О.БУЛАНОВА
В череде голливудских красоток есть одна актриса, выделяющаяся не только своей красотой и талантом, но еще и умом. Зовут ее Хеди Ламарр. Сейчас о ней мало кто помнит, ведь родилась она в начале ХХ в. и блистала в 30-50 гг., в золотую эру американского кино.
Однако она достойна того, чтобы о ней помнили и сейчас, потому что благодаря этой умопомрачительно красивой и без преувеличения великой женщине мы сейчас пользуемся сотовыми телефонами, навигаторами, Bluetooth с WiFi (а начиналось все с разработки шифрованного канала связи для военных).
Именно ее портрет изображен на упаковке программного продукта CorelDraw. Красотой и умом этой необыкновенной женщины был сражен писатель Эрих Мария Ремарк. Кстати, ее день рождения — 9 ноября — стал Днем изобретателя в немецкоговорящих странах (и других странах Европы).
Достойна Хеди Ламарр памяти и из-за своих заслуг в области кино. Именно эта актриса впервые в полнометражном европейском кино красовалась полностью раздетой и даже в одной из сцен сымитировала оргазм, что было просто немыслимой дерзостью по тем временам. После этого ее даже стали называть «мисс секс». Фильм запрещали, проклинали, резали, но это уже было неважно. Европа узнала новое имя — звезда Хеди Ламарр загорелась и горела необыкновенно ярко.
Кстати, на знаменитой Аллее звезд в Голливуде у Хеди Ламарр есть персональная звезда. Без преувеличения великая актриса снялась в 55 фильмах, заработав более $30 млн, что в 30-40-е гг. было более чем значительной цифрой. А еще она шесть раз выходила замуж и пять раз разводилась.
Хеди Ламарр родилась в Вене в 1914 г. Правда, тогда она еще не была Хеди Ламарр, а носила имя, данное ей при рождении: Хедвига Ева Мария Кислер. В 16 лет она ушла из дома, поступила в театральную школу и начала сниматься в кино. В конце 20-х ее в качестве актрисы пригласил в Берлин Макс Рейнхардт. В 1930 г. она дебютировала в немецком фильме «Девушка в ночном клубе».
Но мировая слава пришла к ней в 1933 г., после десятиминутной сцены вполне невинного, по нынешним меркам, купания в лесном озере в обнаженном виде, показанного в чешском фильме с эпатажным названием «Экстаз». Этот эпизод вошел в историю художественного полнометражного кино как первая столь откровенная сцена.
Пожалуй, сегодня у Хеди Ламарр не было бы шансов обойтись без силиконовой пластики, но в начале 30-х люди ценили натуральную красоту, поэтому толпы мужчин в Австрии, Германии и Чехии с вожделением смотрели на молоденькую нимфу, снявшуюся в скандальном фильме.
Миллионеры и аристократы пытались покорить ее сердце, и она сделала свой выбор: ее избранником стал фабрикант, торговец оружием, австрийский миллионер 33-летний Фриц Мандл. Одно из крупнейших состояний в Европе Мандл нажил, продавая новейшие системы вооружений Германии в нарушение Версальского договора. По другой информации, эту кандидатуру в мужья девушке подобрали родители, и она согласилась и вышла замуж в том же 1933 г., в год своего кинематографического дебюта. Кстати, новоявленный муж попытался скупить копии скандального фильма, но этим лишь подогрел интерес к нему.
Молодожены поселились в шикарном замке под Зальцбургом, их окружали прекрасные ландшафты, породистые лошади, шикарные автомобили. Что еще нужно для красивой жизни? Но Хеди этого было мало. Молодая жена скучала на светских раутах, с безразличием присутствовала на переговорах мужа с политиками, учеными, бизнесменами. Затем, правда, начала довольно часто присутствовать на совещаниях фабриканта оружия, вникала во многие вопросы и многому научилась.
Но жизнь в золотой клетке очень быстро опостылела молодой красавице и она в 1937 г. в лучших традициях Голливуда сбежала… в Голливуд. Во время побега она переоделась в униформу горничной и вышла через служебный ход. По другой версии, она уговорила Мандла позволить ей надеть на прием все свои драгоценности, позже дала ему снотворное и сбежала из страны. Получив развод в Париже, она отправилась в Лондон, а оттуда на пароходе «Нормандия» — в Нью-Йорк. И — здравствуй, Америка!
Актрисе не пришлось обивать пороги в Голливуде, кинодебют 1933 г. был слишком громким, чтобы его забыли кинематографисты. Прямо на «Нормандии» она подписывает выгоднейший контракт с самим основателем студии MGM Луисом Мейером. Правда, чтобы не вызвать аналогичных ассоциаций у пуританской публики США, он советует ей взять творческий псевдоним. Так Хеди Кислер становится Хеди Ламарр (псевдоним заимствован у актрисы MGM Барбары Ла Марр, прежней любимицы Мейера, умершей в 1926 г. от разрыва сердца на фоне злоупотребления наркотиками).
Новый виток карьеры разворачивается с головокружительной скоростью. Новоявленная звезда окунается с головой в совершенно другую жизнь — снимается в кино, выходит замуж. Один раз, второй… Про такие браки говорят: было много попыток, и все удачные.
А между тем в Европе разгорался пожар войны, фашизм пожирал Европу. Хеди Ламарр очень близко к сердцу принимала все, что происходило на ее родине. Она ведь сама была еврейкой, ее отец, банкир из Львова Эмиль Кислер в свое время взял в жены венгерскую еврейку Гертруду Лихтвитц. Хеди иногда вспоминала о первом муже, тоже еврее. Что теперь с ним? Ну и что, что он работал на режим? Режим истреблял евреев, какими бы заслугами в прошлом они не отличались.
