За рубежом

Террор по-северокорейски

НУРАНИ

Есть выражение, насколько циничное, настолько же и верное: безопасность — это тот «товар», на который всегда найдется покупатель, готовый за него дорого платить. И им на международной арене вполне можно успешно и бойко «торговать», чем и занимаются многие государства, активно заключая договора о дружбе и взаимопомощи с военным компонентом, размещая военные базы и заключая военные союзы.

Но одно дело — такие договоренности, которые заключаются добровольно, на основе взаимного уважения и с учетом взаимных интересов. И совсем другое, если на государственном уровне практикуется этакое «вооруженное вымогательство». Чем сегодня и занимается, к примеру, Северная Корея, где, по сведениям из различных источников, готовятся до конца года провести новые запуски баллистических ракет. Пока, впрочем, дальше «утечек» дело не пошло, но вот стоит ли на этом успокаиваться — вопрос открытый.

КНДР не проводила новых испытаний баллистических ракет с сентября этого года, что вызывает опасения западных СМИ о состоянии здоровья северокорейского лидера Ким Чен Ына, сообщает, в частности, «Звезда». По данным британского таблоида The Daily Star, с 2011 года Ким Чен Ын набрал около 40 кг лишнего веса, при этом лидер КНДР, предположительно, страдает от подагры, диабета и гипертонии. Таким образом, «затишье» в испытаниях баллистических ракет может быть вызвано ухудшением здоровья северокорейского лидера.

В качестве подтверждения своих слов таблоид приводит недавний визит Ким Чен Ына на косметическую фабрику, во время которого ему якобы было тяжело стоять, и ему даже принесли складной стул, а в ходе визита на обувную фабрику его лицо было покрыто потом. Стоит ли верить этим «утечкам», вопрос, конечно, открытый, но в том, что опасность, исходящую от ракет КНДР, не стоит недооценивать, сомнений тоже нет. Во всяком случае, еще в конце октября генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг дал интервью японской газете «Иомиури», где выразил мнение, что и европейские страны, и страны — члены НАТО находятся в пределах досягаемости ракет КНДР, однако Североатлантический альянс располагает возможностями и решимостью нанести контрудар в случае провокационных действий.

«Мы признаем, что Европа также находится в пределах досягаемости ракет (КНДР. — Прим. ред.). Страны НАТО также находятся под угрозой, — отметил Столтенберг. — НАТО располагает возможностями и решимостью нанести контрудар». Вместе с этим генсек альянса подчеркнул, что необходимо усиление давления на КНДР с целью ведения переговоров.

«Необходимо усилить давление на КНДР, чтобы усадить ее за стол переговоров. Мы решительно поддерживаем экономические санкции», — отметил Столтенберг. Более того, в начале ноября генсек Североатлантического альянса совершил визит в Японию и Южную Корею, где обсуждал угрозу со стороны КНДР. Наконец, известно, что ситуация вокруг Северной Кореи была одной из тем обсуждения на недавнем заседании министров обороны стран-членов НАТО в Брюсселе.

На этом фоне эксперты предупреждают: вполне возможно, что ракеты — это не единственный «фактор угрозы» со стороны КНДР. Американская администрация приняла решение вновь включить КНДР в список стран-спонсоров терроризма, составляемый Госдепартаментом, объявил президент США Дональд Трамп на заседании своего кабинета. «С сегодняшнего дня США квалифицируют Северную Корею как страну — спонсора терроризма. Это нужно было сделать давно», — сказал американский лидер. При этом он сообщил, что Вашингтон со вторника приступает к дальнейшему ужесточению режима односторонних санкций в отношении Пхеньяна. «Завтра Министерство финансов (США) объявит о дополнительных и чрезвычайно крупных санкциях в отношении Северной Кореи», — отметил хозяин Белого дома.

С его точки зрения, КНДР не только «угрожает миру ядерным уничтожением», но и «неоднократно поддерживала акты международного терроризма, в том числе убийства на иностранной территории».

Новый шаг Вашингтона позволит «применить дальнейшие санкции и карательные меры в отношении Северной Кореи и связанных (с ней) лиц», он поддерживает американскую кампанию оказания «максимального давления» на КНДР, призванную «изолировать убийственный режим» в Пхеньяне, заявил руководитель администрации США. Согласно изложенной им информации, правительство США намерено вводить новые ограничительные меры против КНДР «в течение следующих двух недель». «Речь будет идти о высочайшем уровне санкций, когда эти шаги закончатся», — подчеркнул Трамп.

