НУРАНИ
Может ли страна обойтись… ну, скажем, без своей национальной валюты? Может. Во-первых, в странах еврозоны национальные марки, франки, песеты и драхмы уже давно заменило евро. А без своей армии? Тоже. Вместо нее часто функционируют силы самообороны, национальная гвардия или еще что-нибудь. А без национального авиаперевозчика? Тоже. Причем задача эта не такая уж трудная — достаточно ввести у себя концепцию «открытого неба».
Вот и Армения уже давно живет без своего национального авиаперевозчика. Здесь последовательно банкротились «Армянские авиалинии», «Армавиа», «Эйр Армения», «Армения»… Правительство говорило об «открытии неба», а журналисты били тревогу: Армения находится в блокаде, она просто не может позволить себе не иметь своей национальной авиации! И потом, как быть с летчиками? Они уже и так нанимаются летать в прямом смысле слова хоть в Африке, да еще «светятся» в весьма сомнительных операциях вроде доставки наемников и оружия…
Теперь, впрочем, в Ереване вновь мечтают о создании своей национальной авиакомпании. Причем и здесь рассчитывают на помощь России. Повод для оптимизма как будто есть. Во всяком случае, как сообщает Sputnik Армения, московские эмиссары дают понять: Россия хочет поддержать Армению в вопросе создания национального перевозчика и готова представить гибкие ценовые предложения для приобретения российских самолетов, предназначенных для эксплуатации новой компанией, а профильные ведомства России рассматривают возможности предоставления армянской стороне самолетов Sukhoi SuperJet 100.
Как напомнил в беседе со Sputnik Армения министр транспорта России Максим Соколов, новые и современные самолеты SSJ 100 производятся в восточной части России, в Хабаровском крае. «Сейчас прорабатываем проект, который предполагает создание российско-армянской компании и эксплуатацию этого современного самолета. Мы со своей стороны готовы всячески помочь, поддержать этот проект», — заверил Соколов. По словам министра транспорта России, обе стороны прекрасно понимают, что новый самолет будет стоить довольно дорого: на данный момент нет старых версий этих самолетов, потому что они были выпущены в недалеком прошлом.
«Какой-то парк все равно наши компании могут поменять на уже отработавшие, на новые типы самолетов. Таким образом, лизинговые платежи для нового перевозчика могут быть существенно дешевле», — пояснил министр, уточнив, что самолеты Sukhoi SuperJet 100 уже успешно используются в «Аэрофлоте». «Азимут» также осуществляет пассажирские перевозки этими типами самолетов. По словам министра, SSJ 100 также популярен в Европе и Мексике.
В свою очередь, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров ранее заявил, что новый национальный авиаперевозчик Армении начнет свою работу после того, как будет обоснована его экономическая рентабельность, уточнив, что новая авиакомпания будет использовать исключительно самолеты российского производства, в частности, SSJ 100.
Ура, туш и фанфары? Увы и ах. Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий был весьма осторожен в оценках, заявив, что успех создания национального авиаперевозчика Армении на основе Superjet 100 зависит от того, на каких условиях будут поставлены самолеты. «Все зависит от спроса по направлениям. Это было бы интересно, вопрос требует серьезных расчетов. Ни в коем случае нельзя говорить о нереализуемости проекта», — сказал Синицкий.
И хотя затем он добавил, что полеты из Армении в Россию экономически выгодны, уже только исходя из фактора диаспоры, осадок, как говорится, остался. Диаспора имелась всегда, но это не помешало банкротству аж трех авиакомпаний.
И самое обидное, что «суперджет» у Армении тоже был. Даже два. Армянской компании Armavia в апреле 2011 года был передан первый серийный самолет SSJ-100. Такой подарок Армении сделал тогдашнй глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян.
Через год планировалось приобрести второй подобный самолет, но «Армавиа» вынуждена была отказаться от сделки из-за финансовых проблем. «Мы надеялись, что к первым будет какое-то особое отношение: даже Boeing и Airbus, когда поставляют новые модели, проявляют особое отношение к покупателям, а здесь была не просто новая модель, а вообще первый гражданский «Сухой», — вспоминал в беседе с корреспондентом РБК бывший глава обанкротившейся Armavia Михаил Багдасаров.
Компания надеялась, что реклама нового самолета сыграет и в ее пользу. Расчет на «особое отношение» не оправдался: скидок и преференций компания не получила, говорит он. В начале 2013-го Armavia вернула самолет ГСС и затем обанкротилась. Более того, многие ереванские эксперты уверены: именно дорогие в обслуживании и эксплуатации «суперджеты» сыграли не последнюю роль в банкротстве «Армавиа». Справедливости ради, это не единственная версия.
Многие полагают, что «Армавиа» оказалось не по карману аэродромное обслуживание в аэропорту «Звартноц», переданном в концессионное управление аргентинскому дельцу Эдуардо Эрнекяну. Наконец, есть и те, кто предупреждает: в бедной стране просто не получится содержать авиакомпанию.
Но, так или иначе, сегодня перспектива нового появления «суперджетов» в армянском небе не вызвала у местной аудитории особого энтузиазма. Ереванский «Первый информационный» увидел в новой сделке по созданию некой совместной авиакомпании, летающей на «суперджетах», очередное свидетельство колониального статуса Армении (и, надо признать, был недалек от истины). Возмутившись, что первыми о новой сделке сообщили не армянские, а российские официальные лица и СМИ, «ПИ» делает вывод: «Уже тот факт, что мы получаем информацию не из армянских, а из российских источников, объективно порождает сомнения в прозрачности о эффективности этой сделки».
После чего переходит уже к политическим выводам: «О многовекторной политике не может быть и речи, потому что Армения находится под тотальным российским контролем, и это обстоятельство ставит под сомнение самостоятельную политику вообще — препятствуя установлению глубоких, серьезных отношений по всем остальным направлениям. Фактическое отсутствие субъектности Армении привело к тому, что в Армению не поступает западный капитал, а существующий — покидает страну. Со стороны Еревана так и не звучат четкие ответы на региональные программы Ирана, которые вскоре могут утратить свою привлекательность — после установления железнодорожного сотрудничества между Ираном и Азербайджаном. А наши власти, как ни крути, заключают очередную сделку с русскими. Коррупционную, не обеспечивающую развития».
А бывший начальник Главного управления гражданской авиации Шаген Петросян сообщил тому же «ПИ», что этим своим шагом Россия попыталась навязать нам свои самолеты Sukhoi SuperJet.
«В подобных случаях мы становимся полем для испытаний, вы знаете, что никто в мире так и не купил эти «Суперджеты», а те, кто купил — вернул обратно. В мире есть две состоявшиеся основные компании, производящие самолеты — Boing, Erbas. Почему мы должны покупать «Суперджеты»? Это то же самое, если купить и водить «Москвич», «Запорожец» или «Волгу»», — подчеркнул он.
Только вот выбирать между «суперджетами» и «эйрбасами» может та страна, которая готова платить за них «живые» деньги, а не выклянчивать в подарок.