Политика, Эхо

«Лавирование между Западом и Россией обеспечивает Азербайджану устойчивое развитие»

david-suxiashviliДж.АЛЕКПЕРОВА

В интервью Echo.az кандидат политических наук, грузинский политолог Давид Сухиашвили рассказал о политической ситуации на Южном Кавказе, отношениях Азербайджана и Грузии, а также своем видении решения нагорно-карабахского конфликта

— Как вы сегодня можете оценить политическую ситуацию в регионе Южного Кавказа?

— Политическая обстановка в регионе очень хрупкая. Кавказ был и остается очагом нестабильности, что обусловлено стратегическим расположением региона. Если говорить об Азербайджане, то за последние десятилетия страна стабильно развивается. Лавирование между Западом и Россией обеспечивает устойчивое развитие этой страны. Также на стабильность в Азербайджанской Республике повлияло решение президента Ильхама Алиева и правительства ограничить в стране деятельность фондов и прочих подобных учреждений, которые перед собой ставили цель «демократизации» Азербайджана. В последние годы мы стали свидетелями результата такой «демократизации» в Грузии и Украине. Думаю, что азербайджанский народ извлек уроки западной «демократизации» и не допустит погружения страны в такой же хаос, что мы наблюдаем сегодня в Украине.

Политическая обстановка в Армении же, напротив, нестабильна. В стране широко представлены разные фонды и «творцы» революции. Тесное сотрудничество с Россией и присутствие военной базы не допускают своего рода повторения украинских событий — армянского майдана.

Политическая ситуация в Грузии отличается от обстановки в других странах региона. После распада Советского Союза Грузия начала европейский и евроатлантический путь развития. Враждебная и конфронтационная политика Грузии по отношению к России, привела к разрушению экономики, войне 2008 года и потери 20% территории.

На сегодняшний день в политической жизни Грузии доминирует одна политическая сила, которая представлена двумя основными партиями — «Единое национальное движение» и «Грузинская мечта». Кроме этого, действуют и менее влиятельные партии — сателлиты. Такая политическая конъюнктура создает иллюзию политического плюрализма, но на самом деле Запад контролирует весь политический спектр Грузии. Для Запада Грузия является фактором сдерживания России. Правительство Грузии словно марионетка, которая не признает, что зеркальные меры России в отношении Тбилиси основаны на недобрососедской и агрессивной русофобской политике Грузии.

— Сегодня нагорно-карабахский конфликт является дестабилизирующим фактором в нашем регионе. Как вы считаете, есть ли возможность решить данную проблему мирным путем, либо военный сценарий неизбежен?

— До сегодняшнего дня вокруг карабахского конфликта ситуация остается взрывоопасной и непредсказуемой, надо искать мирные пути для решения этого конфликта. Мы все хорошо понимаем, что это долгий процесс. По моему наблюдению существует отчуждение и ненависть между азербайджанцами и армянами, что объяснимо. Конфликт надо решать мирным путем, но лидеры двух стран не проявляют большого желания сесть за стол переговоров, поскольку не хотят, чтобы их обвинили в уступчивости. Думаю, что лидеры двух стран должны поощрять проекты, цель которых будет сближение и диалог между народами.

— Хотелось бы перейти к двухсторонним грузино-азербайджанским отношениям. Как вы считаете, есть ли между сторонами сегодня недоговоренности?

— Грузия и Азербайджан успешно сотрудничают в экономической сфере. Азербайджан является вторым торговым партнером Грузии. Грузию и Азербайджан связывают стратегические проекты. Но потенциал двухсторонних отношений не до конца использован. Конечно, между сторонами есть и недоговоренности. Прежде всего, это касается темы делимитации азербайджано-грузинской границы, на которой расположен монастырский комплекс Давид Гареджи.

Напомним, что определение границы между двумя странами началось в 1996 году. Из-за спорных исторических объектов, таких как монастырский комплекс Давид Гареджи, процесс делимитации зашел в тупик в 2007 году. Отметим, что общая протяженность грузино-азербайджанской границы составляет 480 километров. В прошлом году главы МИД Азербайджана и Грузии заявили о намерении завершить делимитацию границы между государствами (Авт.).

— В последние годы часто затрагивают так называемый трехсторонний союз Азербайджан-Грузия-Турция. Как вы считаете, имеет ли он перспективы на будущее и может ли превратиться в экономический блок?

— Еще в 90-х годах прошлого века президенты Азербайджана и Грузии закладывали фундамент для прочного сотрудничества двух стран. Вовлечение Турции в совместные проекты позитивно повлияло на так называемый союз. Совместные проекты Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум дали возможность снабжать европейский рынок сырьем этого региона. Железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс, безусловно, увеличит товарооборот между государствами. Могу сказать, что трехсторонний союз успешно функционирует, но необходимо придать ему новую динамику. Я сомневаюсь, что этот так называемый союз в перспективе превратится в экономический блок. В регионе есть свои интересы у России. Говорить об экономическом блоке этой тройки без участия России, не учитывая интересы РФ, думаю, бесперспективно.