За рубежом

Что делать с «уклонистами» Армения не знает

НУРАНИ

Несколько дней назад известный тбилисский автор Тенгиз Аблотия на сайте «Эхо Кавказа», одного из подразделений радио «Свобода», опубликовал весьма едкий комментарий по поводу первых итогов европейского «безвиза» для Грузии. Где весьма едко «прошелся» и по современной грузинской эмиграции. «Из 160 000 человек, посетивших за полгода Европу, около 10 000 растворились, исчезли. Иначе говоря, остались в ЕС. Сама по себе цифра, может быть, и небольшая — если не иметь в виду, что это за категория и какую «пользу» большинство из них может принести Европе, — напоминает Аблотия.

«В Грузии принято политкорректно заламывать руки и говорить, что в «эмиграцию уезжают лучшие люди страны». Никто с этим не спорит, и иногда кажется, что все ровно так и обстоит. Конечно, среди грузинских мигрантов в благополучные страны есть определенный процент действительно ценных специалистов в своей области, людей с трудовыми навыками, высоким уровнем дисциплины, словом, тех, кто действительно может принести пользу своей новой стране. Есть также работяги без особого образования, но занимающиеся там полезным делом. Однако их — меньшинство. Значительная часть грузинских иммигрантов — это в лучшем случае бесполезный балласт, ничего не знающие и ничего не умеющие люмпены. Это в лучшем. А еще есть и худший — мы видим его в почти ежедневных сводках о том, что очередная грузинская банда где-то чего-то или кого-то ограбила».

Из Армении, как показывает пример и России, и американской Калифорнии, и французской Ниццы, тоже уезжают и представители криминального мира, и приближенные ереванских олигархов, и все те же «люмпены». Но здесь — и это признают если не все, то многие — ситуация принципиально иная. Во-первых, людей гонят на чужбину бедность, «безнадега» и отсутствие реальных перспектив на родине — по принципу «хуже уже не будет». А во-вторых, значительную часть «отъезжающих» составляют семьи, где есть юноши призывного возраста. Которые уже потом в Армению не возвращаются, боясь ответственности за уклонение от призыва.

Попытка же властей Армении пополнить ряды призывников, отменив отсрочки от армии для студентов и аспирантов, вызвала в Армении бурные протесты. Студенты бойкотировали занятия, проводили акции протеста на улицах, даже объявляли голодовку. Слишком уж пугающей выглядела перспектива службы в армии.

Как заявлял в беседе с Первым Информационным правозащитник Рубен Мартиросян, занимающийся проблемами армии, «в армянской армии солдат убивают, их дела стараются замять, невиновных солдат осуждают за несовершенные преступления, а реальные преступники остаются безнаказанными. Это знают все. Мы не можем решить проблему на корню. И Серж говорил — делайте, что хотите. Но в результате эти делающие губят армию и вынужденно идут на такие неверные шаги, как ограничение права на отсрочку». Но этот шаг, уверен Мартиросян, препятствует развитию государства.

«Даже если 10% из этих 140 аспирантов продолжат заниматься наукой и добьются результатов, то это станет стимулом для развития нашей страны. Но Министерство обороны пошло этим путем, так как сегодня никто не желает служить в армии из-за царящих там нравов, а чиновники вывозят своих детей, поэтому и эти 140 солдат — существенная цифра. У меня есть данные, что, когда сват Сержа Саргсяна был начальником Центральной медицинской комиссии, с тех пор коррупция в армии нашла широкое распространение. «Здоровые призывники освобождались от службы в армии, вместо них призывались парни, имеющие проблемы со здоровьем. Все делали для того, чтобы заработать деньги. И сейчас та же самая ситуация с небольшой разницей. И сейчас это по принуждению. Отмена права на отсрочку — шаг, сделанный по принуждению».

А вот служба по принуждению, уверен он, «чревата многими негативными последствиями — напряженность, конфликтные ситуации, тогда как все должно было быть сделано с точностью наоборот. Все должно было быть сделано так, чтобы молодые люди охотно, по своей воле шли служить в армии. А для этого нужно искоренить беспредел в армии, ввести уставные отношения, так как сегодня армянский солдат находится в рабском положении, попираются все права солдат. Если эта ситуация будет устранена, то только после этого можно будет обсуждать какие-то вопросы».

