НУРАНИ
Насколько социальные проекты, реализуемые в одной стране, могут зависеть от порядков и процедур, установленных в другой? Вопрос сложный и неоднозначный. Международный опыт в таких делах весьма ценен, предупреждают аналитики, особенно для стран, сталкивающихся со схожими проблемами.
Но прецедентов, когда бы важный социальный проект «тормозили» именно потому, что в соседней стране, где условия и правила были совершенно другими, он уже закончился, наберется немного. Однако в Армении события развиваются именно так: здесь власти фактически «заморозили» процесс выдачи населению старых советских вкладов именно потому, что этот процесс уже давно завершился…в Азербайджане.
Впрочем, расскажем все по порядку. Выступая в парламенте на обсуждении проекта госбюджета на 2018 год, министр труда и социальных вопросов Армении Артем Асатрян заявил, что правительство Армении возвращает вклады Сбербанка СССР только живым гражданам.
Как поясняет в этой связи ереванский «Спутник», вклады возвращают гражданам в возрасте 86 лет и старше (в 2017 году — гражданам, родившимся до 31 декабря 1932 г.). Вне очереди компенсации получают участники боевых действий, а также жители приграничных сел, у которых сады и поля остались в зоне обстрела. Но если кто-то из вкладчиков до своей очереди не дожил, его наследники компенсации не получат (только супруг/супруга, и то в размере 50%). И даже если вкладчик встретил 2018 год еще в здравии, то радоваться рано. Надо подождать до того месяца, когда его фамилию внесут в платежный список. Во всех остальных случаях министерство выдает компенсацию только живым очередникам и менять свой подход не планирует, добавил Асатрян.
Наверное, это как раз тот случай, когда в капле воды можно увидеть океан.
Напомним: средняя продолжительность жизни в Армении составляет 74 года с небольшим. И если «наследников просят не беспокоиться», это означает, что претендовать на возврат вкладов смогут очень немногие. К тому же все происходит по весьма сложной и нервной процедуре.
«Платежные списки», очередность, сложная процедура, льготные категории — можно представить себе, какой волокитой и, пардон, стрессами оборачивается возврат вкладов. Если же учесть, что при расчете компенсации за вклады до тысячи рублей 1 советский рубль приравнен к 84 драмам (30 гяпиков), а с ростом суммы, лежавшей «на книжке», этот коэффициент снижается, то очевидно, что многие из тех, кто по закону деньги мог бы получить, за деньгами не пойдут — лучше отказаться от компенсации, чем потом потратить ее и еще энную сумму сверху на лечение последствий.
А теперь напомним «невидимую сторону» проблемы. В СССР было непросто законным путем заработать большие деньги, но еще труднее в «царстве дефицита» было найти, куда их потратить. В результате на руках (и на «сберкнижках») советских граждан скопилось огромное количество денег, не обеспеченных ни товарами, ни услугами.
В 1991 году власти еще существовавшего СССР начинают принимать меры по снижению этой самой денежной массы, нависавшей над агонизировавшей экономикой. Сначала тогдашний советский премьер-министр Валентин Павлов объявил об обмене 50- и 100-рублевых купюр на ассигнации нового образца, причем сроки установили весьма жесткие, а сумму обмена жестко ограничили. Затем было объявлено о «замораживании» вкладов на сберкнижках — на определенный срок, конечно, но до истечения этого срока СССР уже распался. Россия еще в 1992 году «разморозила» вклады. Этот шаг донельзя взвинтил инфляцию, но вот вопрос об их возврате уже был надежно снят.
Другие новые независимые государства примеру РФ следовать не торопились. Но вот что делать с вкладами, ясности не было. Постсоветская инфляция очень быстро превратила некогда солидные суммы в сущие копейки, и это не фигура речи. Более того, возврат вкладов в соответствии с их тогдашней покупательной способностью взвинтил бы инфляцию до «нигерийских» показателей.
Но самое главное, с учетом масштабов советского накопительства, вкладов на руках у населения скопилось изрядное количество. Забыть об этих вкладах тоже не получалось по вполне понятным причинам.
Проблему возврата советских вкладов в новых независимых государствах решали по-разному. Большинство стран составляло очередность, определяло тех, кому вклады будут возвращены в первую очередь, кое-где процесс официально «приостановили».
В Азербайджане поступили по-другому. В 2012 году было объявлено о возврате советских вкладов. Возвращали деньги всем: и владельцам вкладов, и их наследникам, без льготных категорий и «повышенных процентов». На официальных интернет-страницах ведомств и в газетах публиковались подобные объявления, куда обращаться, какие документы иметь при себе и т.д. На одной из улиц стоял длиннющий ряд сборно- щитовых домиков с номерами уже не существующих «сберкасс», куда должны были обращаться их вкладчики и наследники. На стенах висели образцы, как следует заполнять заявления. Дежурили молодые банковские клерки, которые помогали эти документы заполнять.
Никаких длинных очередей, сердечных капель и «скорой помощи». Все делалось быстро, четко, вежливо и корректно. Процесс возврата советских вкладов завершили за несколько месяцев, как и планировалось.
Но самое главное, в Баку объявили, что подписанный президентом Азербайджанской Республики указ «О выдаче персональных единовременных выплат вкладчикам Банка Азербайджанской Республики Сберегательного банка бывшего СССР, являющимся гражданами Азербайджанской Республики» может быть распространен и на местное население армянского происхождения Нагорного Карабаха, оккупированного армянскими вооруженными силами.
ANS PRESS обратился в службу «горячей линии» Министерства финансов с вопросом: «Если какой-либо карабахский армянин обратится в посольство Азербайджана в Грузии и получит удостоверение личности Азербайджанской Республики, сможет ли он воспользоваться этим правом?» В ответ сотрудник «горячей линии», созданной для решения вопросов в связи с указом, отметил, что да, это возможно.
После чего пояснил: «Во-первых, вклады должны быть вложены до 1 января 1992 года. Во-вторых, этот вклад должен быть сохранен на счету до вступления в силу данного указа. В-третьих, вкладчик или его наследник должен быть гражданином Азербайджана, то есть, если любой проживающий в Нагорном Карабахе местный житель, обратившись, получит документы об азербайджанском гражданстве, то, представив данные документы, сможет получить у нас компенсацию в соответствии со своими вкладами».
А такая перспектива не на шутку напугала и армянский оккупационный режим в Карабахе, и власти Армении. Здесь поняли, что немалая часть оставшихся в Ханкенди мирных жителей вполне может обратиться за азербайджанским гражданством.
«Президент Нагорного Карабаха» Бако Саакян тут же провел совещание, где поручил в кратчайшие сроки разработать свою систему и процедуру выдачи вкладов. И вроде бы даже кто-то эти вклады успел получить.
Но теперь, когда в Азербайджане вклады выплачены, срок действия указа истек, и страх, что «самоопределившиеся карабахцы» выстроятся в очередь перед посольством Азербайджана в Грузии, поубавился, в Армении интерес к возврату вкладов потеряли.
И хотя формально процесс продолжается, в реальности получить деньги по установленной процедуре вряд ли возможно. Так что вместо обещанной компенсации по советским вкладам армянские пенсионеры получат… «миацум».