За рубежом, Эхо

В Армении обеспокоены бегством капитала

dollar-investmentНУРАНИ

Дипломатическая активность, в том числе и на высоком уровне, вокруг Армении сегодня не то чтобы зашкаливает. Международная политика, как известно, идет вслед за экономикой, а экономический интерес к маленькой и зажатой Армении не то чтобы зашкаливает.

Поэтому можно понять, какое внимание местной общестенннсти привлекло сообщение газеты «Айкакан жаманак» со ссылкой на свои источники: по ее сведениям, президент Армении Серж Саргсян 2-4 ноября отбудет с официальным визитом в Индию. Как передают источники издания, его в частности будет сопровождать министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян.

«Следует предположить, что основная цель визита — поиск инвестиций для экономики», — пишет издание.

Излишне напоминать: экономика Армении уже давно испытывает нешуточный «инвестиционный голод». Суммы инвестиций в ее экономику за год не дотягивают и до миллиарда долларов. И, конечно, привлечение инвестиций рассматривается как первоочередная задача.

Напомним: едва заняв пост премьер-министра Армении, Карен Карапетян обещал «открыть инвестиционное поле», облегчить условия работы бизнесменам и т.д. Звучали и обещания создать для Армении «инвестиционный фонд» и, главное, найти тех, кто туда вложит деньги. Но… «воз и ныне там».

Правда, президент Армении Серж Саргсян в своем интервью РИА «Новости» обещает, что деньги скоро будут. Клуб инвесторов Армении 13 ноября сделает большую презентацию в Ереване, заявил президент Армении.

«Презентация будет о начале инвестиционной программы (чуть больше миллиарда долларов). Это инвестиции в основном в энергетическую сферу Армении, что включает в себя модернизацию электрических сетей Армении, строительство новой гидроэлектростанции и предприятий по производству продукции для энергетиков с известной фирмой Schneider Electric. И я думаю, что эта продукция найдет своего потребителя и на российском рынке», — клятвенно заверял Сержик Саргсян.

Заодно пытался «расколоть на бабки» Россию. Ну, в самом деле, должен же кремль помочь своему «фопросту»! Тем более что еще в конце января 2017 года был представлен проект создания армяно-российского инвестиционного фонда. Его деятельность будет направлена на финансирование отраслей, способных обеспечить рост товарооборота между странами, импортозамещение, развитие промышленной кооперации, напоминает РИА «Новости».

Фонда, правда, пока нет, денег тоже, но…Серж Азатович преисполнен оптимизма. По его словам, Москва и Ереван разрабатывают дорожную карту реализации проектов в рамках совместного инвестфонда, средства могут пойти в том числе на финансирование проектов в сфере IT и энергетики.

«Что касается российско-армянского фонда, то мы продолжаем работу. Недавно его представители были в Армении. Если говорить об областях для инвестиций, то это IT технологии, энергетика, высокотехнологичная продукция… Сейчас стороны работают над формированием дорожной карты», — цитирует его РИА «Новости».

В переводе: движение есть, но деньги будут очень нескоро. А скептики добавляют: если вообще будут. «Инвестиционных программ», обещаний, деклараций о намерениях и т.д. здесь уже наслушались, но денег нет. Шансы Сержа Азатовича привести на армянский рынок российских инвесторов не то чтобы очень: с деньгами и в самой России туго. Но самое главное и самое неприятное, никуда не исчезло главное препятствие для инвестиций — реалии самой Армении.

Нет, ей, конечно, «рисуют» красивые рейтинги бизнес-привлекательности, но эта, пардон, «морковка» на реальных бизнесменов не производит особого впечатления. Особенно после знакомства с местными реалиями уже не на бумаге, а «вживую». А это и криминальный произвол, и коррупция, и всевластие олигархов, и даже такие банальные проблемы, как отсутствие современной инфраструктуры.