А еще она, вспоминая о муже, припоминала и все разговоры, свидетелем которых ее довелось быть. Лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Вариант управления по проводу, опробованному на пушечных снарядах, оказался неприменим в водной среде, и для торпед было предложено соединение по радио. Да, да, в памяти Хеди Ламарр всплывали фрагменты этих споров, технические термины постепенно складывались в мозаику…
Красавица-актриса поняла, что может быть полезна той стране, которая стала ее второй родиной. И которая была против фашизма! Хеди Ламарр взяла в руки учебники и тетради. И тут началось самое невероятное из того, что только можно представить! Она стала изобретателем!
Удивительно, но намного сложнее было заставить поверить научное сообщество в то, что ты способна не только томно улыбаться… После того, как голливудская красотка пришла предложить свои услуги Национальному совету изобретателей, там решили, что она годится разве что в качестве сборщика пожертвований, ведь за поцелуй Хэди Ламарр платили 25 тысяч «зеленых», и она насобирала таким образом 7 млн!
Но это была не та работа, которую хотела делать для Америки Хеди Ламарр. Все изменилось после ее встречи с композитором-авангардистом Джорджем Антейлом, который был еще и талантливым ученым и изобретателем. Эта пара и придумала идею перескока частоты, которая используется в системах секретных сообщений. Правда, свое воплощение она обрела намного позже.
Хеди Ламарр недоумевала: это же на самом деле так просто! Как же никто раньше этого не понял? Технология помехоустойчивой радиопередачи кажется очевидной: надо просто все время менять частоту случайным образом в широком диапазоне, каким-то образом синхронизировав передатчик и приемник!
Это открытие легло в основу разработки технологии «прыгающих частот», ценность которой раскрылась лишь со временем. Например, без этой разработки не существовало бы мобильных телефонов стандарта GSM, также она применяется в военных спутниках, а тогда, в 1940-х, Хеди Ламарр сделала возможным создание радиоуправляемых торпед, которые практически невозможно было обнаружить или перехватить.
В общем, как уже было сказано выше, голливудская красавица изобрела то, что сейчас лежит в основе систем GSM, GPS, Bluetooth и WiFi 802.11. Именно она разработала принципы шифрования информации для постоянных незакрытых каналов связи. Благодаря ей читатели газеты знакомятся сейчас с интернет-версией этой статьи, читая ее со своего гаджета, сидя в сети по WiFi у себя дома, не опасаясь, что кто-то еще сядет на ваш канал, потому что благодаря ее технологии Secret Communication System никто со стороны не сможет «вклиниться» в такой канал связи (если, конечно, у них не отключено шифрование).
Без изобретения Хеди Ламарр не летали бы сегодня военные спутники и не работали бы сотовые телефоны, а уж про системы навигации и говорить не стоит. Да, наверное, все это изобрел бы когда-нибудь кто-то другой, но это сделала она, голливудская кинозвезда! Бывают же чудеса на свете…
Что касается кинематографической карьеры, то актриса сыграла в таких популярных фильмах, как «Алжир» (1938), «Леди в тропиках» (1939), экранизации Дж. Стейнбека «Тортилья-Флэт» (1942, реж. Виктор Флеминг), «Рискованный эксперимент» (1944), «Странная женщина» (1946), эпическая лента Сесиля де Милля «Самсон и Далила» (1949). Последнее появление на экране состоялось в фильме The Female Animal («Самка») (1958).
В 1966 г. 52-летняя актриса попыталась вернуться на экран, но этому помешала развернутая против нее травля. Резкий, неуживчивый характер, привычка откровенно высказывать нелестное мнение о Голливуде и его нравах создали Хеди Ламарр много влиятельных врагов. Однажды ее обвинили в краже туфель стоимостью меньше $100 из магазина во Флориде. Хотя суд и отверг это глупейшее обвинение, осадок от инцидента остался надолго.
Многие наши современники, узнав впервые про удивительный ум голливудской красотки, утверждали, что все это сказка для наивных дурачков, мол, где математика и изобретения — и где «мисс секс»? Утверждали, что такого не может быть, потому что не может быть никогда (прям по Чехову!), что все изобретения, что журналисты приписывают Хеди Ламарр, на самом деле сделал Джордж Антейл. Однако сам Антейл никогда не претендовал на лавры Хеди Ламарр, хоть и получил патент вместе с ней, и писал в своих мемуарах, что он лишь помогал Хеди, а все идеи были ее собственными.
Кстати, в защиту того, что именно Хеди Ламарр являлась автором всех описанных изобретений, говорит факт наличия у нее этого самого патента (1942 г., патент N2 292 387 «Секретная система связи». Патент описывает секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах).
Между прочим, Военно-морской флот США давно использует наработки актрисы в радиосвязи, очень четко понимая, кто же их автор, хотя поначалу отверг проект из-за сложности в реализации. Вот только сама Хеди Ламарр с 60-х гг. фактически не имела прав на свое изобретение из-за окончания срока действия патента.
Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав эту невероятную историю, пытались представить Хеди Ламарр к медали Чести Конгресса и к награде IEEE — безуспешно. Только в 1997 г. она получила награду фонда Electronic Frontier. «Самое время», — такова была ее саркастическая реакция. Хеди Ламарр отказалась присутствовать на церемонии и не приняла журналистов. «Не думайте, что я плохо выгляжу, просто не хочу никого видеть», — так она сказала представителям прессы. Понятно, что она была обижена. Награду получал ее сын Энтони Лоудер.
В начале 2014 г. Хеди Ламарр была внесена в Национальный зал славы изобретателей США.
Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 г. в возрасте 86 лет в Орландо, штат Флорида. Ее тело было кремировано, а сын Энтони Лодер развеял прах матери на ее родине — в Австрии, в Венском лесу в соответствии с ее пожеланием.