За рубежом, Эхо

«Продовольственная безопасность» в переводе на армянский

karen-karapetyan-armeniaНУРАНИ

Армянский политический истеблишмент продолжает жить ожиданием 2018 года, когда страна из президентской республики превратится в парламентскую. Ереванская «Грапарак» предрекает: в 2018 году грядут тотальные кадровые перестановки на всех уровнях.

«Параллельно «задействованию» новой Конституции в 2018 году произойдут тотальные кадровые перестановки на всех уровнях, в том числе и в Главном штабе ВС Армении. Наиболее вероятный кандидат в начальники Главного штаба — министр обороны «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) Левон Мнацаканян», — сообщил источник.

А как же Мовсес Акопян? «Сложно сказать, после последней шумихи он, вроде, как остался вне игры».

Но самое главное, нет полной ясности, займет ли Серж Саргсян пост премьер-министра Армении, как это планировалось на старте конституционной реформы, или же его потеснит нынешний глава правительства Карен Карапетян.

Сам он не теряет времени даром. Карапетян выступил на открытии, состоявшемся в Ереване, Армагрофорума, где заявил: «Мы поставили перед собой цель повысить эффективность сельского хозяйства в Армении, и для этого у нас есть все необходимые предпосылки». По словам премьера, сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает занятость в сельских общинах, способствует формированию доходов населения и повышению уровня жизни, росту экспорта, макроэкономической стабильности.

«В центре особого внимания — повышение уровня продовольственной безопасности. Объективно оценивая сложившуюся сегодня ситуацию, нужно констатировать, что на пути развития сельского хозяйства у нас сегодня есть и множество проблем, требующих решения: стабильная подача оросительной воды, необрабатываемые земли и пр.» — сказал премьер.

Как передает пресс-служба армянского правительства, Карен Карапетян указал также: усилия Кабмина сегодня направлены на создание в сфере новых возможностей и предпосылок для развития конкурентоспособного, прибыльного, стабильно развивающегося и индустриального сельского хозяйства.

«Я убежден, что в данной сфере у нас есть большой потенциал, просто нужно произвести определенные изменения, немного пересмотреть наши стандартные методы. У нас нет проблем с рынками, если производить продукцию правильного качества», — подчеркнул Карен Карапетян.

Насчет «всех условий» Карапетян, конечно, слегка слукавил. На Востоке, напомним, еще в древности мудрецы говорили о «пятерице», необходимой земледельцу: земля, вода, семена для посева, тягловая сила и рабочие руки. Армения сегодня оккупирует лучшие сельскохозяйственные земли Азербайджана — Верхний и Нижний Карабах.

Нет у нее недостатка и в воде. А вот «рабочих рук» не хватает — «миграционный сквозняк» банально «выдувает» из страны всех, и в первую очередь трудоспособных граждан. Более того, в то время как одни перебираются из Еревана куда-нибудь в более благополучные места, крестьяне из сел перебираются в более сытый и благополучный Ереван.

Согласно данным Национальной статистической службы Армении, с января по сентябрь 2017 г. в Армении было произведено 204,4 тыс. тонны хлеба, что ниже показателя за аналогичный период прошлого года на 2,6%. За этот же период объемы производства муки упали на 0,8%, составив 120,7 тыс. тонн. Понятно, что уменьшение это произошло главным образом за счет сокращения числа «едоков».

Только вот вряд ли таким способом можно нежно решить проблему продовольственной безопасности. Для этого нужны, прежде всего, инвестиции, то есть деньги. А их нет, и не предвидится.

Нет, конечно, Карен Карапетян изображает оптимизм. Недавно он побывал с визитом в Узбекистане, где посетил армянскую церковь Святого Филиппа в городе Ташкенте, а также встретился с представителями армянской общины. В ходе беседы премьер представил основные направления деятельности правительства Армении, отметил перспективы развития двусторонних отношений и подчеркнул важность роли армянской общины в данном деле.

«Чрезвычайно заинтересованы в участии армяндиаспоры в деле развития Армении. Мы построили дружественные отношения со многими странами, используя потенциал нашей диаспоры. В ходе встреч с руководством стран мы всегда отмечаем, что наши соотечественники являются законопослушными гражданами стран проживания и одновременно не забывают свою историческую родину, и в этом есть огромный потенциал. Будем предпринимать шаги в направлении активизации двусторонних связей, надеемся, что вы будете поддерживать активную связь с Арменией. Вы являетесь послами Армении в Узбекистане и можете стать послами Узбекистана в Армении», — старательно «раскалывал на бабки» своих сонародников К. Карапетян.

Только вот в реальности желающих инвестировать в Армению не много. Газета «Жаманак» пишет, что темпы экономического роста в Армении начали замедляться. Согласно опубликованным Национальной статистической службой Армении данным, за девять месяцев 2017 года — в январе-сентябре — экономическая активность в республике составила 5,1%. «Не считая сентября, самый низкий процент — 5,7% был зафиксирован в мае, а в разрезе года прогнозируется 4,3%-ный рост», — отмечает издание.

Пока что дыры в бюджете Ереван предпочитает латать при помощи внешних заимствований. Но…

Руководитель Центра инновационных и институциональных исследований, и бывший председатель Центробанка Армении Баграт Асатрян на своей пресс-конференции отметил: «За эти последние 10 лет наш долг накаливается, экономика не растет. На сегодняшней день мы находимся в долговой «яме», и одну десятую доходов платим за задолженности — это наследие, которое мы передаем нашим поколениям».

Что касается внутреннего долга, то Баграт Асатрян сказал, что объемы не эквивалентны и внутренний долг является средством финансового развития. «В основном, мы обслуживаем внешний долг, нет погашения основной суммы, нужно идти на реструктуризацию, поскольку нет ресурсов для обслуживания основной суммы», — сказал он. В свою очередь, кандидат экономических наук Атом Маркарян соглашался, что внешний долг вызывает тревогу, он уже достиг установленного законом срока, и уже говорится о модернизации налогово-бюджетных правил, что означается повышение порога.

«Разумеется, говорят, что это делается в случае форс-мажорной ситуации, но мы все хорошо знаем, что наша страна, по сути, уже 2,5 десятилетия находится в форс-мажорном положении. Рычаг внешнего долга следует благоразумно использовать и, если нужно, остановиться. При использовании инструмента внешнего долга необходимо соблюдать баланс между ресурсами поглощения бюджета и направления в частный сектор», — сказал он.

По его словам, для частных инвестиций, такое впечатление, что более заманчиво вкладывать инвестиции в государственные облигации, нежели в реальный сектор.

«Правительство не должно допускать такого, и такие программы нужно просто отклонять», — сказал он. Он также отметил, что здесь есть фундаментальная проблема, которую не решили ни это, ни предыдущее правительства.

Только вот ереванские эксперты, рассуждая о внешнем долге, миграции, бедности и т.д., не говорят о главном. Нынешние экономические беды Армении — прямой результат ее агрессивной политики и, как следствие, «уплотняющейся» региональной изоляции.

Причем эта страна раз за разом теряет шансы на свою экономическую реинтеграцию и реанимацию даже после того, как конфликт будет урегулирован. Так что гражданам Армении остается решать вопросы своей продовольственной безопасности при помощи «чемоданных технологий». Что многие из них, в общем-то, и проделывают сегодня.