НУРАНИ
Пожалуй, трудно представить себе более несхожие между собой страны, чем Испания и Ирак. Благополучная сытая Европа и нестабильный Ближний Восток, католики и мусульмане, десятилетия мира и благополучия и перманентная «война всех против всех»…
Но так уж случилось: практически синхронно в испанской Каталонии и иракском Курдистане организовали «референдумы» о независимости. Центральные власти их не признали. Столицы настаивали на своем, сепаратисты — на своем. И опять красноречивое совпадение: практически синхронно и лидер сепаратистов Каталонии Пучдемон, и его иракский коллега Масуд Барзани покидают политическую авансцену.
Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани объявил о скором уходе со своего поста, сообщает, в частности, «Немецкая волна». В обращении к парламенту автономии 71-летний политик сообщил, что с 1 ноября прекратит исполнять свои обязанности. Эту информацию уже подтвердил представитель местных властей.
Это, строго говоря, не «политический переворот». Президентские и парламентские выборы в автономии изначально были запланированы на 1 ноября, однако по итогам договоренностей трех курдских партий их было решено перенести на восемь месяцев.
В течение этого срока обязанности Барзани разделят между собой региональное правительство, парламент и высшие судебные инстанции этого государственного образования в составе Ирака. Депутаты подготовят соответствующий законопроект уже 29 октября.
Это его решение весьма позитивно оценил Вашингтон. Как передает портал «Курдистан.ру», где испытывают понятный интерес к теме, в заявлении, опубликованном Государственным департаментом США, указывается: «Соединенные Штаты одобряют решение Масуда Барзани не претендовать на дополнительный срок в качестве президента региона Иракский Курдистан и голосование парламента Иракского Курдистана по распространению полномочий президента на другие учреждения Регионального правительства Курдистана».
По мнению США, «это решение представляет собой акт государственного управления в трудный период». Правда, Вашингтон постарался «подсластить пилюлю». США высоко оценили эффективную роль президента Барзани в течение последних нескольких в борьбе против «Исламского государства» (ИГ). «Президент Барзани — историческая фигура и мужественный лидер своего народа, — сказано в заявлении. — Сильное курдское региональное правительство в рамках единого и федерального Ирака имеет важное значение для его долгосрочной стабильности и неизбежного поражения ИГИЛ». Также Вашингтон призвал все курдские партии поддержать региональные власти в решении оставшихся вопросов в течение оставшейся части срока и подготовиться к выборам в 2018 году.
Куда важнее другой пункт этого документа: «Мы призываем правительство Ирака и курдское региональное правительство под его новым руководством срочно работать над решением нерешенных вопросов в соответствии с конституцией Ирака. Мы были воодушевлены диалогом в области безопасности, который произошел в последние дни, и призываем положить конец всем конфронтациям и столкновениям, — говорится в заявлении. — Мы приветствуем недавнее решение премьер-министра Абади начать новый диалог с курдским региональным правительством в соответствии с конституцией Ирака и во избежание дальнейших конфронтаций».
В самом деле, как напоминает, в частности, ТАСС, премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади, командующий Вооруженными силами страны, отдал приказ прекратить на сутки продвижение сил на севере, чтобы дать возможность совместному техническому комитету провести работы для размещения федеральных сил во всех спорных районах, в том числе на границе с Сирией и Турцией и предотвратить столкновения. Позднее стороны приняли решение продлить режим перемирия пока не будет решен вопрос о передаче пограграничных терминалов.
Теперь же «проблему решают при помощи диалога»: федеральное правительство Ирака и власти курдской автономии частично согласовали совместное управления пограничными пунктами и спорными районами страны, сообщил новостной портал Shafaq news. По его информации, договоренность по ряду пунктов была достигнута в ходе совещания представителей командования ВС Ирака и курдских военизированных формирований «пешмерга», выполняющих функции регулярной армии Иракского Курдистана, в Мосуле.
Как утверждает источник портала, Багдад и Эрбиль урегулировали вопрос с передачей стратегического погранпункта «Фиш-Хабур» на стыке границ Ирака, Турции и Сирии. В этом районе соединяются два трубопровода, по которым иракская нефть с северных месторождений поступает в турецкий терминал Джейхан на Средиземном море. Отныне на КПП будут размещены иракские пограничники, бойцы «пешмерга», а также военнослужащие США.
Кроме того, центральные власти и курдский регион договорились о совместном с Багдадом размещении сил в ряде районов, на которые претендуют курды, но не входят в состав автономии. Вопрос об управлении другими погранпунктами и аэропортами в Эрбиле и Сулеймании рассмотрят уже главы МВД и минфина в соответствии с конституцией страны, заявил источник.
