О.БУЛАНОВА
Штат Калифорния, США. Там по сухому потрескавшемуся дну высохшего озера сами по себе, как живые, ходят камни. Их называют не только двигающимися, но и ползущими, плывущими, скользящими и даже танцующими. Об их активной жизни свидетельствуют борозды, остающиеся после их путешествий.
Следы от двигающихся камней неглубокие — от 2,5 см, ширина зависит от ширины камня. Очень впечатляет длина следа — до 250 м. Камни с ребристой нижней поверхностью оставляют более прямые по траектории следы, а камни, лежащие на плоской стороне, блуждают из стороны в сторону, иногда меняя траекторию движения под углом, в том числе и под прямым.
Гуляют камни парами и по отдельности. А могут сразу два камня начать движение одновременно, а потом один из них вдруг останавливается или меняет направление. Некоторые камни даже начинают двигаться обратно. Иногда камни переворачиваются, что отражается на размере их следа. Иногда идут следом друг за другом, оставляя один след, при этом первый камень уходит дальше второго.
Среди неповоротливых на первый взгляд «странников» встречаются камушки и в 30 кг, и в 300 кг. Это уже не камни — глыбы. Правда, фланируют они (вне зависимости от размера) не часто: один раз за два или три года. Но их отчетливые следы, тем не менее, сохраняются по три-четыре года.
А некоторые камни исчезают. Борозда есть, а камня нет. Сначала думали, что их похищают инопланетяне. Но потом выяснилось, что их банально крадут посетители: считается, что они обладают магической силой.
Большинство из скользящих камней попадает на дно высохшего озера с доломитового холма высотой 260 м, расположенного на южной конечности Рейстрэк-Плайя. Примечательно, что само перемещение камней до сих пор никому не удавалось увидеть. Правда, есть непроверенная информация, что в рождество 2013 г. кто-то или видел, или даже зафиксировал это движение на пленку.
Вопрос о том, как небольшие камни и огромные валуны перемещаются сами по себе, без помощи живых существ, будоражил умы ученых на протяжении почти столетия, порождая множество мифов и сверхъестественных теорий. Но эта загадка «блуждающих камней» до сих пор остается загадкой.
Разгадать ее пытались еще в конце XIX в. Объяснения выдвигались самые разные и неубедительные — от злых духов, живущих в камнях, до землетрясений, которые якобы и сдвигали валуны с места. Но сейсмическая активность в том районе крайне редка и очень слаба.
До начала XX в. явление объяснялось сверхъестественными силами, затем в период становления электромагнетизма возникло предположение о воздействии магнитных полей, которое, в общем-то, тоже ничего не объясняло.
В 1948 г. геологи Джим Макалистер и Аллен Агню нанесли на карту расположение камней и отметили их следы. Немного позже сотрудники Службы национальных парков США составили детальное описание места и журнал LIFE опубликовал фотографии с Рейстрэк-Плайя, после чего начались массовые попытки объяснения движения камней.
Большинство гипотез сходилось на том, что во всем «виноваты» сильные пустынные ветра. Однако, согласно созданной математической модели, такие ветры должны были достигать нескольких сотен километров в час, чтобы сдвинуть глыбы с места. Так что это не объяснение. Кстати, в 1955 г. геолог Джордж Стэнли из университета Мичигана опубликовал статью, в которой утверждал, что камни слишком тяжелы для того, чтобы местный ветер смог их передвинуть. Он и его соавтор предложили теорию, согласно которой в ходе сезонного затопления высохшего озера на воде образуется ледяная корка, способствующая движению камней.
В мае 1972 г. Роберт Шарп из Калифорнийского технологического института в Калифорнии и Дуайт Кэри из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе начали программу слежения за перемещениями камней. Тридцать камней с относительно свежими следами были помечены, а их начальное положение указано колышками. За семь лет исследований ученые выработали теорию, по которой вода, скапливающаяся в дождливый сезон в южной части озера, разносится ветром по дну высохшего озера и смачивает его поверхность.
В результате твердая глинистая почва сильно размокает, коэффициент трения резко снижается, что позволяет ветру сдвинуть с места даже один из самых крупных, весом около 350 кг, камней (его назвали Карен; американцы вообще обожают давать имена животным, о которых снимают фильмы, камням, деревьям и всему, что под руку подвернется).
Также были проверены гипотезы перемещения с помощью льда. Вода, движимая ветром, по ночам может покрываться ледяной коркой, в которую вмерзают расположенные на пути воды камни. Лед вокруг камня мог увеличивать сечение взаимодействия с ветром и помогать перемещать камни вдоль потоков воды. Сколько должно было налипнуть того льда, чтобы площадь сечения была увеличена, ученые не сообщили. Но налипнуть его должно было достаточное количество, чтобы увеличить парусность. Причем налипнуть он должен был только с двух сторон. Очень избирательно должен был бы действовать этот лед!
В 1993 г. Паула Мессина из Университета штата Калифорния в Сан-Хосе долго занималась исследования движущихся камней и даже насобирала материал, чтобы защитить диссертацию. В диссертации П.Мессины было показано, что в целом камни не двигались параллельно. По мнению исследователя, это говорит о том, что лед никак не способствует движению. После изучения изменений координат 162 камней (которые проводились с помощью GPS), было определено что на перемещение валунов не влияют также ни их размер, ни их форма.
Паула Мессина утверждает, что характер движения в большой степени определяется положением валуна на Рейстрэк-Плайя. Согласно созданной модели, ветер над озером ведет себя очень сложным образом, в центре озера даже образуя вихрь.