Во всяком случае, министр финансов Армении Вардан Арамян в интервью «Голосу Армении» вынужден был признать: «Если мы желаем иметь экономический рост в размере 5% и выше, нужно предпринять определенные действия. Одним из важнейших таких предусловий являются капитальные вложения в инфраструктуры. Ведь именно хорошие инфраструктуры привлекают предпринимателей для осуществления инвестиций. Если бизнесмен решит построить гостиницу, он не будет делать это в местах, где нет коммуникаций. Но зато он построит туристический объект там, где есть хорошие дороги и большой поток людей. Отсюда и логика: государство должно развивать инфраструктуры, чтобы частный бизнес осуществлял инвестиции».

Добавим от себя: есть пример Азербайджана, где с самого начала «вкладывались» в инфраструктуру, а теперь успехи демонстрирует уже ненефтяной сектор. В результате в Армении заложили в бюджет 2018 года увеличение расходов на инфраструктурное строительство. Правда, сделали это за счет сокращения расходов социальных. Других статей, которыми можно «маневрировать», в построенном по принципу «тришкина кафтана» не нашлось. Пока эти «инфраструктурные программы» будут выполнены, и еще вопрос, на каком, пардон, уровне это будет сделано, пока они начнут приносить плоды — все это требует времени.

А пока ереванская «Лрагир» с ужасом констатирует: из Армении продолжается «бегство капитала». «За 8 месяцев этого года из Армении было вывезено 600 млн. долларов. Такими темпами до конца года этот показатель может достичь 1 млрд. долларов» — отмечает газета.

Во властных структурах тревогу не бьют — по крайней мере, гласно «Глава Комитета госдоходов утверждает, что рынок Армении слишком мал. «Ничего дурного в том нет, наоборот, когда армянские компании инвестируют в экономики других государств, а прибыль формируется в Армении, это нормально», сказал он» — напоминает газета. Только вот эти объяснения успокаивают не всех.

«Капитал из Армении вывозят не только армянские компании, в основном крупные, но и иностранные, в основном, российские. Причины и мотивы вывоза различные: в СМИ периодически появляются сведения о том, что «разжалованные» армянские «крупняки» переводят свой капитал и сами готовятся уехать. А иностранные организации вывозят доходы, чтобы не инвестировать в Армению, как это делают российские компании, — напоминает газета. -То есть, рынок Армении не только ограничен, но и страдает от проблем, связанных с экономической структурой, отношениями, сращением власти и бизнеса. Рынок в Армении не подчиняется законам рынка и экономической логике, он регулируется внутренними сговорами. И все это выталкивает капитал из Армении».

В то же время «Лрагир» уверена: «Но цифры эти свидетельствуют о том, что деньги в Армении есть, и немалые. Если учесть, что за последние 10-15 лет из Армении было вывезено около 12 млрд. долларов, то картина станет более полной. Причем деньги эти создаются в Армении».

Из чего делаются уже внутриполитические выводы: «Власти, как правило, сетуют на нехватку денег, говоря о социальной защите — нет денег на повышение зарплат и пенсий, на культуру, развитие образования и науки. Но деньги, оказывается, есть, да столько, что они вывозятся примерно в равном трети бюджета объеме. Причем деньги эти в руках власти и российских госкорпораций. Власти не создают условий для того, чтобы эти деньги вкладывались в Армению. Вернее, такая задача не ставится. Армянский рынок, конечно, ограничен, но когда на таком рынке возникают подобные суммы, становится понятно, что это только одна сторона монеты, которая только оправдывает проводимую политику. По сути, антигосударственную-колониальную политику».

Только вот при этом и правительственные, и оппозиционные эксперты забывают об одном обстоятельстве. В Армении с ее зажатым положением просто нет достаточного количества привлекательных для бизнеса сфер. И это тоже заставляет предпринимателей в лучшем случае вывозить капитал, в худшем — вообще обходить Армению стороной. Точно так же, как ее обходят железные дороги и трубопроводы.