За рубежом, Эхо

Ереван жалуется на азербайджанскую диаспору

НУРАНИ

Армения — на пороге очередного всплеска миграции. Как сообщают местные информагентства, парламент Армении принял во втором и окончательном чтении проект изменений в закон «О военной службе и статусе военнослужащего».

В числе прочего, парламент лишил отсрочки от службы в армии студентов, обучающихся по госзаказу. Отсрочка сохранится не по общему государственному, а по целевому оборонному заказу.

Служить пойдут и аспиранты. Правда, для действующих аспирантов, у которых отсрочка уже есть, закон ее задним числом отменять не станет, но это мало утешает молодежь. В Ереване продолжаются акции протеста студентов. Протестующие перекрыли вход в здание парламента для машин Национального собрания. Они заявляют, что не собираются сдаваться, четверо объявили голодовку, дан старт «акции молчания» напротив здания парламента Армении.

Член инициативы «Во имя развития науки» Ваан Костанян заявил: «Поскольку наш голос в Национальном собрании не слышат, мы начинаем акцию молчания напротив здания парламента».

Со студентами, впрочем, наконец поговорили. Четверых делегатов принял вице-спикер Эдуард Шармазанов, который пообещал, что студентов-демонстрантов пригласят в парламент Армении 22 ноября для обсуждения отсрочки от службы в армии.

«Мы вновь показываем, что готовы выслушать каждого. В споре рождается истина. Обсудим ряд вопросов. В том числе об отсрочке от службы, но не только это», — заявил Шармазанов. Затем призвал пятерых голодающих студентов вернуться к нормальной жизни. «Призываю их к этому как человек, прошедший их путь и имеющий опыт голодовки», — заявил вице-спикер.

А эксперты тем временем поясняют: по официальной версии, новые поправки в закон должны укрепить в Армении «социальную справедливость», чтобы служить в армию шли не только дети бедняков. В реальности эти нововведения — прямое следствие миграции: армянская армия испытывает растущий дефицит призывников. Но на деле подобные нововведения приведут только к очередному витку «чемоданных настроений».

Только вот у миграции из нынешней Армении появилось и неожиданное следствие. В России ощущается рост напряженности на национальной почве — такое мнение в беседе с корреспондентом Новости Армении — NEWS.am выразил вице-президент Союза армян России по регионам Герман Ананянц, добавив: «В советское время такого почти не было, ибо к армянам относились как к титульной нации, потому что они были представлены высшей интеллигенцией. К тому же, многие армяне занимали и руководящие посты».

А вот теперь, как отметил вице-президент Союза армян России по регионам, после распада СССР в Россию хлынул поток «разных» армян, которые своей деятельностью, несколько подорвали репутацию армянской диаспоры в России. Затем, спохватившись, что сболтнул лишнего, Ананянц исправился: дескать, ситуация усугубляется еще и из-за активной пропагандистской антиармянской деятельности со стороны азербайджанской диаспоры, которая всячески пытается дискредитировать армян в глазах россиян.

Прежде всего, об опасно высоком уровне российской ксенофобии и «чернофобии» как минимум не стоит забывать. В армянской среде, конечно, пребывают в полной уверенности, что к ним, «древним», «многострадальным» и «цивилизованным», отношение будет куда лучше, чем к «этим азербайджанцам», но для российских «низов» армяне тоже были и остаются, пардон, «хачами», «чурками», «черно..ми» и т.д.

И не только для низов, кстати говоря: достаточно вспомнить громкий скандал 2011 года, когда на репетиции выступления на конкурсе имени Чайковского худрук Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) имени Е.М.Светланова прошедшего в финал виолончелиста Нарека Ахназаряна худрук коллектива посоветовал музыкантам: «Пусть вас совершенно не заботит, что играет этот талант, преподнесенный нам, этот аул — вы должны играть со мной».

Музыканты, конечно, могут «попадать не в такт», оркестрантам не всегда удается найти компромисс между солистом и дирижером, но фраза насчет «аула» — это уже за гранью понимания. И — заодно — «информация к размышлению», что никакого «особого статуса» у этнических армян на российских просторах нет. Вряд ли стоит напоминать, что Азербайджан здесь ни при чем.

Но вот фраза Ананянца насчет «потока «разных» армян которые своей деятельностью, несколько подорвали репутацию армянской диаспоры в России», заслуживает внимания. Особенно на фоне печального опыта калифорнийского Глендейла. Вряд ли стоит напоминать: этот северный пригород Лос-Анджелеса именуют «маленькой Арменией». Этнические армяне начали обосновываться здесь еще в двадцатые годы. Сегодня десь имеется несколько армянских школ и газет, культурные центры, не говоря уже о многочисленных ресторанчиках, кафе и т.д., а голоса местных армян составляют основу «армянского лобби».

Но в последние годы отношения между этническими армянами с одной стороны и всеми остальными с другой не на шутку натянулись. Роковую роль сыграл новый приток иммигрантов — уже из независимой Армении. Так, если в 1990 году в Глендейле насчитывалось немногим более 30 тысяч этнических армян, то в 2010 году — уже более 65 тысяч.

Но самое главное, «новые армяне» Глендейла приносили на подошвах своих башмаков если и не родину, то усвоенные в Армении с ее «диктатурой шпаны» весьма своеобразные «правила игры». В результате на рост криминальных инцидентов, краж с лужаек у домов предвыборной агитации, вспарывания ножами плакатов нелюбимых кандидатов, «разборок» в кафе и просто драк на улицах жители Глендейла ответили организованным голосованием против кандидатов из числа этнических армян.

В апреле 2009 года ереванская газета «Новое время» уныло отмечала: «Теряем Глендейл, причем в организованном порядке». Затем в том же Глендейле полыхнул новый скандал. Двое радиоведущих — Билл Хэндел и Ронни Бертолуччи — обсуждали бедственную ситуацию, сложившуюся в сфере здравоохранения Глендейла. Хэнделл заявил, что немало проблем создают иммигранты, которых надо разделить на категории и вести дифференцированную политику. А затем предложил… выставить Глендейл на продажу, а заодно «эффективно избавиться от всех армян».

На что последовал ироничный комментарий Робина Бертолуччи: «Что начали турки, завершит Билл». В армянской среде бурно возмущались, но подспудно понимали: в шутке радиоведущего была, конечно, доля шутки, но «эффективно избавиться от всех армян» в Глендейле хотелось и хочется очень многим. А в феврале 2015 года явью стали самые кошмарные сны: в местном торговом центре армянским активистам запретили продавать майки с символикой в честь 100-летней годовщины «геноцида армян».

Теперь, похоже, те же процессы разворачиваются и в России. Куда тоже прибывает немалое количество «разных армян» с ереванскими представлениями о том, что можно и что нельзя. Другое дело, что валить все беды на таких-сяких азербайджанцев легче и, с учетом особенностей психологии, куда приятнее, чем разбираться в неудобной реальности.