Дж.АЛЕКПЕРОВА
Интервью Echo.az с исследователем по международному управлению Ахмедом Алили
— Достаточно часто мы слышим различные заявления от высокопоставленных чиновников разных стран о том, что они поддерживают территориальную целостность Азербайджана. Сколько стран сегодня поддерживают территориальную целостность Азербайджана?
— Вопрос о том, кто поддерживает территориальную целостность Азербайджанской Республики, а кто нет, нигде не стоит. Единственная страна, которую этот вопрос волнует — это Армения. По всем международным документам Нагорный Карабах находится внутри границ Азербайджана. Соответственно, все страны-члены ООН де-факто это признают. То есть страны-члены ООН признают территориальную целостность Азербайджанской Республики.
Однако основная суть проблемы состоит в том, что одна из стран-членов ООН — Армения ввела свои вооруженные войска на территорию другого страны-члена ООН, то есть Азербайджана. По уставу ООН, Армения должна быть наказана всеми остальными членами ООН из-за развертывания военной интервенции. Без резолюции Совета безопасности ООН, ни один член этой организации не может ввести свои войска на территории другого члена.
Претензии Азербайджана ко всему мировому сообществу состоят именно в этом пункте. Но, увы, никто не принимает активных мер против нарушения одного из основный прав международного акта: территориальной целостности страны. Для постсоветского пространства подобные проблемы актуальны. Это в основном всем хорошо известные украинский и грузинский конфликты. Речь идет о конфликте между Россией и Украиной, а также между Россией и Грузией, речь о событиях 2008 года в Южной Осетии и Абхазии. После того, как произошли эти конфликты, сразу последовала резкая критика в отношении России со стороны всех основных стран-членов ООН.
Россия оказалась фактически под огромным количеством санкций. РФ хоть и не принимает это, но санкции экономически ухудшили состояние страны, и Россия очень рада бы от них избавиться, но без ущерба своей репутации. Однако, в противовес этому, в отношении Армении не были приняты соответствующие шаги, что по сей день и является основанием для Азербайджана обвинять западные страны и Россию в двойных стандартах. Но это еще не означает, что эти страны не поддерживают или тем более не признают территориальную целостность Азербайджанской Республики.
К сожалению, когда возник нагорно- карабахский конфликт, Азербайджан был лишен любых информационных каналов, по которым можно было бы донести свою версию происходящих событий международным «игрокам». Таким образом, возникла та ситуация, которую мы имеем сегодня. «907-я поправка» — отличный пример того, как действия Азербайджана были неправильно восприняты и донесены до США.
Как результат, появилось устоявшееся дипломатическое восприятие нагорно- карабахского конфликта мировыми и региональными игроками, которое существует и по сей день для поддержания баланса в регионе. А в наши дни что-либо изменить крайне сложно, поскольку все страны имеют свои интересы. Возник бы этот конфликт сегодня, все разрешилось бы совсем иначе.
Еще раз отмечу, что нет стран, не поддерживающих территориальную целостность, особенно это касается государств Европейского союза и США. Однако определенно есть страны, которые симпатизируют Азербайджану больше, нежели другие. Это, прежде всего, Турция. На второе место, по своей активности и возможности, можно поставить Казахстан и Беларусь. И, конечно же, моральную поддержку из таких стран, как Пакистан, тоже исключать нельзя. У России и Ирана очень двоякое и прагматичное отношение к нагорно-карабахскому конфликту. Они хотят разрешение конфликта, но не во вред своим интересам, или даже возможность получить от этого процесса определенные дивиденды.
— Какие из этих стран могут оказать Азербайджану реальную практическую помощь, в том числе и в случае начала войны?
— Азербайджану не следует ожидать помощи ни от кого из них. Ресурсов Азербайджана хватит, чтобы решить эту проблему один на один с Арменией. Азербайджан категорически должен быть против вмешательства других стран в активную фазу военных действий по решению конфликта. Как мы видим на примере Ближнего Востока, когда мировые и региональные силы вовлекаются в конфликт на определенном этапе — они разрушают все. Ничего вокруг не остается. Во время «Четырехдневной войны» в апреле 2016 года Азербайджан правильно сделал, что отказался от посторонней помощи. Но эти четыре дня и показали, кто готов был оказать стране реальную поддержку.
Не стоит забывать, что у Азербайджана есть мощная социальная сила из симпатизирующих стране людей в Турции, и, конечно же, многочисленные азербайджанцы, которые проживают в Иране. Можно надеяться на активную дипломатическую помощь Казахстана и Беларуси. Россию тоже нельзя считать монолитной в этом плане. Если правильно организовать информационно-дипломатическую работу среди стран ЕС, то и их помощь нельзя будет недооценивать. К сожалению, этого пока еще нет, и на этот аспект стоит делать больший упор.
— Какие из стран лишь имитируют свою поддержку на словах?
— В этом плане надо опасаться Ирана. Эта страна еще для самой себя не определилась, кого из сторон нагорно-карабахского конфликта больше поддерживает. Историческая близость наших народов в некотором роде создает «чемодан недоверия» друг к другу.
Отметим, что «независимым государством» Нагорный Карабах признали Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Это пророссийски настроенные регионы, которые и сами отдельными государствами не являются. Вопрос об их собственной государственности вышел в мировую повестку с подачи России, и трудно представить, чтобы без ее согласия они предпринимали сколь-нибудь важные шаги в своей внешней политике. Самопровозглашенная «Нагорно-Карабахская республика» в свою очередь признает «независимость» Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии. В отличие от Приднестровья, пока не признанного ни одним суверенным государством, «независимость» Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Венесуэла, Никарагуа и Науру, наделив их статусом частично признанных.
Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Совет Европы и ряд других международных организаций не признают самопровозглашенную «Нагорно-Карабахскую республику» и не раз высказывались в поддержку территориальной целостности Азербайджана. Эта позиция закреплена в соответствующих резолюциях. ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ не считают легитимными проводимые в Карабахе «выборы» в «органы власти».