НУРАНИ
После распада СССР прошло не так уж много времени, но и здесь уже успели сформироваться свои стереотипные представления о том, чего можно и чего нельзя ждать от новых независимых государств. Страны Балтии уже вступили в НАТО и ЕС.
Украина, Молдова, Грузия и Азербайджан, которым с первых лет своей независимости пришлось отстаивать собственную территориальную целостность с оружием в руках, укрепляют свою государственность — пусть дорогой ценой, но всерьез и надолго. Армения, наоборот, эту государственность уже практически растеряла, превратившись в послушный форпост России.
Что же касается Центральной Азии, то здесь еще недавно влияние России было неоспоримым и непререкаемым. Короткая попытка США укрепиться в регионе закончилась по сути дела ничем: военные базы в Узбекистане и Кыргызстане были закрыты, двусторонние отношения если и не свернуты, то и не очень «продвинуты». Наконец, страны Запада не упускали случая «пройтись» по адресу местных «репрессивных режимов», «диктатур» и т.д.
Но теперь многое в регионе меняется, причем коренным образом. В Анкаре завершились переговоры президентов Узбекистана и Турции Шавката Мирзиеева и Реджепа Тайипа Эрдогана. По итогам подписано более 20 документов по различным сферам сотрудничества, сообщает пресс-служба президента Узбекистана.
Президенты приняли Совместное заявление глав государств. «Встреча на уровне президентов состоялась после 20-летнего перерыва, поэтому она имеет очень важное для нас значение. Мы провели встречи один на один с Мирзиеевым, а затем переговоры между делегациями. Эти встречи были очень продуктивными», — подчеркнул Эрдоган.
По словам президента Турции, с 16 марта следующего года авиакомпания Turkish Airlines приступит к выполнению регулярных рейсов между Стамбулом и Самаркандом. Стороны также подписали пакет документов о развитии сотрудничества в сферах торговли, промышленности, банковско-финансовой, инвестиций, туризма, грузоперевозок, здравоохранения, подготовки кадров, обороны и других.
В свою очередь, президент Узбекистана отметил, что Турция является надежным и важным партнером для страны на международной арене. «Мы готовы мобилизовать все свои силы для развития широкого и долгосрочного сотрудничества между странами», — сказал Мирзиеев. В заявлении для прессы Мирзиеев и Эрдоган указали, что переговоры прошли «в духе взаимопонимания и уважения».
Поясним: связи с тюркоязычными странами Центральной Азии Турция начала крепить и развивать еще с момента распада СССР. Но в самой Центральной Азии к такому повороту дел явно не были готовы и сближаться с Анкарой просто не решались. Теперь же, судя по всему, многое меняется.
Во всяком случае, The New York Times рискнула даже констатировать прогресс в сфере «прав человека». А здесь очень тяжело отделить факты от спекуляций. «Мухаммад Бекджанов, которого часто называли журналистом, дольше всех в мире находившимся в заключении, провел 18 тяжелых лет в одной из самых печально известных тюрем Узбекистана: одно из ее прозваний — «Прощай, молодость», — пишет газета.
«Меня обвинили в оскорблении президента Каримова», — рассказывает он. В тюрьме Бекджанов частично потерял слух и заразился туберкулезом.
И все же, несмотря на годы страданий и лишений, Бекджанов стал неожиданным вестником радикальных политических и экономических перемен в сегодняшнем Узбекистане, которые начались после смерти Ислама Каримова в прошлом году, — движения, которое иногда называют «узбекской весной», пишет NYT.
«На данный момент правительство расширило полномочия избираемых на местах советов, провело встречи с правозащитниками и этой осенью освободило тысячи учащихся от обычной каторжной работы по сбору хлопка на государственных полях за мизерную плату или вообще бесплатно. Оно также пошло на послабления для политической журналистики, разрешив несколько ток-шоу на телевидении в прямом эфире», — говорится в статье.
Многие политические обозреватели застигнуты врасплох — не в последнюю очередь из-за человека, который руководит этой повесткой: президент Шавкат Мирзиёев — бывший советский аппаратчик, и он провел 13 лет на посту премьер-министра при Каримове.
«Это момент надежды, — говорит исследователь из организации Human Rights Watch Стив Свердлоу. — Сейчас вопрос состоит в том, насколько это закрепится и структурируется».
«Некоторые усматривают в происходящем лишь отвлекающее заигрывание с либерализмом, которое имеет целью обмануть международных наблюдателей настолько, чтобы добиться снятия торгового эмбарго на хлопок — главный предмет экспорта страны», — отмечает автор. Тем не менее, если оттепель продолжится, она может перекроить политическую карту Центральной Азии. Через Узбекистан проходит важный путь снабжения военных операций США в Афганистане, он является потенциальным торговым партнером Афганистана и перевалочным пунктом сухопутной торговли между Китаем и Европой, рассуждает NYT.
Впрочем, куда большую пищу для размышлений дает другой процесс. В Азербайджан прибывает с визитом президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — он примет участие в открытии железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Казахстан уже начал формирование второго грузового поезда, который пройдет по железной дороге «Баку- Тбилиси-Карс».
