За рубежом

Саудовская Аравия: борьба с коррупцией или борьба за власть?

saudi-arabia-princА.ШАКУР

Опытные нефтетрейдеры знают: пытаться предугадать динамику цен на «черное золото» в мало-мальски отдаленной перспективе — это все равно, что подбрасывать в воздух монету. Зато объяснить скачок цен, неважно, вверх или вниз, куда проще.

Вот и на сей раз нет недостатка ни в сообщениях с мировых бирж, ни в прогнозах дальнейшего развития событий.

Стоимость барреля нефти марки Brent в ходе торгов 6 ноября достигла отметки 62,87 долл., что примерно на 1,3% выше уровня закрытия предыдущих торгов. В последний раз дороже баррель Brent стоил в начале июля 2015 года.

Аналитики Bloomberg отмечают, что рост нефтяных котировок продолжается на фоне проведенных в Саудовской Аравии арестов ряда членов королевской семьи, среди которых оказался и член правления нефтяной компании Saudi Aramco, бывший глава Минфина королевства Ибрагим аль-Ассаф.

В самом деле, из Саудовской Аравии накануне приходили прямо-таки шокирующие сообщения об арестах и задержаниях по обвинению в коррупции весьма высокопоставленных персон. Во всяком случае, как сообщает РБК, король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд издал указ по борьбе с коррупцией и заявил, что намерен полностью покончить со злоупотреблениями во властных структурах страны.

В принятом королем указе пять положений, в числе которых формирование верховного комитета по борьбе с коррупцией под председательством наследного принца, пресечение коррупционных преступлений, задержание и арест подозреваемых.

Как уточнило официальное новостное агентство королевства Saudi Press Agency, по словам саудовского монарха, в высших правительственных кругах нашли людей, «которые ставят свои личные интересы выше общественных», для того чтобы незаконным образом обогащаться.

В связи с этим, добавил он, в королевстве проведут «серию кампаний по задержанию обвиняемых в финансовых махинациях и злоупотреблении властью». Уже очень скоро телеканал Al Arabiya со ссылкой на источники уточнил, что в соответствии с этим указом сотрудники нового комитета задержали 11 членов королевской семьи Саудовской Аравии, четырех действующих и десятки бывших министров.

Затем появились и подробности. Задержанных властями Саудовской Аравии членов королевской семьи, а также десятков чиновников и бизнесменов, среди которых действующие и бывшие министры, обвиняют в отмывании денег, злоупотреблении властью, взяточничестве, растрате и других преступлениях.

Как рассказал агентству Reuters высокопоставленный чиновник королевства, против владельца инвестиционной компании Kingdom Holding, племянника короля Саудовской Аравии, миллиардера аль-Валида ибн Талала выдвинуты обвинения в отмывании денег, взяточничестве и вымогательстве денег у чиновников. Уволенный с поста главы Министерства национальной гвардии принц Митаб бен Абдалла обвиняется в растрате, найме «мертвых душ», передаче госконтрактов собственным компаниям, среди которых называют сделку на 10 млрд долл. на поставку раций и бронежилетов.

Бывший министр финансов Ибрагим аль-Ассаф, член правления национальной нефтяной компании Saudi Aramco, обвиняется в растрате при расширении Великой мечети Мекки. Кроме того, его подозревают в использовании служебного положения и конфиденциальной информации при осуществлении сделок с землей.

Бывший губернатор Эр-Рияда принц Турки ибн Абдулла, по мнению властей, тоже снабжал контрактами собственные компании, а также допустил злоупотребления при строительстве метро.

Впрочем, уже очень скоро эксперты заговорили о том, что аресты принцев — это не только (а возможно, и не столько) борьба с коррупцией, сколько «внутридворцовая война» за престол. Жутким подтверждением этой догадки многие эксперты назвали и трагическую авиакатастрофу: в административном округе Асир на юго-западе Саудовской Аравии недалеко от границы с Йеменом разбился вертолет, на борту которого находилась группа высокопоставленных лиц королевства. Погибли все девять человек, находившихся на борту. Среди погибших — заместитель эмира округа Асир принц Мансур бен Мукрин бен Абдель Азиз Аль Сауд, а также начальник полиции округа.

Напомним: несколько месяцев назад король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз неожиданно изменил порядок престолонаследия в королевстве. Кронпринцем вместо 57-летнего племянника короля стал его родной сын, 31-летний Мухаммад бин Салман. Эксперты уже тогда расценили происходящее как едва ли не «дворцовый переворот» и предвестник будущих кардинальных перемен в одном из самых консервативных государств мира.

