НУРАНИ
Попытка сепаратистского мятежа в Каталонии все еще держится в «топе» новостей. Но горячие новости с улиц Барселоны уже не приходят. Журналисты более не сообщают ни о шумных манифестациях, ни о битье в кастрюли, ни о столкновениях с полицией.
Надолго ли это затишье, эксперты предугадывать не берутся, но взлет и падение лидеров каталонского сепаратизма оказались слишком стремительными, и слишком показательными,
Понятно, впрочем, и другое. Есть серьезные основания полагать, что Карлес Пучдемон и его сторонники, начиная свою кампанию, «вдохновлялись» не только и не столько Косово, сколько множеством сепаратистских конфликтов на территории бывшего СССР. В Барселоне, судя по всему, были уверены: применить силу против них не позволит европейское общественное мнение, а сами каталонцы готовы умереть за то, чтобы не быть под властью испанской короны. Только вот не учли, что и Нагорный Карабах, и Абхазия, и Южная Осетия представляли собой весьма слабо замаскированную под сепаратизм внешнюю агрессию.
И именно внешняя, то есть российская, военная поддержка и обеспечивала их успех. А Каталонии по понятным причинам не приходилось рассчитывать ни на псковских десантников, ни на бурятских танкистов. Конечно, Барселона — морской порт, а выход к морю, по крайней мере, теоретически, позволял строить планы по переброске «военной помощи», но в реальности сепаратистский мятеж схлопнулся при первых же признаках решительного противодействия со стороны официальных властей Испании.
Возможно, в Мадриде могли бы на этом остановиться. Но здесь пошли дальше и инициировали судебное преследование наиболее заметных лидеров сепаратистов. Прокурор Национальной судебной палаты Испании потребовал выдать международный ордер на розыск и арест бывшего главы Каталонии Карлеса Пучдемона, который бежал в Бельгию. А суд Испании уже постановил заключить под стражу восемь бывших членов правительства Каталонии, сообщили «Вести» со ссылкой на газету La Vanguardia.
Испанская прокуратура обвиняет Пучдемона и еще 13 отстраненных глав департаментов каталонского правительства в бунте, мятеже и растрате. За одно подстрекательство к бунту против властей им грозит 30 лет тюремного заключения, сообщает ТАСС. Ранее глава МИД Испании Альфонсо Дастис говорил, что испанские власти никого не собираются арестовывать. Сегодня экс-глава Каталонии и его ближайшие соратники должны были явиться в суд для дачи показаний, но из 14 вызванных человек в Мадрид прибыли только девять.
А как сообщает, в частности, «Немецкая волна», Национальная судебная палата (НСП) Испании приняла решение арестовать и содержать под стражей до судебного разбирательства восьмерых бывших членов каталонской администрации, ранее отстраненных от должности испанским правительством. Эти высшие чиновники, а также некоторые каталонские парламентарии были вызваны в Мадрид — соответственно, в НСП и Верховный суд (ВС) — для дачи показаний. Против них Генеральная прокуратура выдвинула обвинение в незаконном провозглашении 27 октября независимости Каталонии. Подследственным инкриминируются участие в мятеже и другие преступления.
Таким образом, судья Кармен Ламела «удовлетворила требование прокуратуры» об аресте экс-заместителя руководителя администрации Ориэла Жункераса и семерых «советников» (региональных министров), сообщили DW в пресс-службе НСП. Свое требование прокуратура мотивировала опасениями, что эти лица могут скрыться от правосудия или уничтожить вещественные доказательства своей вины. НСП также направит в Бельгию европейский ордер на розыск и арест Карлеса Пучдемона и находящихся с ним каталонских деятелей.
Представитель НСП пояснил также, что исключение сделано лишь для «экс-советника» по делам промышленных предприятий Санти Вила, поскольку накануне провозглашения независимости он добровольно покинул каталонскую администрацию. Вила может остаться на свободе, уплатив залог в 50 тысяч евро, — от следствия он пока не освобождается. До этого Ламела пыталась допросить по очереди всех каталонских деятелей. Они воспользовались положением законодательства, позволяющим не давать показания, отвечали лишь на вопросы своих адвокатов. Беседовал с прокурором и следователем только Санти Вила.
Впрочем, эксперты советуют не ждать развития событий в «мультипликационном темпе». Как сообщило Национальное радио Испании, член ВС Пабло Льярена, который рассматривает дела председателя парламента Каталонии Карме Форкаделл и пяти членов президиума парламента, решил отложить их допрос до 9 ноября. Это решение принято по просьбе адвокатов, которым нужно время для изучения обвинений. За всеми подследственными до этого времени устанавливается, по распоряжению судьи, полицейское наблюдение, чтобы не допустить их побег. Дела шестерых парламентариев в отличие от дел членов бывшей каталонской администрации рассматриваются в Верховном суде, поскольку они, по своему статусу, не могут быть судимы ни в какой другой инстанции.
