За рубежом

Саудовская Аравия продолжает борьбу с коррупцией

А.ШАКУР

У каждой страны есть своя специфика новостей — журналисты знают это слишком хорошо. Нефтяные монархии Персидского залива в течение десятилетий «подпитывали» разве что светскую хронику — репортеры с удовольствием описывали роскошь дворцов аравийских шейхов и даже их личных самолетов.

Но теперь из Саудовской Аравии приходят куда более горячие новости. Аресты высокопоставленных персон остаются темой N1 в СМИ, и не только на Ближнем Востоке. Напомним: накануне в этой стране создали Высший антикоррупционный комитет, обладающий практически неограниченными полномочиями для борьбы со злоупотреблениями, допущенными «некоторыми слабыми душой людьми, которые поставили свои интересы выше государственных, чтобы незаконно копить деньги».

Возглавил новую фискально-политическую структуру наследный принц Мухаммед бен Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд. При этом принц остался руководить и Министерством обороны. Затем в ночь с 5 на 6 ноября Комитет дал указание арестовать 11 принцев и около 30 бывших и действующих министров. Как уточняет «Российская газета», мало кто из экспертов сомневается, что столь масштабная операция по задержанию коррупционеров, среди которых есть дальние и ближние родственники саудовского монарха, была одобрена им самим. Любопытен состав арестованных — главы медиакомпаний, бывшие силовики, влиятельные бизнесмены.

В те же дни телеканал Al Arabiya со ссылкой на источники сообщил о гибели саудовского принца Мансура бин Мукрина: вертолет, на котором он летел в сопровождении нескольких чиновников, разбился, напоминает RT. Принц Мансур занимал пост заместителя губернатора округа Асир. Он был сыном бывшего наследного принца Мукрина бин Абдулазиза, лишенного этого статуса в 2015 году по решению короля Сальмана.

По требующим подтверждения данным, принцев не отвезли в обычную тюрьму — они содержатся в лобби одного из местных отелей, правда, под охраной, да еще и спать им приходится на матрацах, постеленных прямо на полу.

А тем временем, как передает, в частности, «Коммерсантъ», власти королевства строят планы по конфискации имущества арестованных принцев. Как сообщает The Wall Street Journal, ссылаясь на собственные источники, правительство страны намерено конфисковать у задержанных принцев, министров, чиновников и бизнесменов активы на сумму до 800 млрд долларов и пустить эти средства на покрытие дефицита бюджета страны, который образовался после падения цен на нефть. Всего под стражей сейчас находятся около 60 человек, и указанную сумму власти намерены изъять с их банковских счетов, а также конфисковать ряд активов.

При этом, как сообщает Al Arabiya, счета и активы компаний, принадлежащих арестованным, останутся не тронутыми. «Нет каких-либо ограничений на финансовые переводы юридических лиц, проведенные по легальным банковским каналам», — заявило Агентство денежного обращения Саудовской Аравии.

Впрочем, вряд ли аресты принцев — это такой оригинальный способ пополнить бюджет. Речь идет о борьбе за власть. ТАСС привел мнение эксперта Чинции Бьянко из центра Gulf State Analytics. Как указывает «Российская газета», она указала как минимум на три причины состоявшихся зачисток. Во-первых, это стремление короля Саудовской Аравии исключить возможный раскол в семье при передаче власти и на фоне запланированных экономических и социальных реформ. Большинство арестованных могли в будущем воспрепятствовать переходу всех ветвей власти под контроль наследного принца или же попытаться предъявить свои права на трон. Но монарх нанес упреждающий удар.

Вторая причина заключается в стремлении королевского дома установить контроль над СМИ, необходимыми наследному принцу для реализации озвученной им стратегии «Видение-2030». У королевского дома не было уверенности, что нынешние владельцы медиахолдингов проявят понимание в отношении обозначенных наследником трона задач.

Третьей причиной для масштабных арестов, считает эксперт, стало стремление Эр-Рияда послать недвусмысленный сигнал инвесторам — надежными могут в будущем считаться только проекты, курируемые государством.

И, наконец, задержание главы Национальной гвардии принца Митаба связанно с опасениями монарха, что в случае смены власти нацгвардия, как единственная структура сил безопасности, неподконтрольная наследному принцу, помешает процессу престолонаследия. К тому же принц Митаб мог бы гипотетически претендовать на престол.

Накануне Daily Mail растиражировали совсем уж шокирующую новость: принц Саудовской Аравии Абдул-Азиз бин Фадх застрелен при аресте. Журналисты напомнили: Абдул-Азиз бин Фадх — шестой и младший сын короля Саудовской Аравии Фахда, умершего в 2005 году, ранее Абдул-Азиз занимал посты министра иностранных дел и премьер-министра. По слухам, принц скончался от ран, полученных в воскресенье, 5 ноября, во время ареста. Абдул-Азиз был ранен в результате перестрелки, когда пытался оказать сопротивление.

Эту информацию, впрочем, власти Саудовской Аравии быстро опровергли. Но зато в СМИ успела просочиться информация, что арест принца связан с делами компании Saudi Oger Ltd, которая когда-то принадлежала семье ливанского премьер-министра Саада Харири, ушедшего в отставку в минувшие выходные.

