НУРАНИ
Эмоции в политике — плохой советчик. Особенно, если продиктованы эти эмоции, как бы повежливее выразиться, завышенной сверх мер самооценкой, помноженной на национальное чванство. Вот и в Армении примерно так идет дискуссия о подписании соглашения с ЕС: эмоций много, чванства и завышенной самооценки хоть отбавляй, а вот серьезной дискуссии нет.
На первый взгляд, предстоящее соглашение — в фокусе внимания местной политической элиты. И вроде бы даже и власть, и оппозиция солидарны: подписывать документ надо. Депутат парламента Армении от блока «Елк» Эдмон Марукян заявляет, что блок «Елк» призывает довести до конца процесс, проходящий между Арменией и Евросоюзом, вокруг соглашения, и подписать рамочное соглашение. «Мы знаем свою роль, она заключается в том, чтобы провести мониторинг уже подписанного, ратифицированного соглашения, чтобы ни одно положение не осталось просто на бумаге, ни одна запланированная реформа не имела бы вид имитации, чтобы наши граждане получили настоящую пользу, которая заложена в основе документа», — сказал депутат.
По словам Эдмона Марукяна, изначально польза была заложена в основе Ассоциативного соглашения с ЕС, которое не было подписано Арменией.
«Данный документ является тем вариантом Ассоциативного соглашения, который не противоречит обязательствам Армении в рамках ЕАЭС. Мы потеряли 4 года, тогда еще могли бы подписать часть и подождать 4 года, между тем, как эти четыре года мы пережили регресс. Армения в ряду стран «Восточного партнерства» была отличницей, мы лучше всех выполняли поставленные перед нами задачи, но отступились от подписания и с отличного уровня опустились, и четыре года вновь с мучениями поднимаемся», — рассуждал Эдмон Марукян, добавляя, что нет никаких проблем для подписания соглашения, проблемы могут возникнуть в связи с окончательным заявлением саммита ВП.
Добавим от себя: пугают Ереван те пункты, где речь идет об уважении территориальной целостности государств. «Говорят, что Армения может не принять в нем участия, если в тексте будут такие положения. Должны быть такие формулировки, которые не будут противоречить ранее сделанным формулировкам, лексикону. Но такого нет. У нас есть нормальный документ. Стало быть, ничто не мешает Армении участвовать в саммите, подписать соглашение», — отметил он.
Со своей стороны депутат парламента от правящей РПА Армен Ашотян прямо заявил: надо, мол, «отрываться» от Азербайджана в вопросах евроинтеграции. «Армения станет ярким примером из стран ЕАЭС, мы освободимся от стереотипов, что ЕС выделяет только Грузию. Перед нами стоит задача совершить отрыв от Азербайджана и обязательно получить это соглашение», — уверял председатель Постоянной комиссии НС по обороне и безопасности Армен Ашотян.
Здесь бы, конечно, господину Ашотяну напомнить несколько простых истин. Прежде всего Армении в вопросах евроинтеграции не получится выступать с равных с Азербайджаном позиций в силу нескольких обстоятельств. Азербайджан — состоявшееся, самодостаточное и по-настоящему независимое государство, наша страна строит свою внешнюю политику, исходя из собственных интересов и ни у кого не спрашивает разрешения, какие международные документы подписывать, а от чего воздержаться.
Более того, у Азербайджана впечатляющая программа сотрудничества с ЕС, прежде всего в сфере энергетики и энергетической безопасности.
Теперь все более важную роль начинают играть и транспортные проекты с участием Азербайджана. А вот Армения, напомним, входит в ЕАЭС и ОДКБ, интеграционные объединения, созданные Россией и ею же возглавляемые. Россия контролирует в этой стране границы с Турцией и Ираном, сотовую связь, железные дороги, газовые и электрические сети, большую часть электрогенерирующих мощностей, включая Мецаморскую АЭС, в Армении расположена российская военная база, отвечающая заодно за безопасность Армении, и даже собственные вооруженные силы после создания объединенных группировок войск с Россией эта страна контролирует весьма условно.