Как передает Trend, об этом сказал посол Казахстана в Азербайджане Бейбит Исабаев на брифинге. По его словам, второй состав будет загружен углем, который предполагается доставить в Румынию. Посол напомнил, что на днях из казахстанского Костаная был отправлен первый грузовой состав из 82 контейнеров, который доставит зерно в турецкий Мерсин, пройдя по БТК. Кроме того, по его словам, Казахстан в ближайшие несколько лет поставит в Азербайджан для ЗАО «Азербайджанские железные дороги» различную железнодорожную продукцию на сумму свыше 500 миллионов долларов. А это уже, напоминают эксперты, формирование нового транспортного коридора в обход России, и им воспользуется не только Казахстан.
Заметны и идеологические «сдвиги». К явному возмущению Москвы, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал указ о переименовании Дня Октябрьской революции в День истории и памяти предков. 7 и 8 ноября в стране будут вспоминать события 1916 года, когда произошло восстание против Российской Империи. Текст указа опубликован на сайте главы государства, пишет Forbes со ссылкой на Лента.ру. В документе подчеркивается, что кыргызский народ всю свою трехтысячелетнюю историю стремился к независимости.
«Стремление народа к свободе было основной движущей силой событий 1916 года. Жестокое подавление восстания царскими карателями, многочисленные случаи кровавой расправы над мирными жителями и их вынужденное бегство на чужбину поставило народ Кыргызстана на грань выживания», — говорится в указе.
Парламенту страны рекомендовано объявить эти дни нерабочими, праздничными.
«Правительству Кыргызской Республики во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества провести 7 и 8 ноября 2017 мероприятия, связанные с очередной годовщиной Национально-освободительного восстания 1916 года, 100-летием Великой Октябрьской Социалистической революции и 80-летием политических репрессий. Рекомендовать депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики во взаимодействии с правительством Кыргызской Республики принять закон о переименовании Пика Ленина в Пик Манаса, так как сегодня это будет единственно верным решением, продиктованным самой многовековой историей народа Кыргызстана», — говорится в указе.
Как говорится в документе, стремление народа к свободе и независимости было основной движущей силой событий 1916 года.
«Жестокое подавление восстания царскими карателями, многочисленные случаи кровавой расправы над мирными жителями и их вынужденное бегство на чужбину поставило народ Кыргызстана на грань выживания. Согласно архивным данным, самые драматичные события и наибольшие человеческие жертвы во время «?рк?на» относятся к осеннему периоду 1916 году», — отметил Атамбаев.
Восстание 1916 в Средней Азии, в том числе и на территории современного Кыргызстана, началось после указа о привлечении на тыловые работы мужского населения региона, напоминают эксперты. Беспорядки вспыхнули в июле в Ходженте Самаркандской области и охватили практически всю Среднюю Азию и Казахстан. Подавление мятежа привело к многочисленным жертвам среди мирного населения, вынудив многих бежать за пределы Российской империи.
И на фоне начинающегося в Центральной Азии «передела сфер влияния» на новый уровень выходит скандал с попытками РФ «навести мосты» с афганскими талибами. На заседании Совета Россия — НАТО в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе был поднят вопрос о поддержке талибов в Афганистане, но российская сторона все обвинения отвергла, сообщил генсек НАТО Йенс Столтенберг. «Некоторые члены альянса говорили о том, что афганское правительство обеспокоено российской поддержкой движения «Талибан»*. Россия отмела эти обвинения, и вопрос этот обсуждался», — сказал генсек НАТО.
Анализ проблем Афганистана у НАТО и России существенно различается, но мы разделяем интерес к безопасности в этом регионе, цитирует пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску резюме Столтенберга в своем Twitter. Позицию же РФ пояснил ТАСС директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов, который принял участие в заседании совета. НАТО не представило никаких документальных свидетельств в подтверждение своих обвинений: «Никаких документов не было предоставлено, только слова», — сказал он. Кроме того, спецпредставитель президента РФ по Афганистану заявил, что Россия дает более адекватную оценку ситуации в Афганистане, в отличие от НАТО. Альянс подает ситуацию в более «радужных» тонах. «Мы в России не то чтобы пессимисты или оптимисты, тем более для оптимизма не видим оснований, мы просто реалисты», — сказал Кабулов.
Известно и другое. Когда в СМИ появились первые «утечки» о возможной финансовой «подпитке» талибов со стороны РФ, многие эксперты высказали предположение: талибов Москва рассматривает как возможный «противовес» набирающему силу «Исламскому государству». Однако в такую стратегию верится с трудом. Куда логичнее предположить, что талибы для России — это прежде всего «противовес» США и инструмент дестабилизции Центральной Азии — с тем, чтобы там уже не строили планов по выходу из-под влияния России. Другой вопрос, что такая политика может оказаться и слишком опасной для Москвы, и не столь «результативной», как ей бы того хотелось.