НУРАНИ
Россия получила очередную звонкую пощечину на мировой арене. Третий комитет ГА ООН поддержал резолюцию по правам человека в Крыму. В этом документе, поясняет «Немецкая волна», содержится призыв отменить запрет Меджлиса крымских татар и говорится о необходимости обеспечить обучение на украинском и крымско-татарском языках.
Как напоминает DW, еще в конце октября Украина внесла в ООН обновленный проект резолюции по правам человека в Крыму. В ней, в частности, содержится призыв незамедлительно отменить запрет деятельности Меджлиса крымско-татарского народа и объявление его экстремистской организацией, а также аннулировать решение о запрещении въезда в Крым лидерам Меджлиса.
В резолюции также указывается на необходимость обеспечения обучения на украинском и крымско-татарском языках и доступа на полуостров международных организаций.
В декабре документ должен быть вынесен на всеобщее голосование Генеральной ассамблеи ООН.
Представляя проект резолюции, заместитель главы МИД Украины Сергей Кислица заявил, что положение в области прав человека в Крыму «продолжает ухудшаться», а Россия, «будучи оккупирующей державой, продолжает грубо попирать свои обязательства». Он привел выдержки из доклада Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), что в Крыму происходят «убийства, пытки, притеснения, незаконные задержания и похищения», а также «преследования журналистов, активистов и правозащитников».
По его словам, жители Крыма «остаются гражданами Украины», и Киев привержен обеспечению их «основополагающих прав и свобод». Более того, к явному возмущению Москвы, Кислица явился на заседание с лидером запрещенного оккупационными властями РФ Меджлиса крымско-татарского народа Мустафой Джемилевым и его заместителем Ахтемом Чийгозом. «Они без преувеличения являются героями, которые выступают против российской оккупации, за свой народ, за Крым, за единую Украину», — подчеркнул замминистра. Российские дипломаты в ООН пытались, конечно, возражать. К счастью, на сей раз обошлось без лексики в стиле «В глаза мне смотри!»
Но и привести внятные аргументы против, по понятным причинам, не удалось. Во всяком случае, директор департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Анатолий Викторов не нашел ничего лучше, чем заявить, что он, дескать, не может «отделаться от ощущения, что мы находимся в каком-то театре абсурда, в котором нет никакой логики, но предельно понятна основная идея». Оказывается, по версии российских дипломатов, предложенный Киевом текст «представляет из себя очередную попытку Украины использовать тематику поощрения и защиты прав человека для продвижения своих политических установок».
И вообще, по мнению Викторова, авторы документа «упорно стараются представить ситуацию в Крыму как некий вооруженный конфликт» — якобы для того, чтобы «создать псевдоюридические оправдания для военных провокаций и авантюр, и предупредил, что поддержавшие резолюцию страны «разделят ответственность» за последствия этих «крайне опасных фантазий Киева». О том, что никаких «псевдоюрюдически оправданий» Киеву в Крыму не требуется, а России они не помогут, предпочел умолчать.
В результате Москва «глотает горькую пилюлю», а в Киеве не скрывают своего понятного и справедливого удовлетворения. Министерство иностранных дел Украины подчеркивает, что предварительное голосование по резолюции Генеральной ассамблеи ООН по крымскому вопросу свидетельствует о поддержке Украины миром в вопросе деоккупации Крыма.
Как указывается в официальном сообщении МИД, переданном «Европейской правде», резолюция, одобренная профильным комитетом Генасамблеи, «является логическим продолжением прошлогодней резолюции Генассамблеи 71/205 по поводу прав человека в оккупированном Крыму».
Внесение нового документа на рассмотрение ГА ООН обусловлено продолжением преступной политики РФ в оккупированном Крыму, а также тем фактом, что Россия не выполнила ни одного положения предыдущей резолюции, лишь наращивая репрессии на полуострове, пояснили во внешнеполитическом ведомстве.
«Нынешняя резолюция имеет цель заставить Россию как государство-оккупант прекратить грубые нарушения прав и основных свобод человека», — заявили в МИД.
В документе, среди прочего, подчеркивается связь между нынешним решением и процессом против России в Международном суде ООН.
«Во-первых, это поддержка Украины в вопросе деоккупации Крыма… Во-вторых, документ содержит призыв к выполнению промежуточного решения (Приказа) Международного суда ООН в деле Украина против РФ от 19 апреля 2017 года, которое до сих пор не выполнено Россией… В-третьих, доступ на полуостров международным мониторинговым миссиям остается закрытым. Этот вопрос имеет прямое влияние на повседневную жизнь жителей Крыма, а значит, требует незамедлительного решения», — говорится в комментарии МИД.
