Это интересно

Остров Энваитенет — африканский «Бермудский треугольник»

О.БУЛАНОВА

Наша планета невероятно наполнена множеством мест, где случаются разнообразные загадочные явления и мистические происшествия, которые просто не имеют логического объяснения. Одним из таких мест является остров Энваитенет.

Он расположен на севере Кении, на озере Рудольфа, названного так в честь наследного принца Австрии. Этот небольшой по площади остров — несколько километров в длину и столько же в ширину — слывет проклятым местом. На языке племени эльмоло, проживающего на берегах озера, это название означает «Безвозвратный». Местные жители уже несколько десятков лет не селятся на этом острове. И надо сказать, у них есть на то определенные основания.

Вокруг этого небольшого острова существует очень много легенд, о нем рассказывают множество таинственных историй. Заинтересовавшись легендами, английский исследователь Вивиан Фуш, оказавшийся в 1935 г. по делам в Кении, решил исследовать остров. Была организована экспедиция, на остров отправились два члена экспедиции — топографы Мартин Шефлис и Билл Дайсон. С руководителем была договоренность, что каждый вечер световыми сигналами они должны подавать знак, что у них все нормально.

Через пару дней пребывания на острове сигналы прекратились. Остальные члены экспедиции не очень из-за этого обеспокоились: подумали, что топографы просто ушли вглубь острова, откуда из-за густой растительности свет просто не виден.

Однако прошло 15 дней, а от исследователей по-прежнему не было никаких сигналов. Вот тогда Фуш разволновался по-настоящему — ведь у топографов кончилось продовольствие! На остров отправились еще трое членов экспедиции. Они начали тщательно прочесывать остров, но Шефлиса и Дайсона не нашли.

Из Марсабита был вызван самолет, который в течение двух дней совершал облеты острова. Затем почти двести местных жителей, соблазненные огромным вознаграждением, которое обещал Фуш хотя бы за какие-то следы своих товарищей, буквально перевернули на острове каждый камень. Но и на этот раз не было обнаружено ровным счетом ничего. Ничего — это означает, что не были обнаружены не только люди, но даже малейшие следы их пребывания. А не оставить их за два дня было просто невозможно: люди должны были где-то ночевать, чем-то питаться, а такие процессы бесследными не бывают.

Кто-то может посчитать преувеличением, что следов не осталось. Однако Фуш записал позже в своем дневнике: «Но все эти люди, буквально обшарившие каждый камень на острове, не нашли даже следов. И никто больше никогда не видел двух моих соратников в скитаниях по этим самым глухим и суровым местам Африки. Это загадка, которую уже вряд ли кто-нибудь решит…»

Местные жители поведали Фушу предание о том, что когда-то на острове селились люди, ловили рыбу, охотились, вели торговлю своими товарами с жителями деревень на берегах озера. Через некоторое время жители окрестных поселений обратили внимание, что с острова подозрительно долго никто не приплывал.

Тогда из прибрежного поселка Лоинглани в «разведку» послали плот. Прибывшие на остров оторопели: их ожидала совершенно пустая деревня с хижинами, внутри которых лежали вещи, у потухшего костра разлагалась рыба… Куда же подевались люди? Посланцы спешно покинули остров, не желая больше испытывать судьбу. С тех пор туда никто не рисковал отправиться, кроме птиц.

Со временем эта история стала забываться, и на острове поселились несколько семей племени эльмоло, спасавшихся здесь от набегов своих воинственных соседей-кочевников. Эльмоло успешно освоились на острове, иногда привозили на побережье рыбу, которую меняли на шкуры и молоко, иногда приглашали к себе в гости родственников.

Это предание. А есть и факты, зафиксированные в различных письменных источниках. Первое упоминание о «заколдованном острове» и исчезающих на нем людях относится примерно к 1630 г. Тогда на острове поселилось несколько семей туземцев.

Вначале остров показался им вполне дружелюбным: богатая растительность прямо указывала на плодородие почвы. Первое время переселенцы и их семьи наслаждались комфортом и безопасностью. Надо заметить, что их никто не тревожил в течение довольно долгого периода: они успели отстроить несколько домов и порядком обжиться; среди благодатной природы деревня стала быстро разрастаться.

Правда, переселенцев удивляло одно обстоятельство: на острове не было животных и птиц. Только буйная растительность какого-то необычайно яркого изумрудного оттенка, горки гладких, будто отполированных, камней бурого цвета, которые имели «склонность» то появляться, то исчезать.

А еще… странные звуки, которые слышали островитяне каждое новолуние: жуткие, леденящие душу крики то ли животного, то ли человека, переходящие в протяжный стон, которые обычно длились от нескольких минут до часа.

Со временем некоторые части острова сделались недоступными для людей: ветви стоящих рядом деревьев крепко-накрепко переплетались и становились твердыми, словно каменные, навсегда преграждая желающим вход на некоторые участки острова.

Но самыми пугающими были видения, которые с завидной периодичностью посещали по ночам жителей деревни. Это были причудливые существа, отдаленно напоминающие людей. После видений островитяне лежали часами будто в коме, не в силах шелохнуться.

Самое печальное, что после этого с кем-нибудь из туземцев обязательно случалось несчастье: люди становились калеками, получая травму буквально на пустом месте, а то и вовсе погибали, отравившись рыбой, которую до этого ели много раз; получали заражение крови от незначительного пореза или, будучи превосходными пловцами, тонули в водах совершенно спокойного озера.

