Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
В пятницу на минувшей неделе 3 ноября в городе Гянджа был проведен четвертый Международный фестиваль традиционных игр тюркских народов.
Необходимо отметить, что фестиваль организован совместными усилиями Турецкого культурного центра Юнус Емре, Научного центра по культуроведению Министерства культуры и туризма, а также при содействии регионального управления данного министерства.
На Фестивале участвовали представители одиннадцати регионов нашей страны, а также гости из Турции, Казахстана и Киргизии. Предыдущие Фестивали были проведены в столице Казахстана Астане и турецком городе Ескишехер.
Прежде чем говорить о политической и стратегической значимости такого рода инициатив, хотелось бы поделиться прекрасными эмоциями, которые были подарены всем участникам и гостям, духом и праздничной атмосферой самого фестиваля. Отмечу также и то, что основными участниками фестиваля были учащиеся детских музыкальных школ, функционирующих в системе Министерства культуры и туризма.
Игры в рамках фестиваля были проведены в Культурном центре Мехсети Гянджеви и на бульваре этого прекрасного города Гянджа. Не лишним будет также подчеркнуть тот факт, что данный центр был построен при поддержке Фонда Гейдара Алиева. Мы уже давно как бы привыкли к тому, что Фонд является инициатором многих проектов, и порою, воспринимаем новые здания и объекты как обыденность, но не ценить всего этого невозможно, да и это было бы неправильно.
Дети возрастом до двенадцати лет попробовали свои способности в несколько новых для них направлениях. Они буквально оживили игры, в которые играли их предки. Ведь эти игры являются составной частью тюркского культурного наследия.
Именно они, в частности, и составляют культурную идентичность народов тюркского мира. Впервые минуты фестиваля невозможно было не заметить удивления на лицах юных участников. Это удивление можно выразить приблизительно следующим словосочетанием: «оказывается мы, не смотря на такую удаленность, так сильно похожи друг на друга».
Генетическая идентичность и родство культурного наследия проявлялось в дружеских эмоциях детей. Конечно, существуют ментальные расхождения, вызванные социально-географическими факторами, но они не могут устоять перед фундаментальными корнями и морально-философским родством огромного культурного наследия.
В рамках фестиваля дети пробовали свои силы в шести различных традиционных играх. Отмечу также и то, что эти игры являются неразрывной частью национального фольклора всех народов тюркского мира. Если позволить себе сформулировать философию этих игр, то она заключается приблизительно в следующей фразе: «Согласие, понимание и сотрудничество являются гарантом мира и развития». На официальной части закрытия фестиваля именно эти слова как раз и стали определяющей фразой данного международного мероприятия.
Единый тюркский мир имеет огромный геополитический потенциал. Именно понимание данного потенциала и представление его в качестве альтернативной силы и нового полюса на стратегической и политической карте мира, как раз и являются причиной того, что в различные исторические отрезки возникали силы, препятствующие стратегической интеграции стран тюркского мира.
А ведь этот мир имеет не только географический потенциал, но и политический, стратегический, а также энергетический. Стратегическое сближение тюркского мира может изменить многие геополитические сценарии.
Очевидно также и то, что углубление стратегического сотрудничества происходит не только и не столько посредством экономических проектов, но также и благодаря так называемым культурным механизмам. Эти механизмы позволяют обеспечить устойчивость идеологической платформы интеграции потенциалов.
Весьма символично и то, что фестиваль был проведен спустя всего лишь пару дней после официальной церемонии открытия нового глобального проекта «Баку — Тбилиси — Карс».
Заблуждаются те, кто воспринимает данную инициативу всего лишь как экономический проект регионального масштаба. Это стратегическая инициатива, создающая новые веяния на геополитической карте мира. При этом инициатива, которая будет способствовать изменению международного статуса нашей страны, что обязательно отразится на процессе урегулирования конфликта с официальным Ереваном.
Ведь благодаря данной инициативе Армения вновь стала аутсайдером нового геополитического проекта. Их политический истеблишмент во имя сохранения своей власти отдает в жертву все, в том числе и судьбу своего народа.
Тогда как, если отказаться от своих больных амбиций и вернуть оккупированные территории, эта страна может стать полноценным партнером всех региональных проектов, инициируемых Азербайджаном.
А теперь, не отходя от данного политического контекста, вновь вернемся к названию публикации. Становится предельно ясно, что функциональное переоформление содержания культуры может превратить ее в весьма эффективный механизм реализации конкретных социально-политических задач. Необходимо всего лишь отказаться от потребительского подхода в понимании содержания культуры. Новые функции, которыми может быть обогащена «культура» позволит ей уйти от своего атрибутивного содержания.
Считаю, что не через структурные сокращения, а, как раз, наоборот, посредством функционального расширения системы культуры, можно добиться максимальной рационализации работы данной системы. Сокращения не могут быть гарантом эффективности, а тем более модернизации.
Накопившейся опыт в совокупности с идеологическим багажом могут спасти политическую актуальность культуры, что превратит ее в действующий механизм модернизации не только социально-политических отношений, но и общественного сознания.