«Следующим шагом станет рассмотрение проекта резолюции на пленарном заседании ГА ООН во второй половине декабря 2017 года и, главное — принуждение Российской Федерации к ее полному выполнению. Призываем международное сообщество объединиться вокруг наших общих ценностей и защитить жителей Крыма от произвола оккупантов», — отмечают во внешнеполитическом ведомстве.
В Москве в ответ огрызаются. Украинский проект резолюции о ситуации в области прав человека в Крыму не имеет никаких перспектив, а также ничего общего с реальным положением дел в регионе, уверял уже после победного для Киева голосования заместитель секретаря Генсовета партии «Единая Россия», член комитета по международным делам Госдумы Сергей Железняк.
«Попытка протащить через ООН антироссийский проект резолюции по правам человека в Крыму, инициированный Украиной, как и предыдущие аналогичные инициативы Киева, не имеет никаких перспектив и ничего общего с реальным положением дел с правами человека, свободой вероисповедания и обучением на родных языках в Крыму. Эта откровенная провокация имеет целью подлить масла в топку русофобам и подогреть антироссийские настроения в западном обществе», — цитирует Железняка его пресс-служба.
О том, что отказ признать Крым российским — это уважение международного права, а никакая не «русофобия», депутат умолчал. О том, что антироссийские настроения более всего подогревает политика самой же России, тем более. Апофеоз, однако, наступил, когда российский депутат выразил надежду, что члены ООН «не позволят манипулировать собой Украине и не станут слепыми исполнителями очевидного политического заказа», так как такие международные организации, как ООН, «должны взвешенно относиться к политическим провокациям и самостоятельно давать оценки происходящим в мире событиям».
«В России подобные инициативы Киева четко классифицируют не только как провокацию, но и как угрозу территориальной целостности и безопасности нашей страны, неотъемлемой частью которой является Крым. Все фантазии на тему изменения статуса российского региона — лишь в воспаленном воображении украинских националистов и их спонсоров на Западе», — заявил парламентарий. И не усомнился, что все страны ООН будут голосовать исключительно по российской «отмашке».
А вот насчет голосования надо бы поподробнее. Как сообщает, в частности, «Украинская правда», 71 государство поддержало украинский документ, 25 проголосовали против, 77 воздержались от голосования. Большое количество воздержавшихся обусловлено в частности тем, что ряд государств не поддерживают рассмотрение в рамках третьего комитета вопросов, касающихся межгосударственных конфликтов, указывает «УП». Среди тех, кто высказался против, сама Россия, конечно же, ее верный форпост Армения, такие «светочи прогресса», как Северная Корея, Зимбабве и Венесуэла…
Но примечательно, что против проголосовала и Сербия. Более того, еще одно государство западных Балкан — Босния и Герцеговина — воздержалось. «Позиция БиГ, очевидно, обусловлена тем, что сербское население имеет здесь блокирующий голос при принятии любых государственных решений», — замечает «Украинская правда», добавляя, что «все другие государства Европы, включая близкие к Сербии Македонию и Черногорию, а также включая Венгрию, с которой у Украины продолжается дипломатический конфликт, поддержали украинскую резолюцию».
И такая позиция Сербии заслуживает самого пристального внимания. С одной стороны, Белград явно сближается с Россией, в том числе и в ущерб своим же устремлениям нормализовать отношения с Европой. Но, с другой, на фоне нынешней ситуации в Косово для сербского руководства, по меньшей мере, нелогично выступать в поддержку силового захвата чужой территории.
Но эксперты советуют не забывать: конфликт в Косово «занялся» задолго до начала балканской войны. И, имея очаг сепаратизма в собственной стране, тогдашнее белградское руководство не просто сделало ставку на агрессивный национализм и сепаратизм — здесь открыто начали рвать на куски территории Хорватии и Боснии, разжигая сепаратистские мятежи местных этнических сербов.
Именно эта политика привела сначала к санкциям, а затем и натовским бомбардировкам. И если на первом этапе бомбили позиции боснийских сербов, то в 1999 году — уже Белград. А теперь голосование по Крыму не позволяет исключать, что в Сербии вновь могут повторить свой же печальный опыт.