В самом деле, привлекательность Саудовской Аравии для мирового бизнеса обеспечивала несколько факторов. На первое место эксперты всегда ставили поток «нефтедолларов», превративших это государство в одну из богатейших стран мира. И, хотя об этом предпочитали не говорить вслух, одним из больших «плюсов» была политическая стабильность королевства. Но теперь, похоже, этот постулат зашатался.

Выражение «королевская семья» в Саудовской Аравии имеет свою специфику. Счет принцев идет здесь на сотни и тысячи. Разумеется, подавляющее большинство из них не имеют даже теоретических шансов претендовать на престол. Для членов королевской семьи в местном обществе существует изрядное количество разного рода синекур. Во главе сколько-нибудь значимых государственных структур должны стоять, по традиции, «принцы крови».

Они же контролируют и наиболее прибыльные сферы бизнеса. Согласно действующим в Саудовской Аравии законам, основать здесь бизнес можно только на паях с местным гражданином, вернее, подданным, и излишне напоминать, что самые жирные куски опять-таки достаются «принцам крови». Возможно, кому-то такая система распределения власти и казалась вполне надежной. Более того, она обеспечивала стабильность нефтяного королевства — по крайней мере внешне — с тридцатых годов ХХ века.

Но теперь эта система грозит рухнуть. В супербогатом нефтяном королевстве накопилось изрядное количество противоречий, которые при жесткости местной политической системы не имели выхода.

Это и противоречия внутри самого правящего клана аль-Сауд, и недовольство других бедуинских кланов, проигравших в тридцатые годы вооруженную борьбу за власть и не получивших свой «кусок пирога» в виде нефтедолларов, и недовольство той же шиитской общины королевства, и, наконец, фактор, существование которого в Саудовской Аравии еще недавно никто не мог представить: нарастающие конфликт между консервативными кругами королевства, с одной стороны, и местными либералами, с другой.

Пожалуй, тем, кто судит о странах Персидского залива по сравнительно раскованному… Думаю, реалии Саудовская Аравия непросто себе представить. Однако в этом нефтяном королевстве до последнего времени женщины не имели права водить автомобиль и даже появляться на улице без сопровождения мужа, отца или брата.

На всей территории королевства категорически запрещен алкоголь, ислам не просто объявлен здесь государственной религией — здесь, по сути дела, запрещено публично практиковать любую другую религию. Под запретом даже новогодние елки и елочные игрушки — в них местные консервативные улемы видят празднование христианского Рождества.

Действует на территории королевства и строжайший исламский дресс-код. Мусульманки, выходя на улицу, обязаны надевать абаю, закрывающую всю фигуру, и обязательно покрывать голову платком. Христианкам разрешается ходить с непокрытой головой, но надевать абаю обязаны и они. До последнего времени здесь не проводились концерты, не работали кинотеатры и т.д.

Подобные строгости имели весьма убедительное объяснение. На территории Саудовской Аравии расположены священные города Мекка и Медина. Король Саудовской Аравии носит титул Хранителя двух святынь. Даже западные журналисты признают: их величество в мире хватает, а хранитель двух святынь — только один. Как уверены в Эр-Рияде, вольности вроде появления на улице женщин без абаи и платка, алкоголя в ресторанах, «живой» музыки могут позволить себе в Дубаи, но никак не в Саудовской Аравии.

С некоторых пор, однако, эти консервативные правила пошатнулись. В королевстве задумываются о снижении зависимости от нефти и развитии туризма, а это уже требует перемен во всем.

После назначения нового кронпринца в Саудовской Аравии — неслыханное дело! — разрешили женщинам водить автомобиль. Объявлено о создании на побережье отвечающей всем мировым стандартам курортной зоны, где уже не будут действовать столь же строгие правила. И это еще не все перемены.

Излишне напоминать, что подобные вольности нравятся в королевстве не всем. И точно так же нет сомнений, что эти давно назревшие противоречия будут использованы в качестве козырей в борьбе за власть. Изрядную пищу для размышлений дает здесь нашумевшая история, когда местная фотомодель прогуливалась по территории одного из исторических фортов в мини-юбке и с непокрытой головой, а затем выложила видеосъемку в Интернет.

Одни тогда были уверены, что девушка просто раздвигает рамки возможного в суперконсервативном королевстве. Другие полагали, что ее смелый шаг сыграет на руку консерваторам, которые выступят. И уж тем более обострит борьбу за власть в королевстве. И теперь, когда из Саудовской Аравии приходят сообщения об арестах принцев и таинственных авиакатастрофах, нет сомнений, что правы оказались именно скептики.