За рубежом, Эхо

«Разоружение» по-еревански

НУРАНИ

СМИ России и Армении обсуждают очередную криминальную сенсацию: в одном из громких преступлений на юге России проявился «армянский след». Как нехотя напоминает ереванский «Спутник», в апреле 2017 года на 43-м километре трассы «Дон» произошла перестрелка, один человек — 34-летний чеченец Мухаммед Умалатов — был убит, еще трое получили ранения.

Теперь же издание «Московский комсомолец» сообщает: правоохранительные органы считают, что убийство на 43-м километре трассы «Дон» представителя компании ООО «Ранд-Транс» совершил 25-летний выходец из Республики Армения.

О перестрелке сообщили работники автозаправки, недалеко от которой разыгрывались сцены в стиле фильмов в жанре «экшн». Неизвестные преступники начали стрелять из трех легковых машин по водителям маршрутных микроавтобусов. После того, как у злоумышленников закончились патроны, они скрылись на автомобилях «Лада», «Шкода Октавия» и в микроавтобусе «Мерседес» в неизвестном направлении.

Результатом перестрелки стала смерть 34-летнего чеченца Мухаммеда Умалатова. Еще трое мужчин с огнестрельными ранами различной степени тяжести были госпитализированы в Домодедовскую больницу. Все они работали в ООО «Ранд-Транс». Стрелков на месте преступления задержать не удалось, зато правоохранители выяснили, что ООО «Ранд-Транс» и ООО «Сатурн Тревел» уже достаточно долго вели споры о получении маршрута незаконным путем, качестве транспорта и эксплуатации дорог. К тому же стало известно, что водитель ООО «Сатурн Тревел» за несколько дней до инцидента был избит неизвестными мужчинами.

Таким образом, возможно, что последующая стрельба — это некий ответ на это нападение. «В настоящее время проводится комплекс необходимых следственных действий, направленных на закрепление доказательственной базы», — рассказала изданию старший помощник руководителя ГСУ СК России по Московской области Евгения Кирюшина. Расследование в рамках уголовного дела продолжается.

Есть ли у этого преступления связь с «разборками» в самой Армении, эксперты не уточняют. Однако в те же дни, когда в России правоохранители сообщали о новых результатах расследования «автобусной бойни», президент Армении Серж Саргсян выступал с речью на расширенном заседании коллегии полиции РА.

По словам главы государства, за последние месяцы поводом для обеспокоенности общественности Армении стали преступления, о которых многократно говорилось в СМИ, и у некоторых создалось такое впечатление, что данные преступления стали следствием, результатом неэффективного противодействия представителей правоохранительных органов преступности.

«Уверен, что правоохранительные органы полностью контролируют оперативную ситуацию и нет никаких поводов для паники. Тем не менее, не могу не тревожиться насчет обеспокоенности наших граждан. Для меня лучшим критерием законности и правопорядка является мнение общественности», — уверял президент. Однако дал полицейским впечатляющую «накачку».

Сержик Азатович подчеркнул, что уже сегодня необходимо точно выявить все существующие проблемы и четко сформулировать дальнейшие планы. По его словам, одним из важнейших факторов предотвращения правонарушений является борьба с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Результаты этой работы на самом деле далеки от положительной оценки.

«Необходимо оперативно выявить и конфисковать незаконно хранящееся оружие и боеприпасы. Примите это в качестве моего поручения и одной из главных задач на ближайшие месяцы. Но сказанное мной вовсе не означает, что необходимо устраивать повсеместные облавы и обыски, нарушать спокойствие граждан, нарушать их права. В подобных случаях будут применены жесткие меры. Речь идет об активизации оперативных работ, и вообще, считаю, что любые безрезультатные обыски должны стать предметом расследования, должны быть предприняты соответствующие меры», — сказал президент.

