Экономика, Эхо

Банки в Азербайджане домашним скотом не интересуются

korova-cowЭ.РУСТАМОВА

Банки не принимают домашние предметы и скотину в качестве залога. Но для некоторых лиц азербайджанские банки делают послабления. При этом понимают, что залог сам по себе ничего не представляет. Как правило, речь идет о коррупционной схеме заработка. Об этом заявил в интервью Echo.az директор юридической фирмы «Акрам Гасанов и партнеры», банковский эксперт Акрам Гасанов.

«Если банк работает в рамках законодательства и действует добросовестно, то в качестве залога просит у кредитозаемщика недвижимость, земельный участок, здание, автомобиль,» — говорит Гасанов.

«На эти виды залогов существует система регистрации. Если клиент банка заложил автомобиль или квартиру, то не сможет продать залоговое имущество, так как в реестре отмечается, что это имущество является закладом,» — сказал эксперт.

При этом, как отметил Гасанов, домашний скот, техника, предметы быта как залог в Азербайджане не выгоден.

«Риски слишком большие, ведь такие залоги могут испортиться, выйти из строя, к тому же их в любое время можно продать. Например, домашнюю скотину, которая по документам является залоговым имуществом, можно продать, а представителям банка сказать, что коровы умерли. Доказать обман кредитодателю придется сложно. Поэтому с этой точки зрения банкам не выгодно брать такой залог», — сказал Акрам Гасанов.

«Но это не говорит о том, что азербайджанские банки совершенно не принимают нетрадиционные залоги по кредиту. Некоторые банки принимают в качестве залога и домашнюю скотину. Но это делается формально,» — отметил он.

Как отметил эксперт, у банков есть определенные нормативы по залогу, которые обязательно все финансовые организации должны придерживаться.

«Если залог не отвечает стоимости кредита, то банкам приходится по таким кредитам создавать большие резервы. Но чтобы избежать этого процесса и не отказывать в кредите (особенно, если банк получает «шапку»), то в качестве формального залога банки соглашаются на нетрадиционные залоги. При этом понимают, что залог сам по себе ничего не представляет. Но в своих отчетах для Центробанка они показывают, что у них достаточный залог,» — обьяснил Гасанов.

«Если какой-то из отечественных банков согласился на нетрадиционный залог, будьте уверены, сотрудники банка действовали недобросовестно при выдаче кредита. Кстати, в России, где говорят о росте популярности нетрадиционных залогов по кредитам, скорее всего, такая же ситуация. То есть имеет место быть мошенничеству», — сказал Акрам Гасанов.

Отметим, в январе-сентябре 2017 года процентные доходы банковского сектора Азербайджана составили 1 437,3 млн манатов, процентные расходы — 687,8 млн манатов, непроцентные доходы — 779,7 млн манатов, непроцентные расходы — 708,5 млн манатов.

Как сообщает Report со ссылкой на Палату надзора за финансовыми рынками (ПНФР), в конечном итоге чистая операционная прибыль банковского сектора составила 820,8 млн манатов.

Банки направили на создание специальных резервов на покрытие убытков по активам 321,3 млн манатов, доходы сектора от других источников составили 2,9 млн манатов, налог на прибыль — 22,7 млн манатов. Таким образом, банковский сектор Азербайджана завершил первые 9 месяцев с чистой прибылью в 479,7 млн манатов. Из них на сентябрь пришлось 128,9 млн манатов.