочек от призыва для студентов и аспирантов. Студенческие протесты вроде бы удалось пригасить. А в парламенте Армении проходит «круглый стол» по вопросу отмены академической отсрочки, с участием членов инициативы «Во имя развития науки», которая и организовала протесты, депутатов парламента, представителей минобразования и минобороны.

Во дворе Нацакадемии наук Армении студенты следят за дискуссией в онлайн-режиме, сообщает «Кавказский узел». Вроде бы власти сделали шаг назад, но в армянском секторе Интернета появляются статьи, более всего напоминающую подготовку общественного мнения к волне репрессий против организаторов студенческих протестов.

Как уверяли ее авторы, эти самые организаторы, ну разумеется, находятся на содержании Сороса, получают «печеньки» от своих западных спонсоров и вообще ведут себя совсем не патриотично. Особо усердствует здесь ереванский «Спутник». Один из его штатных авторов, некий Сергей Баблумян, отмечает тоном профессионального доносчика: «На улицах новое поколение молодых, еще не обученных. Призывы к публичным харакири с тяжелыми последствиями для власти пока, правда, открыто не звучат, но легко просматриваются. Переговоры с бунтовщиками как всегда ведет Валерий Осипян. Полковника слушают в пол-уха. Полковник понимает, что распоряжения, которые выполняют вольнодумцы, поступают по мобильнику — из уст старших товарищей в ухо младших. Какие даются указание — понять нетрудно: силой прорваться на мостовую и перекрыть движение транспорта. Зачем нужны потасовки? В диалоге за круглым столом пострадавших (физически) не бывает, а они не просто нужны, они крайне необходимы. Где вы видели кровавый режим без крови? Значит, надо, чтоб она пролилась».

Его коллега Арман Ванескегян добавляет: «Они делают все настолько продуманно и в соответствии с технологией протеста, что даже думать не приходится о стихийности того, что творится на ереванских улицах». И, наконец, сообщает главное: оказывается, НПО, которые спонсирует Сорос, было предписано «критически оценить концепцию «Нация-Армия» посредством независимой экспертизы и понять, как эта кампания воспринимается среди студентов университета». И, мол, «с этой целью НПО «Общественная Повестка» планирует провести экспертные дискуссии вокруг концепции «Нация-Армия» и создать альтернативу этому понятию, которая будет доведена до широкой общественности».

А еще через несколько дней «Спутнику» пришлось сквозь зубы признавать: в Армении разгорелся нешуточный скандал вокруг Фонда помощи семьям армянских военнослужащих.

Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Фонд помощи семьям армянских военнослужащих был едва ли не ключевым элементом объявленной министром обороны Армении концепции «Нация-армия». Идея состояла в том, чтобы из зарплаты каждого работающего гражданина Армении отчислялось 1000 драмов (около двух долларов США) в «Фонд страхования военнослужащих» ежемесячно отчисляется 1000 драмов. А затем из средств этого фонда выплачиваются компенсации семьям погибших солдат, военнослужащим, оставшимся инвалидами, и т.д. и т.п.

С первого же дня создания фонда власти Армении заверяли, что он будет работать открыто, прозрачно, а также регулярно отчитываться перед общественностью. При этом, согласно действующему порядку, отчеты должны публиковаться каждый триместр. На деле фонд, действующий с 1 января 2017 года, опубликовал первый отчет 27 апреля, второй — 7 июля. А третий не опубликован до сих пор. И это по вполне понятным причинам вызывает беспокойство армянской общественности. Где прекрасно осведомлены о степени коррумпированности собственной власти.

Пресс-секретарь фонда Арутюн Берберян в беседе со Sputnik Армения назвал муссируемые в прессе слухи «абсурдными», заверив, что какие-либо злоупотребления исключены.

«Мы работаем следующим образом: Комитет государственных доходов передает отчисленные с зарплат деньги и передает в казну, оттуда — в Центробанк, который затем перечисляет средства на счет фонда. Все операции производятся по безналу, деньги переводятся на специальные счета, открытые на имя военнослужащего или его семьи», — старательно разъяснял Берберян.

Что касается задержки отчета за третий квартал, то, по его словам, и здесь никаких проблем нет, и он скоро будет размещен на сайте фонда. И вообще информация о средствах, собранных и отчисленных на счета военнослужащих, размещается на сайте фонда каждый день. Но «сбить волну» не удается.

А когда о возможных злоупотреблениях в фонде Sputnik Армения спросил у депутата от фракции Республиканской партии Армении, председателя постоянной комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам парламента Армении Гагика Минасяна, и тот заявил, что к обвинениям в адрес фонда он серьезно не относится, и требовать отчета представителей фонда в парламенте не стоит, в Ереване исчезли последние сомнения: повод для беспокойства есть, и весьма серьезный.

А это уже понятным образом отражается и на стремлении молодых людей любой ценой «откосить» от армии. Что, возможно, не так уж плохо для многочисленных коррупционеров в военкоматах, но вот вряд ли прибавляет уверенности местным обывателям. Которым остается только вспоминать старый анекдот: «До армии я спал спокойно, потому что был уверен: мен защищают. В армии я спал плохо, потому что защищал. После армии я вообще не сплю, потому что точно знаю, КАК на самом деле меня защищают».