Стоит ли в этой ситуации, в особенности на фоне нынешней конфронтации Запада и РФ, надеяться на то, что соглашение с ЕС позволит Армении проводить «многовекторную политику» — вопрос даже не риторический.
Другое дело — особенности местного политического мышления. Здесь, пожалуй, нужно небольшое отступление. На пространстве более не существующего СССР жили и живут самые разные народы, и каждый — со своими культурными традициями. Страны Балтии по своим культурным традициям ближе к Северной Европе, Украина, Беларусь и Молдова — тоже к Европе, но уже Восточной, Центральная Азия — это настоящий Восток, Азербайджан — часть тюркского мира и исламской цивилизации, но благодаря традициям мультикультурализма здесь сформировался удивительный сплав западной и восточной культуры…
А что же Армения?
Будем откровенны: этнические армяне, которых царское правительство России после заключения Туркманчайского договора активно переселяло из Персии и Османской империи на земли Эриванского и Карабахского ханства, сколачивая здесь «христианский форпост», перед этим в течение нескольких веков не имели не только своего государства, но даже территории, где бы они составили устойчивое большинство.
В условиях известной веротерпимости местного населения, особенно в Османской империи, они сохранили свою «конфессиональную автономию», то есть церкви и монастыри благодаря церковным и монастырским школам — язык и письменность, но в остальном не могли не подпасть под культурное влияние своих соседей. И в результате носили ту же одежду, слушали ту же музыку и готовили ту же еду, что и их соседи-мусульмане — ну, может, за вычетом запеченных свиных ножек, которые в Армении принято подавать на новогодний стол. И уж точно вряд ли были большими европейцами, чем их соседи по региону.
Другое дело, что уже после Второй мировой войны в Армению хлынул новый поток «репатриантов» — этнических армян из-за рубежа. По большей части это были выходцы из Ирака, Сирии или в лучшем случае Ливана, их присутствия хватило, чтобы остальная часть населения в Армении вела себя примерно так, будто именно в Армении находится этакое эксклюзивное «окно в Париж», как в нашумевшем «постсоветском» фильме.
И уж тем более были уверены, что многочисленная и активная армянская община той же Франции гарантированно обеспечит христианской Армении эксклюзивный пропуск в Европу. Теперь, когда на повестке дня — соглашение с ЕС, его подписание позволит Армении продемонстрировать свою «многовекторность» и «европейскость», не говоря о том, что статус «форпоста России» начинает понемногу тяготить Ереван.
Конечно, получать «Искандеры» в подарок, а все остальное — в качестве льготного кредита ой как приятно, но санкции, наложенные на РФ за повторение в Крыму сценария карабахского «миацума», заставляют многих ереванских политиков просыпаться ночью в холодном поту. Соглашение с ЕС могло бы помочь и здесь, но…лишь в том случае, если его подпишут.А вот тут полной уверенности у ереванской общественности нет. Тем более, что однажды в Ереване уже готовили соглашение с Евросоюзом, и куда более «глубокое», чем сегодня, — в 2013 году Армения собиралась подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Но в последний момент здесь передумали и заявили о вступлении в пророссийский Таможенный союз.
И теперь, к вящему ужасу Еревана, в новом проекте документа, который будет предложен к подписанию, никоим образом не упоминается «тетя Ануш», у соседки которой троюродная сестра приехала прямо из Парижа, зато содержится требование закрыть Мецаморскую АЭС, в частности, и снизить свою зависимость от РФ вообще. Готова ли к этому сегодняшняя Армения, выдержит ли такое «самостоятельное плавание» ее экономика — вопрос по меньшей мере открытый, особенно с учетом «военного компонента».
Другое дело, что и в «ближнем кругу» Сержа Саргсяна, и в стане ереванской оппозиции не торопятся раскрывать эти подробности «политической цены» ереванской «евромечты».