Прокуратура, как следует из полученной DW копии судебного иска, обвиняет каталонских деятелей в трех тяжких преступлениях. Высшие руководители могут быть привлечены за «мятеж» — «за объявленную независимость части национальной территории испанского государства. Лица, которые не несут ответственности за объявление независимости, но «противодействовали законности, деятельности представителей власти или судебным решениям», попадают под статью о «бунте».
И те, и другие могут также попасть под суд по статье о «нелояльном (нецелевом) использовании государственных фондов». Это касается, к примеру, использования денег из регионального бюджета для проведенного 1 октября незаконного референдума о независимости. По совокупности некоторым подследственным может грозить до 28 лет тюрьмы. «Кто из чиновников и парламентариев пойдет под суд по той или иной конкретной статье, определит следствие», — пояснил DW член мадридской коллегии адвокатов Рауль Антонио Мартинес.
Он же пояснил, что в Евросоюзе с 2002 года существует упрощенная процедура экстрадиции разыскиваемых в судебном порядке граждан. Она построена на взаимном доверии государств ЕС и понимании того, что судебные органы во всех этих странах являются независимыми и объективными. А демократия, которая является первостепенным условием членства страны в ЕС, исключает какую-либо политическую мотивацию юридических процессов, так что «постоянные заявления скрывающихся беглецов о том, что их преследуют лишь за их политические идеи, вряд ли кто-то воспринимает всерьез».
После соответствующего обращения НСП, продолжил юрист, бельгийское правосудие обязано незамедлительно на него отреагировать. На все формальности отводится по закону не более 60 дней, после чего разыскиваемые должны отправиться под конвоем на родину. Дело может осложниться лишь в том случае, если Пучдемон и его соратники скроются в странах, не входящих в ЕС. Тогда их придется разыскивать через Интерпол, и процесс может затянуться на многие месяцы, считает собеседник DW.
Еще недавно Карлес Пучдемон, находясь в Бельгии, выступал с весьма громкими заявлениями и обвинениями в адрес Мадрида. В эфире телеканала TV3 он требовал освободить бывших членов каталонского правительства, которых 2 ноября арестовал Верховный суд Испании, заверял, что считает каталонское правительство легитимным, и призывал «отказаться от насилия».
Еще раньше, напоминает РБК, он называл арест бывших членов правительства Каталонии «покушением на демократию» и восклицал, что такие действия властей Испании являются «ударом по выборам» в каталонский парламент, которые назначены на 21 декабря — эти выборы, уверен Пучдемон, пройдут «в условиях репрессий», что является «неприемлемым в демократической Европе XXI века». «Испанское правительство отказывается от важного и необходимого диалога для решения политических проблем» и вместо этого допускает «насилие со стороны полиции и аресты», — говорил Пучдемон.
Но теперь Карлес Пучдемон резко сменил тактику и заявил, что он не собирается скрываться от европейского ордера на арест и готов подчиниться решению бельгийского правосудия по данному вопросу. Об этом заявил адвокат политика Поль Бекарт.
Эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, будет ли доведен до логического завершения процесс экстрадиции Карлеса Пучдемона. Но, по мнению британского издания The Guardian, «молчание» европейских стран по вопросу Каталонии и игнорирование призывов со стороны бывшего главы Каталонии Карлеса Пучдемона «отреагировать» на ситуацию, свидетельствуют о многом.
Как пишет издание, после того, как Пучдемон покинул Барселону и прибыл в Брюссель, он обратился к журналистам со словами, что он «здесь, в Брюсселе, как в столице Европы, и просит отреагировать» на события в регионе, отклонив предположения о прошении убежища. «Этот неопределенный призыв к действиям был встречен громким молчанием в коридорах Брюсселя и других столицах ЕС. Только бельгийское правительство предложило какой-либо ответ,», — пишет издание, указав в своем заявлении, что «Пучдемон находится в Бельгии ни по приглашению, ни по инициативе правительства Бельгии».
Председатель Европейского совета Дональд Туск выступил с заявлением, где отметил, что «Испания остается единственной стороной для диалога с ЕС». И, как отмечает издание, влияние Брюсселя на проблему сепаратизма в Европе заключается в том, что блок не хотят видеть «клубом крошечных национальных государств».
Осталось только, чтобы тот же подход, и не только на словах, ЕС распространил и на конфликт постсоветского пространства.