НУРАНИ
Армения по-прежнему пребывает в состоянии «железнодорожного шока». Можно долго спорить, насколько неожиданным для Еревана было открытие новой железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс. В конце концов, строительство дороги — не такой процесс, который можно «засекретить». Да и в Баку не делали тайны из осуществления этого проекта.
Газеты регулярно писали и о строительстве, и о сроках сдачи дороги в эксплуатацию, и о возникавших время от времени трудностях, которых тоже было немало.
Но, то ли в Ереване «отмечались» от скандальной истории «аэропорта Ханкенди», который то «завершали», то «тестировали», то еще что-нибудь, но при этом все понимали, что использовать его в обозримом будущем по прямому назначению не получится, то ли слишком уж надеялись на «меры противодействия», то ли просто не представляли себе, какие проекты теперь может осуществлять Азербайджан, но теперь в столице Армении лихорадочно пытаются сформулировать собственную реакцию и определиться, что делать: пытаться сорвать проект или, наоборот, бросить все силы на то, чтобы хоть как-то в него встроиться.
Во всяком случае, премьер-министр Армении Карен Карапетян на итоговой пресс-конференции весьма оптимистично заявил: армянские бизнесмены воспользуются услугами железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, если это будет им выгодно.
«Будем ли мы пользоваться услугами железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, зависит от предложения. Армянские бизнесмены воспользуются услугами железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, если это будет им выгодно», — цитирует премьера «Первый информационный».
Заявление Карена Карапетяна прозвучало после того, как в беседе с газетой «168 жам» ректор Дипломатической академии Грузии, грузинский политолог Сосо Цинцадзе заявил: «Участие Армении в проекте «Баку-Тбилиси -Карс» может теоретически стать предметом переговоров отдельно от процесса урегулирования карабахского конфликта. Политическим деятелям следует задуматься над этим, подняв этот вопрос, предложив варианты Азербайджану».
По его словам, могут иметь место как двусторонние, так и многосторонние переговоры, в зависимости от ситуации и позиции Азербайджана, впрочем, Азербайджан выразил публично свою позицию. «Думаю, что кулуарные переговоры вокруг участия Армении в этом проекте с властями Азербайджана возможны»,- отметил Сосо Цинцадзе.
Более того, для «лоббирования» своих транспортных интересов здесь готовы использовать даже неожиданные фигуры. Так, один из лидеров армянских сепаратистов в грузинской Джавахетии Ваагн Чахалян так вообще заявил, что бывшие власти Армении оказали поддержку в вопросе эксплуатации железной дороги Баку-Тбилиси- Карс, и вообще все беды начались с его задержания в 2006 году.
«В то время армяне «Джавахка» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) были очень сильны, благодаря движению «Единый Джавахк» удалось препятствовать строительству железной дороги, однако, произошло то, что произошло. Факт в том, что его задержание поспособствовало разочарованию многих членов движения «Единый Джавахк». В то время, когда мы боролись за победу в выборах в органы местного самоуправления, одним из наших лозунгов был — «Нет эксплуатации железной дороги Ахалкалаки-Карс».
Но это нужно вспомнить и пойти дальше. Нужно думать над тем, что сейчас можно предпринять», — набивал он себе цену. Затем напомнил, что они, разумеется, мирными, но всевозможными способами препятствовали эксплуатации железной дороги Ахалкалаки-Карс, чтобы «не рыли землю для строительства железной дороги». «В то время армяне «Джавахка «не продавали свои земли для строительства на этой территории железной дороги», — сказал он, добавив, что, однако земли армян незаконно были проданы, отняты.
И вновь упрекал власти Армении: «Они должны были оказать поддержку нашей борьбе». После чего признавал: прошлое осталось позади, а сейчас факт в том, что железную дорогу пустили в эксплуатацию, и сегодня Армения должна определиться в дальнейших действиях.
«Армяне Джавахка должны сделать предельно возможное, чтобы Армения не то, чтобы пострадала от эксплуатации этой железной дороги, но и извлекла бы пользу», — сказал он, добавив, что, на его взгляд, в случае, если правильно действовать, сказанное им возможно. По мнению Чахаляна, нет никакого законного способа, посредством которого могут запретить транспортировку армянских грузов по этой железной дороге.
«Если будет сделано подобное, то это будет сделано незаконными методами, а бороться с незаконными способами будет гораздо легче», — пояснил он. Впрочем, стоит ли верить, что Ваагн Чахалян, полюбовавшись небом в клеточку, превратился в этакого пай-мальчика, вопрос открытый.
И вот теперь о доступе бизнесменов из Армении к новой дороге уже заговорил глава правительства Армении, представив это едва ли не как свершившийся факт.
Здесь бы, конечно, господину премьер-министру напомнить, что от «думаю, здесь возможны кулуарные переговоры» до «наши бизнесмены обязательно этим воспользуются» — дистанция огромного размера. Но вскоре ясность в вопрос внес не кто иной, как министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров. Армения может использовать железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс только после урегулирования нагорно-карабахского конфликта и вывода своих войск с оккупированных азербайджанских территорий, заявил глава азербайджанского внешнеполитического ведомства.
«Если Армения хочет использовать железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, в том числе с целью отправки по ней грузов, то сначала необходимо урегулировать нагорно-карабахский конфликт и, в первую очередь, вывести войска с захваченных территорий и ликвидировать факт оккупации азербайджанских земель», — подчеркнул Э.Мамедъяров на совместной с главой МИД Черногории Срджаном Дармановичем пресс-конференции.
Э.Мамедъяров особо подчеркнул, что урегулирование армяно-азербайджанского конфликта позволит наладить экономическое сотрудничество с Арменией. «Азербайджан никого не оккупировал и не проводил в отношение кого-либо политику агрессии. В случае урегулирования конфликта, можно наладить добрососедские отношения и экономическое сотрудничество с Арменией», — подчеркнул министр.
Но еще до «холодного душа» от МИД Азербайджана в Армении начали выступать с угрозами в адрес новой дороги. Во всяком случае, ереванская «Лрагир» весьма прозрачно намекает: «В ближайшие дни в Армению поступит новая партия вооружений в рамках заключенного с Россией кредитного контракта, заявил в интервью РИА «Новости» Серж Саргсян. Он сказал, что поставки по 200-миллионному кредиту завершатся к концу года, потом будет подписано еще одно 100-миллионное соглашение. Интервью Сержа Саргсяна — это своеобразный ответ пуску в эксплуатацию железной дороги Карс-Ахалкалак-Баку».
Как уверена газета, «Саргсян говорит о поставках вооружений, тем самым давая жесткий намек, что дорога Баку-Карс может также стать мишенью для Армении, как и нефтепровод Баку-Джейхан, если Азербайджан вновь прибегнет к агрессии. Причем, «долю» в ответе имеет и Москва, которая теряет с этой дорогой больше, чем Армения, поскольку это путь в обход России».
«Лрагир», конечно, известна своей любовью к геополитическим фантазиям. Но именно в этом издании регулярно появляются и Аркадий Тер-Тадевосян, и другие его коллеги. Находясь в жесткой оппозиции к властям, эта газета практически никогда не критиковала ереванский генералитет. И появление подобных угроз именно на ее страницах — верный признак, что так думают не только в редакции «Лрагир».
Другое дело, что у Азербайджана, как уже не раз указывалось, есть и средства, и решимость для ответного удара вне зависимости от того, что Армения выберет в качестве мишени. И об этом ереванским стратегам лучше не забывать.