Со временем жителям деревни стало казаться, что их остров населяют страшные чудовища, не похожие ни на одно известное животное и готовые в любую секунду их сожрать. Чудовища появлялись прямо перед человеком в самый неожиданный момент, и здесь все решало то, как быстро туземец бегает. Однако несколько малолетних детей пропали буквально на глазах своих матерей, и найти их не удалось.

Жизнь в некогда процветающей деревне становилась невыносимой, к тому же ее жители оказались в своеобразной изоляции: родственники с побережья, наслышанные о странных событиях на острове, не спешили к ним с визитами. А дальше — как в уже упомянутых преданиях: жители побережья приплыли на остров и увидели, что деревня опустела. Однако ничто не указывало на следы борьбы или на срочный отъезд жителей: луки и стрелы были аккуратно сложены в углу каждой хижины, одежда и посуда также оказались нетронутыми.

Эта история была зафиксирована в бумагах немецкого путешественника Томаса Фишера, посетившего Кению в 30-х гг. XVII в.

Есть в местных легендах упоминание о загадочном огне, изрыгаемом из некоей отвесной трубы на острове, прикрытой «хлопающей крышкой», и коридорах, уводящих глубоко в недра земли… Там, согласно преданиям, обитает «сеющий заразу и мечущий огонь» исполин Уот Усуму Тонг Дуурай.

А еще, если верить рассказам племени эльмоло, время от времени прямо у острова из тумана поднимается город. Он светится различными цветами, словно ночная радуга, опустившаяся на землю. Возносятся над ночным озером стены и башни, удивительные и многоцветные, будто бы горсть драгоценностей, брошенная со звездного неба на землю.

Однако хорошо видно, что многие изумительные башни разрушены, а от некоторых дворцов остались одни руины. Казалось также, что из города доносится какой-то странный пульсирующий звук — некая погребальная песня, несущаяся над озером. Звук был то мягким и нежным, то становился яростным и вызывал душевное смятение.

После таких видений члены племени долго ощущали боль в мышцах, сильную головную боль, отвращение к пище и резкое снижение зрения. У беременных женщин рождались либо мертвые дети, либо младенцы-уроды, которые вскоре умирали, и тела их, несмотря на тропический климат, мумифицировались в считанные часы. Все эти «чудеса» десятилетиями не давали спокойно жить эльмоло, и они вынуждены были переселиться с берегов озера ближе к лесной полосе.

В конце ХХ в., прослышав о «проклятом острове», туда отправились две частные экспедиции (из Голландии и Германии), но обе они исчезли, не оставив после себя никаких следов.

Никто не знает, почему происходит так, как происходит. И ученые, и исследователи аномальных явлений, и просто неравнодушные люди придумывают самые различные объяснения. Свои версии есть и у различных народностей, населяющих Кению.

Так, самбуру утверждают, что после смерти души отличившихся колдунов, старейшин и охотников превращаются в змей и селятся на этом острове. Поэтому его нельзя посещать, чтобы их не тревожить. Иначе ослушников ждет неминуемая кара. Ранее самбуру меняли своих самых жирных коров, чтобы арендовать у эльмоло плоты и отвезти на Энваитенет молоко, чтобы умилостивить живущих в кобрах духов.

Люди из племени туркана, которые пасут свой скот на высокогорных плато, считают, что этот остров — окаменевшее тело великой Неийтерргиб, богини земли, пастбищ и плодородия. По представлениям туркана, богиня эта не лишена человеческих чувств, и поэтому забирает себе всех мужчин и подростков. «А за ними уходят к богине, под землю, их жены и сестры», — уверяют туркана.

Фаталисты-эльмоло считают, что исчезновение их собратьев — это всего лишь одно из проявлений злого рока, веками преследовавшего племя. (Племя эльмоло было на грани вымирания, и лишь в последние годы численность племени достигла ста человек.)

Отец Палетт, настоятель местной католической миссии, напротив, искал разгадку происшествий на острове в совершенно мирских — но не менее фантастических — причинах. Двух англичан, по его мнению, потопил свирепый ветер сйрота-сабук, когда те, съев все свое продовольствие, отправились на лодке в лагерь Фуша, а жителей деревни на острове уничтожил десант с подводной лодки, невесть откуда и зачем появившейся на озере Рудольф во время итало-эфиопской войны. Тут впору вспомнить шутку про подводную лодку в степях Украины…

Геологи Английского Королевского географического общества высказали мнение, что из недр острова периодически выделяются вулканические газы, которые вызывают у людей галлюцинации. Они заставляют их бросаться в воду, а там кишат крокодилы и нет шансов выжить.

Эти же газы (или какие-то пары) могут влиять и на ход беременности, что в итоге приводит к появлению на свет мертвых младенцев и детей с уродствами, и рыба может стать ядовитой.

Версий много, но какая из них правдива, никто не может сказать однозначно. Но все сходятся в одном: посещать остров не стоит. Даже туристов, поклонников экзотического туризма в Африке, туда ничем не заманить. Хотя некоторые смельчаки туда все-таки добираются — чтобы сделать пару фото. В чудесной книге Сергея Кулика «Кенийские сафари» про Энваитенет написана целая глава и даны несколько выразительных фотографий.

Ученые же сходятся во мнении, что ситуация с Энваитенетом на самом деле очень серьезная и остров считается одной из самых необъяснимых аномальных зон на Земле. Кстати, одной из необъяснимых странностей является его постоянно меняющаяся площадь.

Однако что бы там ученые ни считали, никакой разгадкой пока даже не пахнет. Мы тратим миллиарды на полеты в космос, когда наша Земля до сих пор полна загадок…