Это заявление Сержа Саргсяна, по мнению многих экспертов, — верный признак, что обеспокоенность армянского общества ростом вооруженного насилия дошла уже до той черты, когда не реагировать на происходящее официальный Ереван уже не может.

Здесь необходимо пояснение. О сращивании в Армении власти с криминалом известно уже давно. Как и о том, что это «сращивание» по определению предполагает солидную «свободу рук» для местных «авторитетов», которым позволяется вершить свой не очень законный бизнес, если понадобится, «обдирать» простых граждан, но не посягать на власть. А иногда и выполнять «особые заказы». Но сегодня вооруженное насилие в Армении достигло уже опасной черты.

И столь обеспокоенное выступление Саргсяна пришлось на трагическую дату в истории Армении — 18 лет назад, 27 октября 1999 года, группа террористов во главе с Наири Унаняном ворвалась в зал заседаний Национального собрания Армении и в упор расстреляла членов правительства и парламента республики.

Жертвами нападения стали тогдашний премьер-министр Вазген Саркисян, спикер парламента Карен Демирчян, вице-спикеры парламента Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр по оперативным вопросам Леонард Петросян, депутаты Арменак Арменакян, Генрик Абраамян и Микаел Котанян. Депутатов террористы берут в заложники. Они звонят кому-то по редким тогда в Армении мобильным телефонам, явно нервничают.

У многих очевидцев создалось впечатление: «пятерка» во главе с Унаняном ждала чьей-то весомой поддержки, но не получила ее. В конце концов террористы сдались властям и были осуждены. ОДнако суд, длившийся 3 года, организаторов террористического нападения выявить не смог, а возможно, не рискнул.

Но теперь в Армении нарастает обеспокоенность. Продолжается процесс над лидером «Учредительного парламента» Жирайром Сефиляном и боевиками «Сасна Црер», захватившими полицейскую базу летом прошлого года. В другом суде разбирают дело «террористов из Норк-Мараша» — те тоже готовили вооруженный мятеж и даже запаслись оружием. В третьем расследуют попытку провезти в Армению ПЗРК «Игла» и сбить из нее вертолет Сержа Саргсяна…

И самое обидное, что Серж Саргсян не может быть до конца уверен даже в лояльности собственных «силовиков». В конце концов, и армия, и полиция — тоже часть общества.

Впрочем, в Армении уверены: правящая «команда» рассчитывает в случае чего опереться на поддержку российских солдат. Только вот полной уверенности нет и в их лояльности. «Ни для кого не секрет, что российское военное присутствие в Армении призвано обеспечивать не безопасность нашей страны, а интересы России и власть Саргсяна. Однако и сам Саргсян прекрасно понимает, что российские военные могут по приказу Москвы обратить оружие и против него, в случае, если Россия посчитает, что он ведет самостоятельную игру, — замечает сайт ArmenianReport.

«Но наш незадачливый президент в данном случае бессилен — зависимость его от Москвы из года в год лишь увеличивается, и сегодня он не вправе даже заикнуться о том, что командование российской военной базы дестабилизирует общественно-политическую обстановку в Гюмри и не ставит власти страны ни в грош».

И да, такая деталь: контроль над армянской армией Сержу Саргсяну тоже надо делить с Россией.И у кого тут приоритет, догадаться нетрудно.

А тогда уже понятно, что даже гипотетическая возможность такого вмешательства уже меняет и расстановку сил в оппозиционном спектре, и тем более представления этой самой оппозиции о том, какие методы борьбы допустимы, а какие — уже нет. Так, ереванская «Лрагир», комментируя сообщения, что Серж Саргсян подписал соглашение о российско-армянской Объединенной группировке войск, отмечает: «Все понимают, что если экономическую изоляцию, даже энергетическую монополию России можно переварить и исправить, то допуск чужих сил к армии может быть однажды расценен как государственная измена».

Так что «силовой вариант» в Армении не исключен. И при помощи «полицейского» разоружения его вряд ли удастся предотвратить.