За рубежом

Каталонский кризис: точка еще не поставлена?

НУРАНИ

Мировая читательско-зрительская аудитория постепенно начала терять интерес к ситуации в испанской мятежной Каталонии. Тем более, что здесь, как уверены многие эксперты, в развитии бурного и драматичного кризиса уже поставлена точка. Конституционный суд (КС) Испании аннулировал решение каталонского парламента об одностороннем провозглашении независимости Каталонии, сообщает газета El Mundo.

Также аннулирован закон о переходном периоде, который парламент Каталонии принял еще в начале сентября, передает РИА «Новости».

Ранее суд начал рассматривать дело о неподчинении решениям Конституционного суда в отношении спикера парламента Карме Форкадель и ряда бывших членов президиума парламента. Иск в их отношении направило правительство Испании. К этому моменту в действие уже была введена статья 155 Конституции Испании, предусматривающая ликвидацию многих полномочий местных властей Каталонии и введение здесь «прямого управления» Мадрида. Был распущен местный парламент и местное правительство — женералитет. А его лидеры оказались в Бельгии.

И в результате после того, как в эфире российских государственных каналов открыто демонстрировали поддержку каталонским сепаратистам, ведущий «Вестей недели» Дмитрий Киселев напустился на Карлеса Пучдемона, вожака каталонских сепаратистов: «Экс-премьер Каталонии, затеявший референдум о независимости автономии от Испании, бежал в Бельгию. С ним еще несколько министров его бывшего правительства. Других министров — тех, кто остался в Барселоне, уже арестовали и будут судить по статье за мятеж. Самого Пучдемона уже тоже ждут дома, в Испании. В Мадриде камера давно готова. Бельгия получила европейский ордер на арест Пучдемона.

В Брюсселе говорят, что убежище в этой стране Пучдемон получить не сможет, поскольку на родине его жизни и здоровью ничего не угрожает. Типично для Брюсселя. Как типичен и сам Пучдемон. Он — просто эталон европейского политика: слабый, скользкий, трусливый, избегает ответственности, недальновидный, одет аккуратно, взгляд светлый. Затеял референдум, вывел людей на уличные драки, подбил каталонскую полицию против Мадрида, подставил всех под статью и большие тюремные сроки, выселил из Каталонии значительную часть бизнеса, а сам — в бега».

Что это — очередная попытка бросить камень в европейский огород? Или же эмоциональный спич Киселева был всего лишь откровенной реакцией на то, что Пучдемон «подвел», «не оправдал надежд» и не довел кризис в Каталонии до уровня Донбасса?

Сведений, что Москва оказывала поддержку сепаратистам Каталонии, скажем, деньгами, так и не появилось, но вот моральная поддержка со стороны прокремлевских СМИ была очевидной и неприкрытой. Ставки тоже были достаточно высоки: Каталония представлялась лучшим способом унизить ЕС, показать слабость и недееспособность европейских институтов, обвинить ту же Испанию в «подавлении демократии». А заодно и «поквитаться», пусть даже частично, за распад СССР. Только вот Пучдемон в решающий момент взял и сбежал в Бельгию.

Однако теперь многие эксперты отмечают: в каталонском кризисе рано ставить точку. Напомним: Испания выдала европейский ордер на арест Пучдемона, которому грозит до 30 лет тюрьмы. Согласно установленной процедуре, Пучдемон и его соратники обязаны были предстать перед бельгийским правосудием в течение 24 часов: им должны были рассказать об их правах, а также о требованиях Мадрида. Если бы подозреваемые согласились с этими требованиями, их сразу могли передать Испании. В любом случае, страна, в которую был направлен европейский ордер, должна выдать разыскиваемых лиц другой стране ЕС в срок, не превышающий 60 дней, поясняет международное французское радио. Карлес Пучдемон решил не искушать судьбу. Пятеро каталонских политиков пришли в прокуратуру Брюсселя утром в воскресенье, 5 ноября.

А на следующее утро, 6 ноября, Пучдемон вышел на свободу после кратковременного заключения. Позднее стало известно, что судебное заседание по вопросу передачи Пучдемона и четырех экс-министров каталонского правительства испанским властям намечено в Брюсселе на 17 ноября. «Свободен без внесения залога, — сообщил он журналистам. — Сейчас мы думаем о наших коллегах, несправедливо заключенных в тюрьму государством, с использованием практик, которые далеки от демократических».

Еще накануне казалось, что теперь заявления Пучдемона мало на кого произведут впечатление. Но теперь Каталония вновь бурлит. Здесь проходит массовая забастовка.

В Барселоне тысячи людей потребовали освобождения заключенных под стражу лидеров «Национальной каталонской ассамблеи» и «Омниум культураль», выступают за независимость.

Бастующие также требуют, чтобы Испания отменила действие 155-й ст. Конституции, в соответствии с которой в Каталонии было введено внешнее управление.

Как поясняет РИА «Новости», всеобщую забастовку в знак протеста против задержаний ряда политиков в Мадриде, а также против выданного ордера на арест экс-главы каталонского правительства Карлеса Пучдемона и еще четырех бывших советников женералитета, находящихся в Брюсселе, объявили крупнейшие националистические общественные организации Каталонии «Каталонская национальная ассамблея» и Omnium Cultural. К акции присоединился профсоюз Intersindical-CSC, поддерживающий независимость автономного сообщества.

Официально причиной забастовки профсоюз провозгласил нестабильную ситуацию на рынке труда, низкие зарплаты и «обнищание рабочих», говорится в заявлении организации. Крупнейшие профсоюзы страны — «Рабочие комиссии» (CC.OO.) и «Всеобщий союз трудящихся» (UGT) — не поддержали забастовку на производствах, но заявили, что присоединятся к акциям протеста.

