Политика, Эхо

Поможет ли Карабаху «патриотическое попрошайничество»?

karabax-poproshaykНУРАНИ

Благотворительность, помощь бедным и неимущим во все века считалась делом возвышенным и благородным. В Великобритании с XIII века существует обычай «королевской милостыни», когда монарх в Великий четверг на Страстной неделе в одном из соборов раздает деньги живущим поблизости пожилым людям.

Сегодня это скорее символический акт, и мешочки с мелочью, полученные из рук королевы, хранят как драгоценную реликвию, но сам факт существования подобного обычая говорит о многом. Но вот попрошайничество при этом сурово порицается и осуждается.

Но вот как быть, если попрошайничество возводится в ранг высшей государственной политики? Между тем именно так поступают по ту сторону линии фронта, пытаясь за счет попрошайничества решить социально-экономические проблемы на оккупированных азербайджанских землях.

Всеармянский благотворительный фонд «Айастан» уже в двадцать пятый раз начинает сбор средств в помощь «арцахским братьям». Телемарафон Всеармянского фонда «Айастан» в этом году состоится 23 ноября. Полученные пожертвования будут направлены на строительство системы орошения в Карабахе и создание возможностей для применения солнечной энергии. Но так как жертвователей набирается немного, в ход пошла предварительная «раскрутка» при помощи хэштегов.

И, конечно же, «засвечивают» здесь известных лиц. Премьер-министр Армении Карен Карапетян 1 ноября посетил офис Всеармянского фонда «Айастан». Как сообщили «Новости Армении» — NEWS.am в пресс-службе правительства, премьер-министр ознакомился с условиями деятельности подразделений фонда «Айастан», а также с осуществляемыми работами. В свою очередь, исполнительный директор фонда Ара Варданян подчеркнул, что за 25 лет реализованы более 50 тысяч программ общей стоимостью в 330 млн. долларов для 500 тысяч бенефициариев в Армении и в Карабахе, а число доноров по всему миру достигает 700000 человек.

Тем не менее, ереванские информагентства старательно цитируют заявления телезвезд, спортсменов и политиков, призывающих раскошелиться. Одним из первых с призывом присоединиться к марафону выступил российский телеведущий, шоумен и юморист Гарик Мартиросян, отправив на короткий номер 8000 сообщение с собственным именем.

«На протяжении 25 лет фонд «Армения» реализовал тысячи программ в РА и «Арцахе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) и на сегодня является одной из самых развитых и надежных организаций. Новые проекты будут реализованы только за счет наших пожертвований», — увещевал Г. Мартиросян в своем призыве.

Теперь его примеру последовали известная армянская тяжелоатлетка, бронзовый призер Олимпийских игр-2012 в Лондоне Рипсиме Хуршудян, а также актриса Луиза Нерсисян. «Вместе сделаем сильнее нашу страну», — призвала Р. Хуршудян.

«Одним своим действием ты можешь сделать нашу страну более благополучной», — заявила Луиза Нерсисян. Известный в Армении певец и актер Мигран Царукян также присоединился к акции. «Мы все мечтаем жить в благоустроенной и надежной стране. Любой маленький вклад делает нас ближе к родине наших мечтаний. Присоединяйся 23 ноября к всеармянскому марафону. Вместе мы понемножку можем все», — отметил М. Царукян в своем призыве.

Правда, при этом эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, удастся ли при помощи «индустриального попрошайничества» пополнить бюджет оккупационного режима. Особенно с учетом того, что теперь у карабахских сепаратистов нет и «спонсоров» уровня Левона Айрапетяна.

Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Такое «патриотическое попрошайничество» для Бако Саакяна и команды — едва ли не единственный доступный способ пополнить бюджет.

В самом деле, в Азербайджане уже не первый год пишут и говорят, что оккупированный Карабах — это внеправовое пространство, куда серьезные бизнесмены просто не пойдут. Во-первых, им потом совсем не с руки разбирательства в судах по азербайджанским искам — а международное право и признанные границы никто не отменял.

Вопли о «самоопределении» и т.д. могут пройти «на ура» на первых митингах под лозунгом «миацума», в телеинтервью или в застольной беседе под тутовку, но вот в европейском или американском суде — уже нет. В Ереване и Ханкенди на эти предупреждения высокомерно не обращали внимания и уверяли, что никаких проблем нет и не будет, надо только немного подождать, вот через неделю проведем бизнес-форум, выставку или какие-нибудь «Дни «Арцаха»», и тогда…

Правда, под аккомпанемент этих разговоров прошло уже четверть века, а денег по-прежнему нет. И не предвидится. Еще несколько лет назад в Карабахе обещали «туристический бум». Но теперь пыла поубавилось.