Он также призвал власти КНДР «положить конец незаконной разработке баллистических ракет и прекратить оказание любой поддержки международному терроризму». В составляемый внешнеполитическим ведомством США список стран — спонсоров терроризма до сегодняшнего дня входили Иран, Сирия и Судан. КНДР была включена в этот перечень в 1987 году после взрыва в воздухе южнокорейского авиалайнера, следовавшего из Абу-Даби в Бангкок.

Расследование показало, что теракт, в результате которого погибли 115 человек, был совершен агентами спецслужб КНДР. В октябре 2008 года администрация США во главе с президентом Джорджем Бушем-младшим исключила КНДР из данного списка, чтобы поощрить ее за участие в шестисторонних переговорах о денуклеаризации Корейского полуострова, которые позже были прекращены по инициативе Пхеньяна. Однако теперь КНДР вновь значится в этом списке.

В Вашингтоне не торопятся раскрывать подробностей, однако, по крайней мере, не исключено, что в принятии Белым домом такого решения свою роль сыграли не только ядерные испытания и ракетные пуски, но и убийство в аэропорту малайзийской столицы Куала-Лумпура сводного брата Ким Чен Ына — Ким Чен Нама. Пока что так еще не «устраняли» корейских политэмигрантов или не угодных режиму политиков и журналистов, но гарантий, что этого не произойдет и впредь, нет и быть не может.

Кроме того, как указывает Би-би-си, на заседании правительства Трамп пообещал, что это решение приведет к дополнительным «очень крупным санкциям» в отношении Пхеньяна, о которых будет объявлено позднее.

И, как того и следовало ожидать, США продолжают на Дальнем Востоке и дипломатические усилия, стремясь подтолкнуть к более ощутимому давлению на КНДР прежде всего Китай. В частности, Соединенные Штаты стремятся убедить Китай полностью перекрыть поставки сырой нефти в КНДР. Госсекретарь Рекс Тиллерсон на брифинге для журналистов в Белом доме заявил, что переговоры по этому поводу продолжаются.

«Мы хотим быть уверенными в том, что Пекин полностью привержен выполнению всех санкций ООН, введенных против КНДР. Мы сказали им: вы контролируете трубопровод, по которому поступает нефть на перерабатывающий завод в КНДР. И вы можете его перекрыть, если захотите усилить давление. Поступают ли они таким образом или нет, мы не знаем. Нам очень трудно определить, предпринимают ли они какие-то действия, чтобы перекрыть поставки нефти».

А это уже ставит перед нелегким выбором Пекин, где недавно с почетом и торжествами принимали самого Трампа. С одной стороны, публично «сдавать» Ына власти КНР не намерены. Более того, начальник отдела международных связей ЦК КПК Сун Тао отправился в КНДР, где встретился и провел переговоры с руководством Трудовой партии Кореи. Китай и КНДР по итогам визита спецпосланника председателя КНР Си Цзиньпина Сун Тао договорились укреплять контакты по межпартийной линии и продвигать двусторонние отношения, отбарабанило агентство «Синьхуа».

«Стороны обменялись мнениями по межпартийным отношениям и ситуации на Корейском полуострове, выразили готовность укреплять межпартийные контакты и взаимодействие и содействовать дальнейшему развитию отношений между КНДР и КНР», — говорится в сообщении.

Как сообщает агентство, Сун Тао рассказал об итогах 19-го съезда КПК, который прошел в Пекине 18-24 октября. Северокорейская сторона поздравила с успешным проведением съезда, выразив надежду на то, «что китайский народ под руководством Си Цзиньпина в качестве ядра партии добьется еще больших успехов в построении современного социалистического государства с китайской спецификой и в реализации мечты о великом вырождении китайской нации». В ходе визита Сун Тао также посетил военное кладбище, на котором захоронены китайские народные добровольцы, которые в 1950-1953 годах участвовали в Корейской войне на стороне КНДР.

Другое дело, что самые интригующие подробности «Синьхуа» вряд ли станет раскрывать. Теоретически — и не только теоретически — для Китая самый выгодный и логичный вариант поведения состоит в том, чтобы убедить КНДР снизить градус напряженности, отказаться от дальнейших «провоцирующих» шагов и не играть на обострение. Но весь вопрос в том, хватит ли на это влияния даже у Пекина. Особенно с учетом того, что в северокорейский кризис все активнее вовлекается Москва, где не намерены призывать Ким Чен Ына к благоразумию.