Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
События, которые происходят в странах Европы, в определенном смысле слова можно назвать проявлением эффекта «геополитического бумеранга».
Назовем всего лишь некоторые процессы и знаковые явления: раскол целостности Испании (объявление парламентом Каталонии независимости региона); попытки отделения от Италии таких ее регионов как Ломбардия и Венето; непредсказуемые теракты; раскол политической элиты ведущих стран Европы; Великобритания с ее агрессивной позицией по отношению к будущему единой еврозоны; практически единая европейская позиция выжимания Турции в качестве ведущего политико-экономического игрока данного геополитического ареала, различные проявления расовой нетерпимости и прочие явления стали социально-политической обыденностью когда-то единой, толерантной и «эталонной» Европы.
Теперь, на фоне вышеотмеченного, на минуточку обратимся к международным организациям, а именно: к состоянию их политического статуса и легитимности принимаемых ими решений. Многие из них практически потеряли свою политическую значимость.
Если в прошлом эти организации хоть как-то пытались завуалировать свои истинные намерения, а решения носили обязательный характер, то сегодня политика двойных стандартов перевернула наизнанку реальные намерения и заказной характер работы этих организаций.
Уже сегодня мы можем констатировать факт того, что международные организации не в состоянии выступать в качестве гаранта верховенства международного права. В результате этих своих действий (или, наоборот, бездействия) международные организации переживают кризис общественного доверия.
Их существование постепенно теряет хоть какую-то значимость. Разве что в качестве инструмента давления и манипуляций, при этом инструмент, который находится в руках конкретного государства, т.е. Штатов. Европейский флирт со Штатами также уже не приносит им тех дивидендов, которые когда-то и весьма продолжительно имели место. Видимо Европе несколько надоело быть американским форпостом.
А страны Восточной Европы пока еще не в состоянии создавать политическую погоду, они заняты решением своих экономических проблем. Собственно, благодаря им эти организации пока еще и сохраняют за собой хоть и сомнительный, но все же международный статус.
Эти организации в своей основе в спекулятивной форме ищут страны, за чей счет они могут проводить свои мероприятия, чтобы хоть как-то поддерживать легитимность и международный статус. Но мероприятия без решений и обязательств — это всего лишь политический фестиваль. Декларативный и популистский характер заявлений не имеют смысла, а тем более, политической силы.
Если мы вспомним количество резолюций в поддержку нашей позиции в конфликте с официальным Ереваном, которые впоследствии так и остались на глянцевых страничках протоколов международных организаций, то сразу станет очевидным бессмысленное содержание подобных организаций.
Если они не являются гарантом международного права, если они не обеспечивают действенность соблюдения норм международного права, а экономические рычаги, которыми обладают, используются исключительно только для того, чтобы расширять геополитическую сферу влияния Штатов, в совокупности с их статусом свадебного генерала, то, наверное, как минимум необходимо перестать надеяться на их объективную позицию.
Имитация посреднической деятельности Минской группы ОБСЕ является наглядным тому доказательством. Подобная ситуация не могла продолжаться до бесконечности, отчасти поэтому политика двойных стандартов бумерангом отразилась на статусе и имидже самих международных организаций.
Ждать от этих организаций помощи, которые сами в этом сегодня нуждаются, чьи решения не имеют своего обязательного выхода, весьма наивное занятие. Буквально нельзя забывать об их спекулятивном характере существования. Достаточно вспомнить, с какой целью и после чего они были созданы.
Как они могут быть индикатором состояния толерантности и демократии, если сами стали очагом нетерпимости и применения силовых методов в разрешении внутриполитических вопросов? Как можно им доверять, если именно они являются «идеологическими» спонсорами оппозиции во многих странах мира? Это делается всего лишь для того, чтобы иметь альтернативный механизм давления и манипуляций. Какое моральное право они имеют на статус международного судьи, если не могут решить даже свои внутриполитические и экономические проблемы? Согласитесь, вопросы заставляют, как минимум призадуматься над данной проблематикой. На сегодняшний день их четким преимуществом являются всего лишь годами сформированные традиции гражданского общества. Но и они уже подмываются под натиском экономических проблем и культуры мигрантов. Можете спросить: так в чем же проявляется эффект «геополитического бумеранга»?
Долгие годы эти страны, претендующие на статус ведущих игроков геополитических игр, великолепно пользовались старым политическим методом «разделяй и властвуй». Классический метод поддерживания социально-экономического хаоса и распространения духа недоверия по отношению к своей власти, благодаря чему создавались благоприятные условия для вмешательства во внутриполитические дела конкретных стран, бумерангом отразились на своих «прародителях».
Поддерживание сепаратистских сил, что под лозунгами «демократизации политических отношений» осуществлялось только для того, чтобы иметь альтернативные механизмы оказания давления на легальную власть, также бумерангом отразилось на статусе международного имиджа как конкретных стран, так и международных организаций.
Открытое, либо пассивное поддерживание политики закрытых границ, в совокупности с содействием распространению кризиса идеи мультикультурализма, тоже являются свидетельством как минимум неискренности демократических лозунгов международных организаций.
Здесь к месту будет вспомнить старую пословицу: «что посеешь, то и пожнешь». Европа переживает последствия или издержки своей же политики. А нам остается всего лишь «выжить», сохранить свой полноценный суверенитет и дождаться того, чем вся эта «заваруха» закончится.
Главное не стать инструментом реализации чьих-то геополитических целей, а если все же этого не избежать, то попытаться выудить максимальную выгоду от своего участия в чужой то игре.