Как видим, во всем опять «виноват» ветер. Однако созданную ранее математическую модель о необходимой силе ветра, чтобы сдвинуть 300- килограммовую глыбу, еще никто не отменял, так что ветер не при чем. Да и вопрос возникает: почему этот загадочный ветер «работает» раз в несколько лет? И что это за ветер (или вихрь) такой, который крутит камни, не как придется, а разворачивает под прямыми углами? И почему лед (если он все-таки причастен к движению) тоже «работает» раз в несколько лет?
Однако «ледяная» теория в сочетании с «ветряной» не дает покоя ученым. Их можно понять — она самая простая! Никакой сверхъестественности, все дело в корочке льда и камень скользит, как на коньках! Или в парусах из того самого льда. Ну хоть бы кто-нибудь из них сфотографировал, что ли, эти паруса!
Поклонником «ледяно-ветряной» теории стал в 1995 г. и профессор Джон Рейд, который на основе схожести следов камней зимы 1992-1993 гг. со следами конца 80-х гг. сделал вывод, что камни двигались с потоками покрытой льдом воды. (Как можно было на основе схожести следов сделать такой вывод, история умалчивает. Зато можно сделать вывод, что нужно же брать откуда-то темы для исследований, а также материал для диссертаций!)
Также Джоном Рейдом было определено, что граничный слой, в котором ветер замедляется из-за контакта с землей, на таких поверхностях может быть всего 5 см, что означает возможность воздействия ветров (скорость которых зимой доходит до 145 км/ч) даже на совсем невысокие камни.
Ему вторил и геолог НАСА, профессор Ральф Лоренц. Он даже провел дома эксперимент: заморозил средней величины камень в воде таким образом, чтобы тот немного выступал изо льда. Затем поместил его на поднос, посыпав его дно песком и смочив водой. Подул — и камень задвигался. И не надо, мол, никаких 145 км/ч, достаточно легкого дуновения. Ну и что, что речь шла о маленьком камне на подносике? Этого «эксперимента» вполне достаточно — по мнению профессора — чтобы ничтоже сумняшеся объяснить нерегулярное движение камней в Долине смерти. При условии регулярных ветров.
Кстати, стоит обратить внимание на скорость, указанную Джоном Рейдом — 145 км/ч. Если не задумываться, то вычисленная скорость ветра в математической модели, составляющая нескольких сотен километров в час, необходимых для того, чтобы сдвинуть камень, и 145 км/ч — величины близкие, ведь полтора сотни километров в час вполне могут сойти за «нескольких сотен километров в час».
Одна незадача: скорость ветра в ураган (а об ураганах в Долине смерти речь не шла, только о каких-то загадочных «вихрях) достигает максимальной величины в 180-240 км/ч. Но это — в эпицентре урагана. Если есть ураган, он эти камни не двигать будет, а поднимет с одного места и перенесет на другое. В крайнем случае покатит, как мячик. Если б уважаемые профессора предъявили хотя бы одну видеозапись, как ветер двигает камни, вопросов бы больше никогда и ни у кого не возникало.
Однако вопросы существуют. И никто из ученых — ни Паула Мессина, ни Ральф Лоренц, ни Джон Рейд, ни другие поклонники «ледово-ветряной» теории — ответить на них не могут. Почему некоторые камни передвигаются, а другие стоят на месте? Почему они «раскиданы» по всему дну озера, тогда как в результате регулярных ветров, направленных практически всегда одинаково, основная часть глыб должна быть у одного из краев озера? Связано ли это с тем, что камни как-то «возвращаются» обратно? От какого такого ветра в этом случае? Почему некоторые камни, находящиеся рядом, движутся параллельно, а другие разъезжаются в разные стороны? Ведь тогда ветер и лед заодно тоже вообще не при чем. Камни, двигающиеся за счет него и находящиеся поблизости, оказывались бы неизменно вмороженными в одну льдину и двигались бы непременно вместе.
И еще вопрос, который придет в голову любому мало-мальски здравомыслящему человеку: почему на передней части камня, которая двигается веред, нет налипшей глины? А ведь должна быть! Ее не будет, только если камень двигается по сухой поверхности. А если по сухой, то тогда никакая «ледяная» теория не работает! А двигаются-то они именно по сухой поверхности — об этом говорят все фотографии, на которых видно, как под тяжестью камня приминаются шестиугольники, которыми растрескивается почва.
В общем, ученые молчат. А что они могут ответить? Признать, что на нашей планете есть еще абсолютно необъяснимые явления, они не могут. И не хотят.
Между прочим, движущиеся камни в Долине смерти не одиноки. У них есть «собратья» — камни на Луне. Так, Lunar Reconnaissance Orbiter сделал несколько увлекательных снимков. Например, сфотографировал камень, которому явно не сидится на месте. Это даже не камень, а целая глыба порядка 20-50 м в поперечнике. Она переместилась, оставив четкие следы. И словно бы скатилась с какой-то горы. Но горы нет. Есть и другие камни со следами — поменьше размером.
Понять, что камни перемещаются, стало возможным из-за несколько повторных снимков одного и того же участка Луны. Потом большой валун вообще исчез… Если все дело в ветре и льде, то как об этих факторах может идти речь на Луне?! Лед — ладно, его на Луне вроде как нашли, а ветер откуда в безвоздушной атмосфере?! Возможно, на Луне имеются те же самые силы, что и двигают камни в Долине смерти. Какие? На этот вопрос и предстоит ответить ученым. Но для начала им необходимо забыть о льде и ветре!