За рубежом, Эхо

Россию выдавливают с газового рынка Европы

pipeline-north-east-stream-gas-severniy-potok-2НУРАНИ

Название этого городка в Ленинградской области — Пикалево — до 2009 года знали немногие. А затем его название стало по сути дела нарицательным.

Напомним: на месте этой затерянной в лесах деревеньки еще в тридцатые годы обнаружились залежи цементных известняков и глин. Уже через пять лет здесь начали строить цементный завод, в 1954 году Пикалево стало городом.

Завод продолжал работать и после распада СССР. В 2004 году, в результате приватизационных операций и акционирования, завод разделился на три предприятия с разными собственниками: «Базэлцемент-Пикалево», «Метахим» и «Пикалевский цемент», которые образовали единую производственную цепочку. А затем, к зиме 2009 года, разразился жесточайший кризис.

Собственники не могли договориться о ценах на сырье, срывали поставки, производство останавливалось, зарплаты задерживались, росла безработица: одних увольняли, другие уходили сами. Социальный кризис усугублялся еще и тем, что Пикалево было «моногородом»: цементные заводы были «градообразующим предприятием», единственным местом, где можно было найти работу, и даже вся «обычная» инфраструктура вроде магазинов, кафе, уличных ларьков и т.д. держалась за счет зарплат, которые платили на цементных заводах. Закончилось все социальными волнениями, перекрытием федеральной трассы и вмешательством Владимира Путина, тогда премьер-министра РФ (пост президента занимал Дмитрий Медведев).

Эксперты, однако, уже тогда предупреждали: таких «Пикалево», то есть моногородов, сложившихся вокруг одного предприятия, в России немало. И во многих из них ситуация ничуть не лучше, чем в Пикалево. Просто там рядом нет федеральной трассы, которую можно перекрыть, «попасть в новости» и обратить на себя внимание.

Но как быть, если «синдром Пикалево» развивается в масштабах целой страны?

Россия, конечно, не «одно большое Пикалево». Но тем не менее эксперты признают: зависимость ее экономики от экспорта нефти и газа находится на непозволительном для сверхдержавы уровне.

До последнего времени Москву это не особенно волновало. Здесь были уверены: альтернативу нефти и газа мир найдет не скоро, спрос на «черное золото» и «голубое топливо» в обозримом будущем останется стабильно высоким, так что можно не беспокоиться.

Однако сегодня все это благополучие грозит улетучиться, как газ из пробитого трубопровода. Россию все настойчивее «отжимают» от европейского газового рынка, где еще недавно «Газпром» имел статус монополиста и даже в страшном сне не мог представить, что он этот статус может потерять.

На сей раз неприятные новости приходят из Брюсселя. Как передает, в частности, «Немецкая волна», Еврокомиссия 8 ноября намерена предложить поправки в законодательство ЕС из-за «Северного потока-2». Они могут коренным образом изменить ситуацию с газопроводом из России в Германию.

Как напоминает DW, магистральный газопровод «Северный поток-2» должен пройти из России в Германию по дну Балтийского моря. В Берлине полагают, что этот проект является исключительно экономическим, реализуемым частными компаниями. Варшава, которая видит в «Северном потоке-2» угрозу, придерживается другой точки зрения. В юридическом заключении, внесенном Польшей, которое есть в распоряжении DW, отмечается, что нормы ЕС «прямо применимы к морской секции «Северного потока-2″ в водах, экономической зоне или на шельфе стран ЕС», указывает «Немецкая волна». По мнению же Еврокомиссии, «Северный поток-2» применительно к нормам ЕС находится в «правовом вакууме».

Однако ЕК все же хочет присоединиться к переговорам о газопроводе, поскольку этот проект не способствует цели ЕС диверсифицировать источники поставки энергоносителей и «может позволить одному поставщику еще больше усилить свои позиции на рынке газа ЕС». Под этим поставщиком, очевидно, имеется в виду Россия. Если все-таки «Северный поток-2» будет построен, то Еврокомиссия, по словами ее вице-президента Мароша Шефчовича, хотела бы, как минимум, позаботиться о том, чтобы его эксплуатация была транспарентной и соответствовала бы главным правилам энергетического рынка ЕС.

Как напоминает DW, еще 9 июня ЕК приняла обращение к Совету ЕС предоставить ей мандат на ведение переговоров с Россией о ключевых принципах строительства «Северного потока-2». Запрос до сих пор на рассмотрении, и теперь Еврокомиссия хочет пойти другим путем — она планирует предложить изменения к Газовой директиве ЕС (директиве 2009/73/EC об «общих правилах внутреннего рынка природного газа»).

Главным в предложении ЕК станет изменение толкования термина «интерконнектор». В действующей директиве он означает трубопровод, связывающий газотранспортные системы государств-членов ЕС. В проекте изменений, с которым удалось ознакомиться DW, интерконнектор определяют как «трубопровод, пересекающий или соединяющий границы между государствами-членами или между государствами-членами и третьими странами до границы юрисдикции Евросоюза».

В результате принятия этих изменений, говорится в проекте, директива «станет применимой к трубопроводам и из третьих стран, включая существующие и будущие трубопроводы, до границы юрисдикции ЕС». Другими словами, Еврокомиссия распространит свои полномочия и на «Северный поток-2». Сотрудник диппредставительства одной из стран-членов ЕС в Брюсселе назвал это предложение таким, которое может «в корне изменить правила игры». В итоге это может привести к тому, что проект «Северный поток-2» вообще утратит экономический смысл, предупреждает «Немецкая волна».

