За рубежом, Эхо

В Армении готовятся к «городским боям»?

НУРАНИ

Совершать время от времени поездки по стране высший госчиновникам время от времени полагается по штату. Даже если практического смысла от их визита, пардон, не то чтобы очень много — статус обязывает, а политическая ситуация — тем более.

Казалось бы, поездка премьер-министра Армении Карена Карапетяна в Гюмри — из числа таких вот «протокольных поездок». Глава правительства совершил экскурсию по историческому центру Кумайри. Затем провел в мэрии Гюмри совещание, во время которого обсуждался ход реализации программы развития исторического центра Кумайри.

Как сообщает пресс-служба правительства Армении, премьеру в частности доложено о работах, которые планируется провести в направлении восстановления инфраструктур улицы Шираза и прилегающих улиц. Карен Карапетян поручил через неделю представить ему четкий график строительных работ. «Необходимо как можно скорее выйти на стройплощадку, тем более, что погодные условия это позволяют. Инфраструктуры нужно восстановить в соответствии с современными нормами», — подчеркнул он.

Были обсуждены вопросы, касающиеся привлечения инвестиций, выполняемых в рамках инвестиционного фонда «Возрождение Кумайри» и дальнейших работ. Было доложено также, что на кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) работа по восстановлению других улиц Гюмри начнется с весны будущего года.

В самом деле, этому проекту в Армении уделяется прямо-таки беспрецедентное внимание. Еще 2 ноября на своей пресс-конференции Карен Карапетян заверял, что туризм в Армении растет в целом — и в частности в Гюмри. «Работы по реконструкции старого города там продолжаются, и ремонт одной из улиц (Руставели) — только начало. Гюмри может и должен стать привлекательным для туристов — и местных, и зарубежных», — добавил Карапетян.

Только вот широко разрекламированный «исторический центр Кумайри» представляет собой очередную историческую фальсификацию. В самом деле, как уже сообщала наша газета, в первые дни октября в Гюмри пышно и помпезно отмечали День города. На торжества пожаловали Серж Саргсян и Карен Карапетян. Уже тогда «в массы вбросили» идею о том, что Гюмри имеет более чем двухтысячелетнюю историю, что еще Ксенофонт писал о городе Кумайри.

О том, что название происходит от турецкого «гемрюк» — «таможня», упоминать было как-то неудобно. Но… усомнился даже ко многому привычный «Голос Армении». Напомним: как признавал тогда «ГА», попытки приписать Гюмри пару тысяч лет выглядят не ахти как убедительно. «В советские годы муссировалась следующая версия: якобы Ксенофонт в своем «Анабасисе» описывает цветущий и зажиточный город Кумайри. Любой исторический факт нуждается в подтверждении, однако его нет, — писала газета.

«Согласно другой версии, «кум — айри» означает «группу пещер», где жили гюмрийцы в древности. Археологическими изысканиями в Гюмри и его окрестностях не обнаружено ни одной пещеры. Рождение города приписывают и Аргишти: будто бы через 8 лет после основания Эребуни он основал и Гюмри, увековечив данный факт своей клинописной записью на скале недалеко от Мармарашена. Но нет и этой записи».

Но это не мешает властям Армении бухнуть при своем нынешнем безденежье изрядные средства на «восстановление исторического центра Кумайри».

Здесь, конечно, самое время поинтересоваться, что будет представлять собой реконструированный «исторический центр». Определенную пищу для размышлений дает здесь невеселый опыт Еревана. Здесь, напомним, еще в двадцатые-тридцатые годы просто пустили под бульдозер всю историческую застройку города, которая слишком явно свидетельствовала о его азербайджанском прошлом.

Затем, уже в конце шестидесятых годов, после раскопок на одном из холмов, где была обнаружена табличка с клинописной надписью «РБН», возвестили об обнаружении «неоспоримых доказательств», что Ереван — это «прямой наследник» урартийского «Эребуни», основанного аж в 782 году до новой эры! Потом для пущей убедительности на месте раскопок выстроили крепость, вдохновляясь руинами укреплений Ассирии и Вавилона.

Но вышло не очень убедительно: на туристов эта бутафория производит неизгладимое впечатление, а вот на серьезных ученых — уже нет. Затем появился новый проект: собрать по всему Еревану дома, построенные в XIX-XX веках, и «передвинуть» их в один район, где создать «исторический центр». Но тоже не вышло. И что же — теперь «воссоздавать крепость» будут и в Гюмри? Но… на какие деньги? Если идет просто «распил бабла» под аккомпанемент красивых разговоров, то… стоит ли премьеру лично «светиться по теме», заранее зная, что все эти прожекты закончатся ничем?

Только вот есть основания предполагать, что интересует господина Карапетяна в Гюмри вовсе не «воссоздание исторического центра», а расположенная здесь российская военная база.

Справедливости ради, вокруг этой базы уже давно создалась весьма напряженная обстановка. В Армении не скоро забудут совершенное бежавшим с этой базы солдатом Валерием Пермяковым убийство шестерых членов семьи Аветисян. Недавно в Гюмри вновь испытали прилив страха — здесь распространились слухи, что с базы исчезли еще двое солдат.

По словам местных жителей, в квартале «Муш» ходят люди в военной форме, которые с фотографиями в руках разыскивают беглецов «Я не знаю, в действительности сбежали ли эти военнослужащие с военной базы или нет, но в Гюмри сейчас ходят такие слухи, и все крепко закрыв двери сидят по домам», — сказал в беседе с Первым информационным председатель гюмрийского журналистского клуба «Аспарез», член Совета старейшин Гюмри Левон Барсегян.

По его словам, в возникшей ситуации все живут в атмосфере страха, и в любой момент в любом квартале могут появиться пропавшие военнослужащие — в нетрезвом виде, с оружием. «Хозяевами всего этого положения должны были быть власти Армении, они должны были обеспечивать безопасность, но бардак продолжается», — заключил Барсегян.

Со своей стороны, начальник пресс-службы ЮВО Вадим Астафьев заверил: «Все военнослужащие находятся на местах. Незаконно отсутствующих нет», — но ему не очень верят.

Только вот заслуживает внимания другая новость. Как сообщает та же пресс-служба ЮВО, за летний период обучения военнослужащие мотострелковых, танковых, разведывательных и подразделений связи на российской военной базы в Армении повысили интенсивность боевой подготовки в сравнении с аналогичным периодом 2016 года на 20%.

В ходе огневых тренировок военнослужащие обучались ведению огня при поддержке авиации и бронетехники на дальностях от 100 до 4 тыс. метров по незаконным вооруженным формированиям условного противника, имитирующим действия диверсионных групп. Но самое главное, в занятиях по боевой подготовке впервые использовались методы ведения «боя в городе» с применением разведывательно-ударных и разведывательно-огневых контуров.

А это уже куда серьезнее, особенно на фоне нарастающей в Армении опасности вооруженных «акций» местных радикальных оппозиционеров, с одной стороны, и усиливающихся трений во власти, с другой.

И, судя по всему, во властной «верхушке» Еревана кое-кто если и не рассматривает российские воинские части в качестве своей личной гвардии, то уж во всяком случае не прочь использовать их во внутриполитическом противостоянии. Вопрос в том, насколько к такому сценарию готовы в Кремле.