За рубежом

Каталонские сепаратисты отступают

НУРАНИ

Первой жертвой на войне становится правда — это выражение от частого употребления не потеряло своей справедливости.

Но не менее справедливо и другое: любой конфликт, даже бескровный, означает прежде всего крах множества политических «конструкций», доселе казавшихся незыблемыми и надежными. В полной мере это касается Каталонии.

Еще несколько недель назад политологи и эксперты с пеной у рта доказывали: лучшее средство от проблем по линии «центр — регионы» — это права человека, демократия и экономическое развитие. В демократических странах не бывает подобных проблем, а если к тому же местные граждане имеют возможность учиться на родном языке, обладают широким самоуправлением и т.д., так никаких вопросов не может возникать в принципе.

Но теперь Каталония опрокидывает эти истины, которые так любили изрекать европейские эмиссары высокомерно-назидательным тоном. Как оказалось, ни демократия, ни права человека, ни широкое местное самоуправление — еще не панацея. А вот жесткие меры центрального правительства вполне могут «отрезвить» и заставить сдать назад. А затем еще, еще и еще раз — до полной нормализации. А вот платить за эти выкрутасы придется уже другим -тем, кто сначала танцует на улицах, поздравляя друг друга с «провозглашением независимости», а затем хватается за голову: как теперь жить?

Ситуация в Каталонии держала аудиторию в напряжении в течение всех минувших выходных.

Парламент Каталонии все же проголосовал за независимость от Испании. Резолюция принята большинством голосов, заявила председатель собрания Карме Форкадель. Голосование проходило тайно, а парламентарии, представлявшие сторонников единой Испании, покинули зал до начала голосования, которое не без оснований сочли незаконным. «Оппозиция не будет участвовать в этом голосовании, считая его нелегитимным», — заявил председатель фракции правящей в Испании Народной партии Хавьер Гарсия Албиол.

Но сепаратистов это не остановило. Текст декларации о независимости, который подписали депутаты и глава женералитета Карлес Пучдемон, зачитала спикер парламента Карме Форкадель. «Мы — демократически избранные представители народа Каталонии, в соответствии с правом на самоопределение и мандатом, предоставленным нам каталонскими гражданами, провозглашаем Каталонскую республику как независимое, суверенное, демократическое и социальное государство». Среди 17 пунктов принятого документа — «содействие получению двойного гражданства с Испанией», «продвижение перед другими странами признания Каталонской Республики», «подготовка предложений о распределении активов и обязательств между Каталонией и Испанией».

Как уточняло издание El Pais, на которое ссылались «Ведомости», в тексте также содержится призыв начать «переходный период». Последний пункт резолюции призывает городские советы «содействовать проведению конституционных дебатов на местном уровне», привлекая к этому процессу местных жителей и используя для этого необходимые ресурсы.

Депутат парламента Каталонии от партии «Кандидатура народного единства» Карлес Риера перед голосованием заявил, что «сегодня счастливый день». «Нам нужна республика… Мы поднимаемся, держа высоко головы… Visca la terra!» — сказал он.

Российские «Вести» радостно сообщали: на улицах Барселоны ликование, люди поздравляют друг друга с провозглашением независимости. С многих правительственных зданий начали исчезать Испанские государственные флаги.

Но ликование продлилось недолго. Уже менее чем через час Сенат Испании одобрил меры правительства, позволяющие ограничить самоуправление автономии. «За» голосовали 214 сенаторов, 47 — «против», один воздержался.

Строго говоря, правительство страны еще 21 октября решило применить в отношении Каталонии статью 155 Конституции страны, на основе которой автономия Каталонии может быть урезана, а местное руководство — отстранено от власти. Управление регионом в таком случае переходит к новому руководству, назначенному Мадридом. В течение полугода испанские власти могут объявить о досрочных выборах в региональный парламент. Премьер-министр Испании Мариано Рахой написал в Twitter: «Я призываю испанцев хранить спокойствие. Совет министров Испании проведет экстренное заседание».

Уже очень скоро стало понятно: в Мадриде настроены серьезно. На следующий день правительство Каталонии было лишено полномочий, а каталонский парламент распущен. Лишение полномочий должно предотвратить в Каталонии дальнейшую «эскалацию неподчинения», заявил премьер-министр Испании Мариано Рахой. Исполнение обязанностей главы Каталонии возложены на заместителя Рахоя — Сорайю Саэнс де Сантамарию. Обязанности региональных министров будут исполнять главы соответствующих министерств Испании. Назначены и новые парламентские выборы в Каталонии — они пройдут 21 декабря.

Возможно, правы те, кто считает, что кризис в Каталонии прошел кульминацию именно в минувшие выходные. На улицах Барселоны митинговали и сторонники независимости, и приверженцы идеи единой Испании. Вначале сторонники Пучдемона скандировали «Мы не отступим!»

Но на следующее утро на улицы вышли уже сторонники единой Испании. Перед властями Каталонии это ставило непростую задачу. Разрешить митинг означало признать, что за отделение от Испании выступают как минимум не все. Воспрепятствовать — в таком случае Пучдемон и его сторонники теряли ореол поборников демократии. «Абсолютно нормально, что противники независимости выходят на манифестацию. Это хорошие люди, наши друзья, коллеги и родственники. Если вы увидите агрессивную группу, отойдите в сторону и позвоните в полицию», — обратилась к своим сторонникам «Каталонская национальная ассамблея», выступающая за отделение Каталонии от Испании.