В конце концов ситуацию удалось разблокировать, протестующую молодежь с улиц убрать, пообещав заново обсудить закон в парламенте — со всеми заинтересованными сторонами.

Есть, конечно, шанс, что злополучный закон будет отложен или отменен. Но…подготовка общественного мнения в Армении идет в слишком уж предсказуемом направлении. Председатель Союза добровольцев «Еркрапа» Манвел Григорян высказал свою позицию относительно законов РА «О военной службе и статусе военнослужащего» и «Об обороне». По его словам, армянский мужчина обязан служить в армии. Кроме того, он отметил, что женщины также должны призываться в армию на добровольной основе.

Здесь, пожалуй, надо напомнить: в армянских силовых структурах женщины наличествуют. Правда, едва ли не каждое их появление в СМИ оборачивается громким скандалом. Так, 21 сентября 2011 года в Армении устроили масштабный военный парад в честь 20-летия провозглашения своей независимости. Для пущего эффекта, появились здесь и женщины — в военной форме, с камуфляжной «раскраской» на лицах, восседая на армейских бронеавтомобилях.

Но этот эпизод вызвал прямо-таки гомерический хохот и шквал насмешек. Телезрители и пользователи Интернета разглядели и длинные накрашенные ногти, и сережки в ушах, а потом задавали вопросы: что это было? Переодетые в военную форму модели? Чьи-то «девочки», которые решили поиграть в войнушку прямо на параде? Неужели в Армении не нашлось реальных женщин-военнослужащих?

А вот пятью годами позже было уже не до смеха. В июле 2016 года в Армении террористы из группы «Сасна Црер», напомним, захватили полицейскую базу. В поддержку (!) террористов на улицах Еревана митинговали сотни, если не тысячи, что для порядком опустевшей столицы Армении весьма солидные цифры. А потом в прессу попали фотографии, где во время разгона одного из митингов женщина в полицейской форме, с «силиконовыми» губами и гламурным макияжем, профессионально заламывает руку пожилой женщине. Выяснилось, что это некая Маргарита Карапетян, которая перед тем, как поступить на работу в полицию, была…стриптизершей. Но руководитель «Еркрапа» явно говорил о совсем другой роли женщин в армянской армии, где уже не будет ни гламура, ни макияжа, ни накрашенных ноготков.

Здесь бы, конечно, поинтересоваться у господина Григоряна, что означает этот оксюморон — «призываться на добровольной основе»? Может быть, генерал имеет в виду, что женщины будут добровольно вставать на учет в военкомате, а их по мере необходимости уже военкомат будет призывать? Или же…все куда проще? И господин Манвелян просто так назвал известный еще с совковых лет «добровольно-принудительный» метод? Так или иначе, если еще недавно «на чемоданах» сидели только те семьи, где есть юноши, то теперь за баулы схватятся и те, где подрастают девушки. От греха подальше.

И вот на этом фоне армянские власти решили сделать «отъехавшим» призывникам щедрый подарок. Как сообщает ереванская «Лрагир», в конце минувшей недели Национальное собрание Армении приняло в первом чтении законопроект о продлении срока действия закона, предоставляющего возможность уклонившимся от службы в армии согражданам освободиться от уголовного преследования, выплатив соответствующий штраф. Речь идет о лицах, достигших 27 лет, поясняет «Лрагир». По сведениям «Арменпресс», за поправки в закон «О гражданах, не прошедших обязательную военную службу в нарушение установленного порядка» единогласно проголосовали 85 депутатов.

Законом предусмотрено, что лица, уклонившиеся от прохождения службы в армии, которым исполнилось 27 лет, должны за каждый год уклонения от призыва выплатить сумму в размере 200-кратной минимальной заработной платы, что позволит им освободиться от уголовного преследования и вернуться на родину.

Идея и впрямь выглядит весьма привлекательно: и юноши 27 лет и старше получают возможность вернуться на родину, и бюджет пополняется, и власть демонстрирует свой гуманизм. Верный признак, что «дефицит армян» испытывает сегодня не только армия. Только вот…много ли окажется желающих вернуться в Армению со всеми ее проблемами и «безнадегой»?