НУРАНИ
Раскол между Ереваном и ЕС нарастает, и чем ближе саммит ЕС и «Восточного партнерства», тем отчетливее проступают косвенные признаки подготовки общественного мнения Армении к отказу от подписания уже второго подготовленного соглашения с ЕС.
В этом документе есть пункты, которые Армению ой как тревожат, и прежде всего в связи с Мецаморской АЭС, на закрытии которой Евросоюз настаивает уже давно.
В Армении, правда, обещают построить новую, современную АЭС, но лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян в интервью Sputnik Армения заявил: «Говорят, что атомная станция будет работать до 2027-28 года, а затем ее заменят на новую. Я хочу в это поверить, но я не могу». Как напомнил Саркисян, «в соглашении не говорится о «новой атомной электростанции». Согласно «Соглашению о всеобъемлющем сотрудничестве между Арменией и ЕС», АЭС заменят на «другие электростанции».
По мнению депутата, судя по тексту договора, это могут быть как тепловые, так и гидроэлектростанции. А лидер Демократической партии не считает такой расклад возможным ни по цене, ни по мощности эквивалентов АЭС. «Одна из наших турбин дает 40% спроса на электроэнергию в стране», — напомнил Саркисян.
Добавим от себя: Армения находится в непосредственной близости от такого энергетического центра, как Азербайджан, но в результате собственной агрессивной политики от его ресурсов оказалась в полной изоляции. Есть и Иран, но здесь мешает монопольный контроль России и над электросетями, и над поставками нефти и газа.
Другое дело, что и Москве, в особенности на фоне воспоминаний о киевском Майдане, очень не хочется принимать на себя политическую ответственность за второй отказ Еревана по совету Кремля. И в результате пророссийский лагерь в Армении развернул нешуточную активность с привлечением весьма неожиданных фигур.
Так, на авансцену неожиданно выскочил уже забытый Ашот Манучарян, один из лидеров печально известного комитета «Карабах», который заявил на пресс-конференции, что, оказывается, Россия не была против планируемого к подписанию в 2013 году Ассоциативного соглашения Армения-ЕС. Россия говорила, что Армения может углублять отношения как с ЕАЭС, так и с ЕС. Это зловредные европейцы выдвинули принцип «либо, либо». И вообще против соглашения была «мировая финансовая олигархия», а ЕС был лишь инструментом в ее руках. Если учесть степень антисемитизма в нынешней Армении, то подтекст заявления понятен.
А Ашот Манучарян тем временем разливался на пресс-конференции: «Восточное партнерство» превратилось бы в место столкновений, во всех местах необходимо было, чтобы Европа-Россия были поставлены под удар. И в это время были удары как в Молдове, так и в Украине, Армении и остальных местах. Поэтому ЕС пошел по пути этого столкновения: организовывались столкновения, а не интеграция». И на сей раз Манучарян уверен, что подписание нового соглашения не зависит ни от РФ, ни от ЕС. «Мировая финансовая олигархия решает, и все зависит от того, что может происходить в Ираке, Сирии, Корее, и какое влияние это окажет на эту олигархию».
И вот, комментируя это его заявление, ереванский «Первый информационный» неожиданно и выбалтывает главное. По мнению его аналитиков, «хотя бы внешне Москва на этот раз не препятствует подписанию соглашения между Арменией и ЕС, однако сейчас есть некоторые проблемы именно в Европе, в стриктурах Евросоюза. Вопрос, конечно, не касается соглашения, в вопросе подписания которого в Ереване и в Брюсселе, казалось бы, разногласий нет. Однако соглашение планируется подписать в рамках саммита «Восточного партнерства», и в этом свете ключевое политическое значение приобретает итоговая декларация саммита, в которой будет затронут вопрос конфликтов, в том числе и карабахский конфликт».
Как весьма точно отметил «ПИ», «происходящие вокруг Каталонии события в Европе поспособствовали консолидации сторонников принципа территориальной целостности, и есть опасность, что это отразится и в резолюции саммита «Восточного партнерства». Именно здесь Москва и может прибегнуть к подстрекательству, убедив Ереван в том, чтобы последний «ради Арцаха» в Брюсселе совершил тотальный демарш, то есть отказался подписывать с ЕС какой-либо документ, который «игнорирует» право Арцаха на самоопределение.»
«Подобный сценарий маловероятен, но его нельзя и полностью проигнорировать, и, пожалуй, именно этой цели и служит формирование общественного мнения с мотивами «злого Евросоюза», в направлении чего вчера весьма действенный шаг предпринял Ашот Манучарян».
В самом деле, ереванский истеблишмент не на шутку пугает еще не обнародованная декларация саммита «Восточного партнерства» ЕС, где, как свидетельствует ряд «утечек», могут появиться не устраивающие Ереван положения. Официальные лица хранят по этому поводу глубокое молчание.
Но на уровне экспертного сообщества дискуссия развернулась весьма бурная. Как не без оснований полагают в Армении, на фоне российской аннексии Крыма, войны на Донбассе, наконец, кризиса в Каталонии, в этом документе могут появиться формулировки в защиту территориальной целостности стран ЕС и «Восточного партнерства», что по понятным причинам не устраивает Ереван.
Руководитель Международного центра человеческого развития Теван Погосян на этом фоне попытался «подсластить пилюлю» и в интервью Tert.am ударился в рассуждения, что у итоговой декларации предстоящего в конце ноября в Брюсселе саммита «Восточного партнерства» (ВП) нет правовой силы, однако она может быть использована по разным поводам в качестве позиции. По версии Погосяна, есть уже обнародованный текст предстоящего к подписанию рамочного соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения-ЕС, где есть отдельное упоминание о подходе ЕС относительно урегулирования карабахского конфликта.
«А это означает, что все страны ЕС разделяют этот подход. Если они уже разделили этот подход, провели переговоры, согласились, парафировали, обнародовали текст, что подпишут 24 ноября, а в этот день провозглашают обратное, то уже сами противоречат своему же подходу», — сказал он.
На замечание о том, что в формулировках относительно конфликтов в декларации ВП будет подчеркнуто, что участники поддерживают территориальную целостность и неприкосновенность границ стран ВП, с учетом того, что для члена ЕС Испании это положение крайне существенно и важно, Теван Погосян ответил, что нельзя из-за одного конфликта игнорировать другие, конфликты — разные. «Если Испания хочет что-то декларировать насчет Каталонии, что не относится к странам ВП, то это ее дело. Понятно, что Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина обязательно захотят, чтобы были сделаны какие-то акценты, пусть делают упор, но каждый пусть делает упор на своем конфликте», — сказал он.
Другой вопрос, как поведут себя в самой Европе, где уже на собственной, пардон, шкуре почувствовали, что такое сепаратизм. К тому же в Ереване, по крайней мере, вдумчивые аналитики не могу не понимать, что обтекаемые формулировки насчет поддержки усилий Минской группы ОБСЕ ничуть не противоречат поддержке территориальной целостности Азербайджана.
Так что соглашение Армении с ЕС — защита от политических неприятностей весьма слабая. А эти неприятности по мере продолжения агрессивной политики Еревана становятся все более реальными.