А вот это уже куда интереснее. Дело даже не в том, что Саад Харири объявил о своей отставке, находясь именно в Саудовской Аравии. Многие эксперты открыто увязывают нынешнюю волну арестов в королевстве и отставку Харири с тем, что власти Саудовской Аравии меняют курс внешней политики, и этот процесс сопровождается «большой чисткой» среди принцев. Англоязычные СМИ, которые ссылаются на украинские сайты, предполагают, что ее вероятной задачей является устранение противников мирных инициатив нового наследного принца королевства Мухаммада ибн Салмана Аль Сауда.

По данным СМИ, очевидным проявлением «разворота» дома Саудов является примирение с позициями России и Ирана в Сирии, означающее фактический отказ от финансирования радикалов, воевавших против сирийского лидера Башара Асада. Кроме того, власти Саудовской Аравии объявили в розыск двух противников президента Сирии: Ахмеда аль-Джарбу и Риада Хиджаба.

Еще одним возможным свидетельством пересмотра политических фигур, на которые ставили власти Эр-Рияда, стала отставка премьера Ливана Саада Харири, продолжают эксперты. Напомним, находясь в Саудовской Аравии, Саад Харири сделал заявление о «добровольном уходе из-за страха за жизнь».

Теперь ожидается, что новое правительство в Ливане сформируют уже с учетом интересов ряда других мировых игроков, в то время, как попытки ослабить с помощью официальных властей Ливана действующую там мощную проиранскую террористическую группировку «Хезболлах», вероятно, будут саудитами прекращены.

Западные наблюдатели связывают это с прошедшими в Москве переговорами короля Саудовской Аравии и президента России, встреча которых также привела к росту цен на нефть.

Напомним: еще тогда французская Le Figaro представила весьма подробны анализ закулисных ближневосточных игр, «завязанных» на диалоге Москвы и Эр-Рияда. По мнению Игоря Деланоэ, историка, специализирующегося на геополитике России, заместителя директора Франко-российского аналитического центра Обсерво, «эти две страны (Россия и Саудовская Аравия — Ред.) всегда противостояли друг другу, но ситуация на военном и политическом поле в корне изменилась. Сейчас исполняется два года с начала российского вмешательства в Сирии. Для саудитов Москва теперь является уже не проблемой, а составной частью решения. Раньше они считали, что Башар Асад должен уйти, но сегодня Асад уже не может проиграть войну. То есть, в военном плане ситуация изменилась.»

«Мы присутствуем при поворотном моменте. С одной стороны, ИГИЛ отброшен и, видимо, еще не выстроил новую стратегию по успешному выходу за пределы территориальности. С другой стороны, долго вызревавший переговорный процесс в Астане достиг такой стадии, что уже не в состоянии выдавать новые зоны деэскалации. Надо понимать, что Астана — это тактическое соглашение, нацеленное на создание условий для политического соглашения в Женеве. Для русских этот момент уже настал. Но региональными крестными отцами Астаны являются Турция и Иран. Расчет саудитов таков: Эр-Рияд, конечно, не может повернуться в сторону своего шиитского врага (Ирана), однако не без труда готов повернуться в сторону своего регионального соперника (Турции), особенно после кризиса с Катаром, который поддерживает Анкара. Саудиты рискуют оказаться в изоляции, а значит, у них нет иного выбора, кроме как повернуться в сторону русских».

Наконец, можно вспомнить, что в ходе этого визита власти Саудовской Аравии заинтересовались покупкой все тех же российских С-400. Что вызвало негативную реакцию Вашингтона. США тревожит проявляемый рядом их союзников интерес к приобретению российской зенитной ракетной системы С-400, заявляла официальный представитель Пентагона подполковник Мишель Балданза.

«Мы испытываем беспокойство по поводу приобретения системы С-400, поскольку мы не раз подчеркивали важность сохранения оперативной совместимости с оружейными системами США и других стран в регионе при реализации программ крупных военных закупок», — цитировали ее СМИ. Как передавал ТАСС, она также сочла необходимым указать, что «США и Саудовскую Аравию связывают прочные отношения в области военных закупок».

Только вот эта интригующая версия входит в клинч со многими другими обстоятельствами. Прежде всего, напомним: как уже сообщала наша газета, в числе арестованных оказался принц Аль-Валид, который пытался налаживать связи с Россией.

Незаметно и снижения агрессивной риторики в адрес Саудовской Аравии со стороны Ирана. Президент Ирана Хасан Роухани заявил на заседании иранского правительства, что Саудовская Аравия совершает стратегическую ошибку, считая Израиль и США друзьями, а Иран врагом, сообщает пресс-служба иранского президента. «Вы совершаете ошибку, если считаете, что Иран вам не друг, а США и «сионистский режим» (Израиль — ред.) — ваш друг. Такое мышление является стратегической ошибкой и просчетом», — заявил Роухани, говоря о Саудовской Аравии, сообщает РИА «Новости».

Кроме того, президент отметил, что не понимает, почему Саудовская Аравия «враждебно относится» к народу Йемена и «регулярно бомбит нацию, которая находится по соседству». «Как народ Йемена может реагировать на такое количество бомбардировок своей страны? Вы не разрешаете отправлять йеменцам лекарства, пищу и помощь от ООН — разве вы поступаете правильно, разумно и по-исламски?», — добавил президент Ирана.

По словам Роухани, он надеется на то, что «главы некоторых стран региона также поймут актуальность пути единства и сближения народов региона».

Другой вопрос, что в условиях известной закрытости саудовского общества очень трудно судить о достоверных причинах внутренних конфликтов, тем более среди членов королевской семьи. Одно же не вызывает сомнений: время «непоколебимой стабильности» это нефтяного королевства уже закончилось.