Добавим от себя: газ для России — это не только экспортный ресурс. Москва без зазрения совести использует поставки энергоносителей в качестве средства давления и шантажа. А еще, будем откровенны, «газоевро» активно применяются ею для политического подкупа. Пример немецких социал-демократов здесь весьма красноречив.

Понятно, что такая юридическая атака на газопровод — это плохая новость для России. Но то обстоятельство, что речь идет о позиции Брюсселя — плохая новость вдвойне.

Напомним: еще 31 октября США запретили физическим и юридическим лицам в своей юрисдикции сотрудничать с российскими компаниями в глубоководных, арктических и сланцевых энергетических проектах, сообщило во вторник Министерство финансов США. «Лицам в США запрещаются следующие действия без лицензии или иного разрешения офиса по контролю за иностранными активами: поставки, экспорт, реэкспорт (как прямой, так и непрямой), предоставление технологий для разведки или производства глубоководных, арктических или сланцевых проектов», — цитировали российские СМИ сообщение Минфина США. Запрет касается всех физических и юридических лиц в России, которые США уже внесли или могут внести в список санкций.

В Вашингтоне особо уточняли, что новый порядок распространяется на проекты, которые будут запущены с 29 января 2018 года или позднее. При этом в Вашингтоне не уточняли, распространяются ли новые правила на «Северный поток-2», который Россия во что бы то ни стало намерена сохранить. США отказываются сообщить, затронут ли будущие санкции трубопроводный проект «Северный поток-2», заявил журналистам представитель администрации США. По его словам, если у каких-либо компаний и правительств есть вопросы, «они могут обратиться в госдепартамент или министерство финансов США».

В Москве, однако, занервничали всерьез. И явно попытались активизировать свое «европейское лобби». По словам управляющего директора Восточного комитета немецкой экономики Михаэля Хармса, нельзя политизировать строительство второй ветки «Северного потока». Он подчеркнул, что газопровод будет играть важную роль в обеспечении энергобезопасности Германии и всей Европы, сообщают «Дни».

Затем суд немецкого Дюссельдорфа отменил ограничения на доступ «Газпрома» к газопроводу OPAL в Германии. Именно по нему российский газ транспортируется в обход Польши и Украины. Благодаря этому, уверены эксперты, газовый гигант сможет увеличить экспорт голубого топлива в Европу. Из-за санкций США в отношении России пострадавшей стороной в итоге будет Европа. Такое мнение высказал в ходе European Autumn Gas Conference директор Engie по управлению поставками газа Ф. Ведренн.

Напомним: эта компания участвует в проекте по строительству магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 и считает данный проект сугубо коммерческим, который пойдет только на пользу европейским потребителям.

И теперь Ф.Ведренн заявляет: «Это безобразие видеть американское вмешательство в европейскую энергетическую политику, это безобразие, что США планируют разделить Европу, безобразие, если США удастся ограничить доступ российского газа в Европу, потому что, очевидно, это приведет к более низкой конкурентоспособности европейского газового рынка, к более высоким ценам и для европейской промышленности, и для населения».В результате постпред России в ЕС Владимир Чижов радостно заявил: дескать, усилия европейцев привели к тому, что США вывели из-под санкций часть энергопроектов с российским участием. «Удалось сгладить кое-какие углы и подправить кое-какие цифры», — подчеркнул дипломат.

Но, похоже, в Москве рано радовались — теперь удар по «Северному потоку-2» готовится нанести уже Еврокомиссия. А это значит, что Москва проигрывает «газопроводную войну» на том поле, где еще недавно считала свою позицию безусловно выигрышной.

Но самое обидное, что главные неприятности в связи с «Северным потоком-2» для России, вполне возможно, еще впереди. Как передают, в частности, СМИ Украины, «Северный поток-2» в США второй год подряд продвигает Ричард Бьорт, советник президента Дональда Трампа во время президентской кампании 2016 года. Бьорт ранее был журналистом New York Times, послом США в Германии, ключевым коммуникатором в Договоре о сокращении стратегического вооружения между США и Советским Союзом.

Но затем, когда Бьорт был советником кандидата в президенты Трампа, он параллельно лоббировал проект «Северный поток-2». Именно Бьорт подготовил Трампу его первую большую внешнеполитическую речь, где будущий глава Белого дома говорил о перспективах сотрудничества с Россией.

В 2016-м году компания Бьорта McLarty получила от «Газпрома» 550 тысяч долларов за продвижение New European Pipeline AG, как назывался Nord Stream-2 AG до мая 2016 года. Причем каждая из пяти европейских компаний- партнеров «Северного потока-2» заключила свое эксклюзивное соглашение с лоббистом Ричардом Бьортом — за день до подписания Трампом санкции против «Северного потока-2». Совокупно эти компании — Wintershall Holding, Uniper, OMV, Royal Dutch Shell, ENGIE — только за один квартал потратили 100 тысяч долларов на «защиту и улучшение интересов компаний в дискуссиях по природному газу как элемента европейской энергетической безопасности». Всего же компания Nord Stream-2 AG заплатила лоббистам почти миллион долларов за помощь в противодействии американским санкциям.

Насколько успешной оказалась эта лоббистская деятельность, станет понятно уже в ближайшее время. Однако эксперты советуют не забывать и о другом: пикантные подробности российского «трубопроводного лоббизма» стали известны в разгар «рашенгейта», расследования о вмешательстве РФ в выборы президента США.

Где Дональду Трампу и так приходится отбиваться от обвинений в излишне близких отношениях с РФ — и своих, и членов своего «ближнего круга». «Амбре» российского газа от своего ближайшего помощника главе Белого дома явно ни к чему. Но вот предотвратить еще и «газовую атаку» на свою администрацию Дональд Трамп вряд ли сможет.