После истории с Лапшиным желающих ехать на чужие захваченные земли немного. Перманентная угроза новой войны, периодические обещания Еревана «ударить по нефтяным объектам в окрестностях Баку» и заявления Азербайджана, что у нашей страны есть чем ответить на такой удар и «достать» любую цель на территории Армении, не говоря уже об оккупированных азербайджанских землях, росту числа «туристов» как-то не содействуют.

Наконец, для развития туризма нужна инфраструктура, от дорог и водопровода до гостиниц, а значит, нужны инвестиции, то есть опять деньги, которых нет. Теперь вроде бы нацелились на агробизнес, но и тут, предупреждают эксперты, шансов немного. Продукции из внеправового пространства путь на прилавки уважаемых торговых сетей по понятным причинам закрыт. И потом, какой тут агробизнес при существующих темпах миграции и из Армении, и из оккупированного Карабаха?

Но теперь весьма невеселую пищу для размышлений дает ситуация в Каталонии, той самой, где попытка реализации сепаратистского сценария, которая началась и «схлопнулась» за пару недель, ознаменовалась впечатляющим «бегством капитала». Эти цифры уже приводились в прессе, в том числе в нашей газете, но, тем не менее, напомним: бизнес уходил из мятежной провинции со средней скоростью «1 компания за 15 минут».

Свои головные офисы из Каталонии в другие регионы Испании в октябре перенесла 1681 компания, о чем свидетельствуют данные регистрационной палаты Испании. Объяснение простое. Современному бизнесу необходимы, во-первых, политическая стабильность и четкое понимание, кому и какие надо платить налоги, где и какие таможенные пошлины и т.д.

И тем более для экспортных и импортных операций надо иметь четкий и незамутненный собственный правовой статус. Иначе никто из серьезных игроков, уважающих свою деловую репутацию, просто не станет иметь дело с сомнительным партнером. Тем более серьезный иностранный бизнес не пойдет работать во внеправовое пространство. Особенно, если у этого внеправового пространства отсутствуют безусловные «голубые фишки», ради которых бизнесмены могут решиться пойти на риск выше допустимого. Остается только клянчить деньги, апеллируя к патриотическим чувствам соотечественников.

Только вот благотворительность, даже самая щедрая и искренняя, не заменит настоящих инвестиций. Это, напомним, «одноразовая» акция, деньги, полученные таким путем, не «работают», не приносят прибыли, не создают рабочих мест. И не случайно, что, как ошарашенно констатирует ереванский «Спутник», предприниматель из французского Лиона Раффи Крикорян уверен: Армению убивают благотворители.

«Как я работаю в других странах, так и буду работать в Армении, нет никакой разницы. Я помню землетрясение и войну, но это позади, благотворительность — тоже. Именно она убивает нас», — напоминал предприниматель, по мнению которого, благотворительность расслабляет, стимулирует лень.

Что он имел в виду, можно понять из слов другого армянского бизнесмена из диаспоры, который был просто ошарашен количеством попрошаек на улицах Еревана. «Богатые армяне Ливана, занимающие высокие посты в этой стране и пользующиеся уважением в обществе, испытывают в Армении шок. Ливанский бизнесмен армянского происхождения Раффи Семерджян рассказал Sputnik Армения, в чем причина такой реакции», — рассказывало агентство еще в середине октября.

«Ливанские армяне просто в шоке от вида нищих на улицах. Наши деды, которые бежали в Ливан, никогда не видели такого и не жили так, хотя дошли до этой страны, не имея ничего», — уверял Семерджян.

Насчет дедов Семерджян, уверены многие, слегка погорячился. В двадцатые годы попрошайничество в армянской среде было поставлено прямо-таки на индустриальную основу. Разного рода «комитеты помощи армянским беженцам» плодились, как грибы после дождя, «благотворительные вечера» проходили с завидной регулярностью и т.д. и т.п.

Другое дело, что сегодня об этом вспоминать как-то неудобно. Но вот в том, что постоянные паленые к «многострадальности» вкупе с благотворительностью уже сформировали по ту сторону линии фронта «менталитет попрошаек», сомнений нет. Словом, совет «Если хочешь сделать человека несчастным — дай ему денег просто так» появился в современном мире явно не зря.