Но это внешняя сторона вопроса, вернее, верхушка айсберга. Как отмечает та же «Немецкая волна», крупнейшая оппозиционная партия Иракского Курдистана потребовала отставки президента Барзани после потери курдами ряда контролировавшихся ими регионов. Многие курды считают политика виновным в утрате контроля над нефтеносными районами в провинции Киркук — одной из самых богатых этим сырьем областей Ирака.
Напомним: после того, как вопрекки призывам и предостережениям официального Багдада в КРАИ провели свой провокационный «референдум», «прихватив» заодно и провинцию Киркук с ее нефтяными полями, которая в границы курдской автономии Ира не входила, Багдад после паузы двинул на север войска. Иракской армии не без потерь удалось занять провинцию Киркук и регион вокруг Мосула, вытеснив оттуда курдские формирования.Но самое главное, части «пешмерга» не показали ожидаемой боеспособности.
Российские «Вести недели» с сожалением констатируют: «…Багдад в защиту своей территориальной целостности Ирака действует жестко. А курдское сопротивление, если и остается, то не скоординировано и даже хаотично». К явному разочарованию Москвы, «курды с трудом восстанавливаются после первого поражения. Потеряна провинция с основными нефтеносными районами. Пешмерга выходят из Шингала и отдает его под контроль Багдада. Иракская армия, захватив Киркук, вошла на территорию Курдистана. Но, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением курдов, остановилась в 30 километрах от столицы автономии Эрбиля. Багдад бросил на курдов всю мощь, окрепшей в войне с ИГИЛ армии, обученной и оснащенной американцами».
А в том, что у России были серьезные «виды» на Эрбиль, сомнений нет. Достаточно вспомнить, что, по информации того же портала «Курдистан.ру» со ссылкой на РИА «Новости» и представителя министерства нефти Ирака Асема Джихада, министерство нефти Ирака потребовало от «Роснефти» разъяснения ситуации с контрактами, которые были заключены с иракскими курдами.
«Мы потребовали от компании разъяснения по данному контракту. Во время нашего визита в Москву министр энергетики РФ подчеркнул, что все контракты, которые заключают российские компании, проходят через федеральное правительство и Миннефти. Роснефть пока не предоставила каких-либо объяснений», — заявил Джихад. По его словам, контракты, заключенные без согласия правительства Ирака, считаются незаконными.
А о том, что «Роснефть» — это важный политический интрумент Москвы, западные СМИ пишут уже открыто. «Россия все больше орудует нефтью как геополитическим инструментом, распространяя свое влияние в мире и бросая вызов интересам США», — пишет корреспондент американской газеты The New York Times Клиффорд Краусс. Однако Москва рискует нарваться на неприятности, ссужая деньги и заключая сделки в нестабильных экономиках и шаткой политической обстановке, отмечает автор.
«Компания, на которую Россия длительное время рассчитывала в плане финансирования своих правительственных и социальных программ, глубоко продвигается в неоднозначных с политической точки зрения странах, как Куба, Китай, Египет и Вьетнам, а также в нестабильных местах, где стоят на кону интересы США, — передает автор. — «Роснефть» ищет сделки в восточной части Средиземноморья и в Африке, районах важных не только в смысле ситуации с энергоносителями, но и с тактической точки зрения».
Как рассказывает автор, российская компания имеет экономическое и политическое влияние на севере Ирака, заключив крупные нефтяные и газовые сделки на курдской территории. И она нацеливается на борьбу за контроль над иранскими нефтяными месторождениями, в то время как происходит эскалация напряженности между Тегераном и Вашингтоном.
«Роснефть» «пытается создать возможности, которые могут быть чрезвычайно важными в геополитическом плане», заявила изданию Эми Мейрес Яффе, эксперт по энергетической безопасности в Совете по международным отношениям. «Они действительно дают российскому правительству невероятный рычаг влияния по важным для США вопросам», — добавила эксперт.
Но теперь, убедившись, что идея независимости курдов терпит крах, Барзани уходит с поста президента. А здесь необходимо пояснение. Несмотря на все разговоры о «крупнейшем народе на Земле, лишенном своего государства», и т.д., курды далеко не едины между собой. Они различаются по диалектам, здесь чрезвычайно сильны «клановые» настроения, которые сегодня оформляются в политические структуры. И если в отставку уходит Барзани, это вполне может означать и потерю власти всем его кланом, весьма близким к Москве. Россию такой вариант развития событий не устраивает, но вот повлиять на ситуацию она может вряд ли.