Каталонский депутат Европарламента Йорди Соле заявил, что у здания штаб-квартиры Еврокомиссии в Брюсселе пройдет акция в поддержку экс-главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона и членов его кабинета.

По его словам, на акцию соберутся около двухсот мэров городов Каталонии, которые заявят перед европейскими институтами о поддержке правительства Каталонии и своем осуждении политической и судебной ситуации в регионе.

На этом фоне оппозиционная российская «Новая газета» констатирует: «Лидеры низложенного каталонского правительства продолжают борьбу на европейской арене, находясь под зонтиком бельгийского правосудия, и даже, может быть, переигрывают Мадрид в «соревновании симпатий».

По наблюдениям «Новой», в Брюсселе уволенный глава каталонского женералитата Карлес Пучдемон по сути дела начал агитационную кампанию к выборам в региональный парламент. В минувший уик-энд Пучдемона можно было видеть на рождественском рынке в центре Брюсселя, где он общался с многонациональной публикой, в том числе со своими соотечественниками, у торговых точек с каталонскими флагами. Ни о каких встречах с официальными лицами неизвестно.

Указывает газета и на другое обстоятельство. По ее сведениям, Пучдемон выбрал Брюссель в «поисках правды», потому что «это столица Европы» и в надежде на авторитет бельгийской судебной системы. Но не только. В Бельгии есть свои сепаратисты.

«Националистическая партия «Новый фламандский альянс», которая грезит о независимой в будущем Фландрии, но является сейчас самой большой партией правящей коалиции всей Бельгии, а потому пока не требует отделения, открыто симпатизирует каталонцам. Вице-премьер и министр внутренних дел Бельгии Ян Ямбон поставил под сомнение пропорциональность действий Мадрида против избранных представителей Каталонии.

Его однопартиец, министр по делам миграции Тео Франкен, не исключил возможности политического убежища Пучдемону, а председатель партии, бургомистр Антверпена Барт де Вевер, и вовсе привлек неприемлемые в современной Европе аргументы «исторической памяти»: напомнил об «испанском бешенстве» 4 ноября 1576 года, когда войска короля Филиппа II убили 10 тысяч жителей его города, восставших против испанской власти. Бельгийские националисты просто-напросто сравнили премьера Мариано Рахоя с диктатором Франко. Даже социалисты и либералы, которые не одобряют сепаратизм, выступили в защиту каталонских беглецов. Лидер социалистов, бывший премьер-министр Бельгии Элио ди Рупо, недоумевает, почему Рахой за политические убеждения сажает в людей в тюрьму» — напоминает «Новая».

Это, конечно, хороший повод задуматься о цене «общедемократических» лозунгов, когда речь идет о распаде государств. Тем более что события могут развиваться по принципу домино. Во всяком случае, украинская газета «Новое время» приводит показательный комментарий Reuters: «Противостояние вокруг независимости испанской провинции Каталония символизирует силу Европейского союза сегодня и его слабость — в будущем». По мнению британского агентства, «центробежные процессы в Европе усиливаются.

Как отмечает The Washington Post, в большинстве стран не только появились агрессивно правые лидеры и партии, которые мобилизуют в основном рабочий и средний класс, сытый по горло тем, что он вечно остается в аутсайдерах. Также The Washington Post пишет: «Другая тенденция, которую мы наблюдаем, — это активизация региональных политиков в Центральной Европе, которые разочарованы отсталой политикой своих национальных государств».

Каталония — самый эффективный регион Испании, где сформировано мощное движение за независимость. Каталонские сепаратисты утверждают, что, если бы они платили меньше налогов испанскому правительству, это было бы экономическим благом для провинции.

Относительно успешной Германии популярный таблоид Bild летом опубликовал опрос мнений о преимуществах независимости южной Баварии — части ФРГ.

В прошлом месяце северные итальянские регионы Ломбардия и Венето, два самых богатых региона Италии, обеспечивающие 30% ВВП страны, проголосовали за большую автономию для себя. Про-независимые настроения сейчас не такие сильные, но в регионах растет недовольство тем, что налоги, полученные в регионе, правительство направляет на развитие гораздо более бедного и менее эффективного юга Италии.

Шотландия, в которой парламентское большинство — местные националисты, немного притормозила свои амбиции по поводу независимости, поскольку оффшорные нефтяные запасы Шотландии и доходы от них уже не сулят перспективного и богатого будущего. Однако после Брексита могут оживиться дискуссии среди шотландцев, проголосовавших за то, чтобы остаться в Европе.

Франция, с ее оживающей экономикой, также имеет свои сепаратистские регионы — остров Корсика и западный регион Бретани.

ЕС не может не считаться с этими тенденциями. Широко распространенное недоверие к ведущим политикам и центральным правительствам, убежденность в том, что местные популисты будут более эффективными, принимают конкретную и даже угрожающую форму. Национализм, о котором в ЕС говорили, будто он умирает, вместо этого получил второе дыхание и приобретает весьма нелиберальные, а иногда вовсе авторитарные формы».

После чего подводит невеселый итог: «ЕС все меньше и меньше рассматривается как идеальная федерация без границ. Европейские процессы становятся запутанными и малопонятными. ЕС может не одобрять национализм, но Европа мало что может сделать, кроме как надеяться, что националистическая волна отступит. Хотя на данный момент она только растет». Добавим от себя: растет она не без внешней поддержки со стороны той же России. Но это уже тема отдельного разговора.