Марш, по разным оценкам, собрал не меньше полумиллиона участников. «Я каталонка и прожила здесь всю жизнь, — горячо доказывала корреспондентам Би-би-си одна из митингующих. — Но отделение станет катастрофой для Каталонии, мы выпадем из общего европейского пространства, у молодежи будет меньше возможности сделать карьеру».

Другая женщина убеждала: «Вы должны в России рассказать правду! Нельзя, чтобы СМИ искажали ее за деньги. Мы видим, что корреспонденты иногда не могут говорить правду, потому что они все куплены за деньги сторонниками независимости». Увидев камеру, люди старались попасть в кадр, помахать флагом и обязательно выкрикнуть: «Viva Espana, viva Cataluna!», отмечают корреспонденты Би-Би-Си, указывая, однако, что самой популярной речевкой на проспекте в этот день было: «Puigdemont a prision» — идея отправить в тюрьму нынешнего главу правительства Каталонии Карлеса Пучдемона объединяла, кажется, всех, кто вышел в воскресенье на Пасео-де-Грасиа.

Ордера на арест Пучдемона на момент подготовки этой статьи еще не было. Более того, власти Испании давали понять, что они не против участия лидера сепаратистов в досрочных выборах. А сам он, по сообщению Би-Би-Си, призывал сторонников к «гражданскому неповиновению». «Очевидно, лучшая форма защитить то, чего мы уже достигли, — это демократическая оппозиция статье 155», — заявил Пучдемон, добавив, что продолжит «строить свободную страну». Затем Пучдемон обвинил центральные власти в попрании волеизъявления жаждущих независимости каталонцев, сказав, что введение прямого правления из Мадрида можно расценивать как «агрессию».

Но потом ситуация резко изменилась. Планировавшееся на сегодня заседание президиума парламента Каталонии отменено. В пресс-службе законодательного органа пояснили: парламент распущен. Таким образом местные законодатели признали соответствующее решение властей Испании, анонсировавших проведение досрочных выборов в Каталонии 21 декабря. Две главные партии Каталонии, выступающие за независимость автономии — Европейская демократическая партия (PDeCAT) и Левая республиканская партия (ERC) -объявили, что примут участие в объявленных Мадридом досрочных выборах, сообщила «Европейская правда» со ссылкой на испанское издание El Pais.

Возможно, конечно, что сепаратисты пытаются повторить свой прошлый успех, но социологи предупреждают: сделать это будет непросто. Независимость Каталонии от Испании поддерживают только 29% респондентов, тогда как 46% каталонцев выступают за расширение полномочий автономии в составе Испании, говорится в результатах опроса Metroscopia для El Pais. Это — симпатии и антипатии до голосования в парламенте Каталонии о независимости и активации 155 статьи Конституции Испании. Теперь сторонников сецессии поубавится: улицы Барселоны «заглянули в неопределенность и хаос».

Свои головные офисы из Каталонии в другие регионы Испании в октябре перенесла 1681 компания. Об этом свидетельствуют данные регистрационной палаты Испании, сообщает La Vanguardia. Вряд ли стоит рассчитывать и на приток туристов. И даже в эфире «Вестей недели»

Хорхе Асебаль Себальос, коммерческий директор компании TAB Spain, которая тоже перебирается в Мадрид, предупреждает: «Сейчас речь идет о незащищенности, неуверенности в том, как именно последние события могут на нас повлиять. Наша фирма выступает на мировом уровне, и мы не можем себе позволить юридическую или налоговую неопределенность. Кто знает, что произойдет в течение ближайших недель?»

На этом фоне отправленный в отставку президент Каталонии Карлес Пучдемон находится в Брюсселе — в сопровождении других представителей правительства региона.

В столицу единой Европы Пучдемон отправился на фоне заявлений генпрокурора Испании, что власти подают иски против самого Пучдемона, представителей правительства Каталонии и депутатов парламента. Два иска Генпрокуратура подала в Национальный и Верховные суды Испании по обвинению в бунте, мятеже и растрате госсредств. По данным El Periodico, поездку Пучдемона организовал делегат женералитата Каталонии в Евросоюзе Амадео Альтафаж, несмотря на то что он был отправлен в отставку испанскими властями.

Правда, получит ли он убежище, ясности нет. Госсекретарь Бельгии по миграционной политике и вопросам предоставления убежища Тео Франкен в своем Twitter написал, что президент Каталонии может рассчитывать на политическое убежище в стране, как и любой гражданин региона. А вот премьер-министр Бельгии Шарль Мишель заявил, что предоставление убежища Пучдемону «абсолютно не входит в повестку дня» и посоветовал Франкену «не подливать масла в огонь».

Опасения Шарля Мишеля можно понять. Бельгия проходит свою «проверку на прочность» — здесь о стремлении к независимости заявляет более богатая и промышленно развитая Фландрия. И в такой ситуации вопрос о его экстрадиции может оказаться серьезным фактором раскола уже для Бельгии. И весьма красноречивым доказательством, что игры с сепаратизмом — это всегда игры с огнем.